ПОИСК
Україна

Гайдамака: «По моему проекту вся музейная часть Мемориала памяти жертв Голодоморов должна была быть подземной… »

16:13 30 листопада 2010
Інф. «ФАКТІВ»
Автор Мемориала народный художник Украины Анатолий Гайдамака рассказал «ФАКТАМ», как создавался музей

В День памяти жертв Голодоморов и политических репрессий в Украине зажгли сотни тысяч свечей, поминая тех, кто не пережил геноцида, организованного в 30-е годы прошлого столетия. К Мемориалу пришли тысячи киевлян и гостей столицы, чтобы отдать дань памяти миллионам убитых Голодоморами, чтобы найти в списках невинных жертв своих родственников, чтобы рассказать детям и внукам о тех, кто остался лежать в безымянных могилах по всей Украине.

С Анатолием Гайдамакой (На фото), народным художником Украины, автором Мемориала, мы пообщались накануне Дня памяти.

«Опасности для монумента нет, он не упадет, я вас заверяю»

- Анатолий Васильевич, как обстоят дела с монументом памяти жертв Голодоморов в Киеве, на стенах которого якобы уже появились трещины?

 — Это вовсе не трещины, а технологические швы. Склон парка Славы состоит из двух грунтов — материкового и насыпного. Часть монумента находится на одном, а часть — на другом. Технологические швы сделаны на стыке грунтов, благодаря чему в случае оползня нижняя часть монумента не потянет за собой верхнюю. Сам же технологический шов до определенного времени будет расширяться, и это нормально. Опасности для монумента нет, он не упадет, я вас заверяю.

РЕКЛАМА

Есть другая проблема — грунтовые воды, и нужно срочно делать гидроизоляцию. Ведь строилось все, как на пожаре. Президент Ющенко затянул с началом этого строительства. Мемориал памяти жертв Голодоморов, который был его лебединой песней, умудрился превратить в полуфабрикат! Виктор Андреевич не мог решить, каким должен быть монумент.

До последнего дня проводил конкурсы на лучшую скульптуру-идею Голодоморов. Были ужасные образы: что-то страшное с косой в руках, кого-то куда-то тянут, режут, душат… Ющенко собрал скульпторов в Украинском доме и сказал: дайте мне через десять дней идею скульптуры о Голодоморах! А ведь скульпторы мыслят скульптурным изображением человека, а не пространственно. Когда мне принесли такой проект и сказали, вот это будем строить, я ответил: извините, такое строить просто нельзя!

РЕКЛАМА

- После этого вы отказались работать над монументом?

 — Просто довел до конца определенный этап работ… Я предлагал проект, по которому вся музейная часть комплекса должна была быть подземной, а парк Славы оставался бы неприкосновенным. Увы, не удалось.

РЕКЛАМА

- Вы согласитесь завершить начатое?

 — С удовольствием! Прежде всего  следует упростить задачу: как людям удобнее доехать к Мемориалу с набережной Днепра. Нужно прорыть тоннель под Парковой дорогой, построить эскалатор, ведущий к станции метро «Днепр», и соединить ее с музейным комплексом. Это был бы прекрасный маршрут для туристов, кроме того, появится удобная эскалаторная дорога на Печерск, увеличится пассажиропоток на вечно пустой станции метро «Днепр».

- А сам музей нужно переделывать? Говорят, его оборудование стоит миллионы долларов?

 — Усовершенствовать надо и сам музей. Прежде всего документально объяснить людям: почему Голодоморы начались в нашей стране. Ответ простой: оглянитесь на 1917 год. Если бы не было красного шабаша, то и не было бы голода, страшных войн. Да, не исключаю, что существовала бы империя, но не было бы тех бед, которые свалились на наши головы… Но что говорить, когда Институт национальной памяти у нас возглавляет коммунист? Вторая часть мемориала не должна быть помпезной, достаточно небольшого здания у подножия существующего мемориала, в котором можно открыть музей политических репрессий. И все, поставить точку. (Пауза. ) Жить наконец-то будущим, а не прошлым!

«Делаю в Москве — в Музее вооруженных сил России — большой Зал Победы»

- В последнее время вы много работаете в России…

 — Делаю в Москве — в Музее вооруженных сил России — большой Зал Победы. Там будет выставлен оригинал легендарного Знамени Победы, которое в 1945 году подняли над Рейхстагом. Строится большая витрина (стоимостью пять миллионов рублей) со специальным климат-контролем. Композиция представляет собой огромный зал высотой в

16 метров: специальная подсветка, кино и телевизионная связь. Установят большие телеэкраны, на которых в режиме реального времени будут транслировать картинку из городов бывшего СССР и зарубежья, где стоят памятники советским воинам.

Раньше публике показывали лишь копию Знамени Победы, а оригинал хранился в фондах музея. Знамя износилось за годы и требует особого внимания. Пришлось поломать голову: как сделать так, чтобы оно не лежало у ног посетителей — его можно показать лишь в горизонтальном положении. Решение нашел: знамя поднимем на высоту в пять метров и разместим над рельсами от «катюш» — как залп Победы. Саму композицию подготовим до Нового года, а весь комплекс — до 9 мая. Впервые будет освещена воинская доблесть не только советских солдат, но и стран-союзниц: Франции, Англии, США. Это очень важно, поскольку раньше риторика была таковой: в войне победил Советский Союз, сейчас руководство РФ сменило курс, и это, считаю, правильно.

- Недавно вы сделали еще один музей для россиян — в Китае.

 — В сентябре этого года, накануне визита в Китай президента России Дмитрия Медведева, меня срочно вызвали в Москву из Крыма. Попросили сделать временный музей в китайском городе Порт-Артур (теперь — Люйшунь). Там был только мемориал, в котором предстояло создать временную музейную экспозицию, рассказывающую о событиях 1945-1953 годов.

- Тематика, конечно же, военная?

 — Да. Нужно отдать должное России — страна взялась за реставрацию заброшенных кладбищ и памятников советским воинам за границей. Начали с Порт-Артура. Там есть огромное кладбище российских воинов, погибших в войну 1898-1905 годов. Еще в царские времена Россия поставила на этом месте большой мраморный крест. Позже появилось кладбище уже советского периода — после капитуляции Японии во Второй мировой и Корейской войнах. На реконструкцию Россия выделила 12 миллионов долларов. Сделали дренаж, вырубили заросли, подняли упавшие надгробия. Сейчас изучают архивы, ищут имена и фамилии солдат, и я вам скажу, что украинцев там немало. Судя по фамилиям — третья часть погибших!

- Музей понравился Медведеву?

 — Да. Он даже не догадался, что это временная композиция. Настоящий музей нам еще предстоит сделать. Была интересная встреча Медведева с ветеранами Второй мировой войны — китайцами и россиянами. Кстати, на стендах музея ветераны из России нашли свои фотографии, а некоторые спустя много лет побывали на могилах однополчан. Была на этой встрече и дочь Мао Цзэдуна, подарила мне книгу. Просил ее написать что-нибудь на русском, но она сказала, что забыла язык, хотя раньше хорошо знала.

Познакомился с российским бизнесменом, который, кстати, и выделил миллионы на обустройство кладбища, — это депутат Госдумы Андрей Скоч. Говорю ему: «Андрей Владимирович, вы, наверное, большой души человек, раз такие деньги выделили. У нас в Украине, увы, такого нет… » А он мне: «Так я тоже с Украины — родился и вырос в Запорожской области!» Я ему предложил возрождать заброшенные памятники на его родине. В запорожском Музее украинского казачества на Хортице крыша протекает шесть лет! И денег на ремонт никто не выделяет!

«Внутри павильона Украины на «Экспо-2010» смотреть было нечего!»

 — Вы участвовали в подготовке украинского павильона «Экспо-2010» в Шанхае. Чем удалось удивить китайцев?

 — «Экспо-2010» — это все равно, что для певцов «Евровидение», нужно готовиться как минимум год! Но, увы, задание мне дали в последний момент, мол, придумайте что-нибудь… Тема — города прошлого, настоящего и будущего. Предлагали везти на «Экспо-2010» макет Киева. Говорю им: чем мы удивим китайцев? Домами на Позняках или «Парусом» на Бессарабке? Да у них сотни таких домов!

- Что же получилось в итоге?

 — Пришлось вернуться к нашим истокам, древней Трипольской цивилизации, которой шесть тысяч лет. На территории Китая была такая же цивилизация — яншао, но она на три тысячи лет младше нашей. А вот система знаков настолько похожа, что лишь специалист может найти различия. И что удивительно, знаки «инь» и «янь» родом вовсе не из Китая или Японии — это наше! Вот и получилась интрига: я сделал со знаками «инь» и «янь» решение фасадов нашего павильона. И сработало! Посетители пошли изучать неизвестную Украину — 20 тысяч человек за день проходило! Правда, текст, повествующий о нашей стране, был написан неграмотно, видимо, не нашли нормального переводчика…

- Значит, был успех?

 — Увы… Дальше павильоном я не занимался. Не дали ни времени, ни средств, ничего! Что говорить, если мы, как нищие, арендовали у китайцев павильон. Та же Россия построила свой, вложив 50 миллионов долларов! Внутри украинского павильона смотреть было не на что! 60 процентов площади занимал бездарно оформленный ресторан одного из народных депутатов, простоявший с мая по ноябрь! А Италия, например, каждый месяц меняла свою экспозицию!

- Анатолий Васильевич, что вас поразило больше всего в Китае?

 — Китайцы строят грандиозную страну! Весь Китай пронизан магистралями скоростных поездов. Сейчас они хотят запустить составы, которые будут ездить со скоростью 450 километров в час! Тот мост с выездом на Оболонь, который строили в Киеве несколько лет, китайцы построили бы за месяц! В Шанхае мы случайно попали на бывший сталелитейный завод. Огромную территорию власти отдали художникам! Красивые газоны, ухоженные дорожки, галереи — райское место. У нас такое просто невозможно! Только в одном Шанхае таких объектов 72! Представляете!? Мы тут макушку чешем: почему Китай так быстро развивается? А потому что руководство страны понимает и ценит свои историю и культуру! Там художественный вуз — это 20-этажный дом с современными мастерскими для художников. О нашей киевской Академии художеств, где в коридорах можно ногу сломать, вспоминать не хочется.

- У нас и с Андреевского спуска выселяют художников…

 — … которые создали эту улицу! Теперь на Андреевском спуске осталась только моя мастерская, но и на меня начались наезды! Говорят, мол, придем проверять «доцiльнiсть використання площi». Мне сделали поблажку — продлили аренду на три года, но я ровно год потратил, чтобы оформить договор! В этой мастерской я фактически живу уже более 25 лет. Через нее прошли тысячи людей: Пьер Ришар, Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, дипломаты, послы, премьер-министры разных стран. И никто из них не спрашивал про «доцiльнiсть», просто пили чай, говорили об искусстве, о чудесной стране Украина… А теперь на Андреевский спуск положил глаз один ну очень известный политик и бизнесмен. И он окончательно захватит весь спуск. И все — точка. Будут строить бутики, продавать платья и трусы от «шанель»…

- Анатолий Васильевич, вижу у вас макет памятника — парень уверенно шагает с книжкой.

 — Это проект памятника Николаю Сядристому, автору уникальных микроминиатюр и моему хорошему другу. Земляки решили установить ему памятник при жизни, в его родном селе. Николая Сергеевича я изобразил пацаном, он идет по камням в вечность. Некоторые возражали, мол, давайте сделаем его в возрасте. Но я настоял. Да и Сядристый хочет остаться в памяти людей молодым. Это уникальный человек! Со своими работами объездил весь мир, встречался с президентами практически всех стран. Гениальную личность у нас в Украине, увы, не понимают, не видят и не ценят! Такова сегодняшняя реальность (тяжело вздыхает), но история все расставит на свои места!

2996

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів