ПОИСК
Інтерв'ю

Александра Маринина: «Мой начальник в милицейской академии, говоривший с акцентом, как-то заявил: «Если нэ умэешь писать, приди ко мнэ, скажи — я тэбя научу»

18:30 13 січня 2011
Інф. «ФАКТІВ»
На днях в продажу поступит новый роман писательницы, в котором дело снова ведет детектив Анастасия Каменская

Восемь лет назад Александра Маринина (настоящее имя — Марина Алексеева) «распрощалась» с Настей Каменской. Читателям было жаль расставаться с полюбившейся героиней, но ничего не поделаешь: воля писателя — закон. И вот в 2010 году Маринина выпустила книгу под названием «Жизнь после жизни», в которой снова действует всеми любимая героиня. А в конце января нынешнего года в продажу поступит двухтомник «Личные мотивы». И вновь главный персонаж — Каменская. Мы встретились с автором детективных историй о Каменской и спросили, почему она решила «воскресить» свою Анастасию, а заодно поговорили о творчестве, о личной жизни…

«Когда только начинала писать о Каменской, я вложила в нее очень много своих черт»

- Марина Анатольевна, расскажите, что изменилось в жизни Каменской за те семь лет, пока вы о ней не писали. И, кстати, почему она так надолго исчезла?

 — Был такой период, когда мне стало неинтересно о ней писать. Меня тогда увлекали другие моменты, которые можно было раскрыть в сюжете, и Каменская в него никак не вписывалась. Потом была двухлетняя пауза, когда я вообще ничего не писала. Затем придумала большую семейную сагу в трех томах. И уже после нее в какой-то момент почувствовала, что созрела для написания новой книги о Каменской. Но, посмотрев на календарь, с ужасом поняла, что в 2010 году моей Насте исполнится 50. Нельзя оставлять ее работать на Петровке, это будет неправдой: в 50 лет ее просто отправят на пенсию и даже не скажут «до свидания». Деваться от этого было совершенно некуда, поскольку в одной из книг был заявлен возраст Каменской. Сделать вид, что, как и в 2003-м, ей по-прежнему 43, нельзя. Пришлось принимать радикальное решение.

- И какое же?

РЕКЛАМА

 — Я отправила Настю на пенсию. Там она просидела меньше месяца, очень быстро выспалась и набездельничалась, после чего приняла предложение своего старого друга Стасова уйти в частное детективное агентство. И уже как частный детектив Каменская отправляется в город Томилин — там-то и происходит действие книги «Жизнь после жизни».

- После такого долгого перерыва трудно было начинать писать?

РЕКЛАМА

 — Нет, как-то легко это пошло, и я так быстро с ней расправилась, что следом написала еще одну книгу о Каменской. Двухтомный роман «Личные мотивы» поступит в продажу уже в конце января.

- Экранным образом Каменской вы довольны?

РЕКЛАМА

 — В принципе, да. Другое дело — это не совсем та Каменская, о которой я писала в книге. И внешне она выглядит не так, и по манерам, и по характеру, и по моторике. Но то, что сделала Елена Яковлева, достойно одобрения и моей благодарности.

- Вы участвовали в выборе актрисы?

 — Когда готовились к съемкам самой первой «Каменской» — это были 1998-1999 годы, — я много общалась с режиссером Юрием Морозом. Он мне приносил кассеты с пробами, там было восемь или девять актрис. Я выбирала, а Юрий мне говорил: «Мы снимаем

16-серийный фильм. То, что ты выбрала, — идет три минуты. А за 16 серий эта актриса зрителям надоест». Проб Елены Яковлевой там не было, ей предложили эту роль в самую последнюю минуту… Сейчас я не исключаю, что в принципе можно было найти актрису, которая была бы похожа на мою Настю Каменскую…

- Флобер говорил про «Госпожу Бовари»: «Эмма — это я». А насколько Настя Каменская — это вы?

 — Когда только начинала о ней писать, 18 лет назад, — это была я. Тогда я действительно вложила в нее очень много своих черт. Но с тех пор прошло много времени. До 1998 года я жила примерно так же, как и Настя, а потом наши пути разошлись: я ушла на пенсию и стала домохозяйкой, а Настя продолжила свою карьеру. Но и сейчас, если у меня случается какое-либо серьезное переживание, я вкладываю его в Настю или в какого-нибудь другого персонажа. Посмотришь со стороны на это переживание — и становится понятнее, стоит ли так сильно расстраиваться по какому-то конкретному поводу.

- А у вас не было мысли заменить Настю Каменскую новым героем?

 — Вопрос непростой. Я долго над этим думала и пришла к выводу, что у меня только два пути. Первый — какое-то время продолжать писать о Каменской в роли частного детектива — лет еще 10-15. Но боюсь, что мне самой это может надоесть гораздо раньше, потому что я человек с неустойчивыми интересами. И второй вариант — это действительно придумать какой-то новый персонаж, который через три-четыре книги просто вытеснит Настю. Но такого героя я пока не придумала.

- И каким же, по-вашему, должен быть этот персонаж?

 — Он должен быть полной противоположностью Насте. Во- первых — мужчиной, который не имеет права быть ленивым. У меня ленивая Настя, и повторять эту черту я не могу. Во-вторых, он — холостяк или же, напротив, многодетный отец. Словом, состоять в таком же браке, как Настя, он не может — это будет повтор… То есть придумать нового героя, отвечающего всем заданным требованиям, очень трудно…

- Но хоть наметки имеются?

 — У меня есть одна мысль, очень спорная, даже опасная — с точки зрения возможного неприятия читателей. Не скажу какая — боюсь критики. Чуть позже я эту мысль реализую, как-нибудь вторым планом. И если читатель ее примет, тогда уже подумаю о том, чтобы постепенно выводить нового героя на первый план.

- А Каменскую вы долго придумывали?

 — Настя у меня родилась в 1992 году. В то время придумывать было намного проще, потому что российских детективов выходило немного и создать персонаж, который не похож ни на кого другого, было нетрудно. А сегодня, когда подобных героев пруд пруди, — это большая-большая проблема…

«Преступлений, о которых можно написать книжку, — одно на миллион. Остальное — банальщина: напился, подрался, украл… »

- Остальные ваши персонажи — они выдуманы или списаны с реальных людей?

 — По-всякому. Есть герои, почти полностью взятые из жизни. Есть — частично мною, что называется, подсмотренные и немного «подкрашенные». Некоторых я мозаично слепила на основе нескольких реальных прототипов. А есть и целиком придуманные, но даже такие образы тоже основаны на том, что я когда-то видела, или о чем мне рассказывали.

- Те, с кого «списывали», узнают себя на страницах ваших книг?

 — Были люди, которые себя узнавали, и им это очень не нравилось. Другие, узнав себя, остались довольны. Некоторые себя не «опознавали», но их узнавали другие — бегали к ним, раскрыв книжку, и говорили: «Посмотри, какая гадина: что она про тебя написала!» После этого у меня даже были неприятности на службе…

- А сюжеты также взяты из жизни?

 — Тоже по-всякому. Я пока занималась своей службой в МВД, фабул всяких преступлений узнала много. Но преступлений, о которых можно написать книжку, — одно на миллион. Остальное — тоска, банальщина: напился, подрался, украл… В книгах все придумано, но это придуманное состоит из реальных элементов. Например, в книге «Шестерки умирают первыми» — ситуация, когда киллеру заказывают его… самого. Да, она придумана, я такого дела не видела и не читала, может, оно действительно где-то имело место, но мне не попадалось. Однако, поскольку сюжет завязан на вывозе из нашей страны золотосодержащих отходов, история реальна. В свое время это дело раскрывал мой муж — он мне, собственно, фабулу и рассказал. Причем объяснил: на чем строится прибыль, кто с кем договаривается, кто, куда и что вывозит…

- Где вы предпочитаете писать — в офисе или дома?

 — Мне лучше всего работается в кабинете у моего литературного агента. Для меня, как человека, пишущего быстро и много, в первую очередь важна клавиатура. А у литагента стационарный компьютер и хорошая для моей руки клавиатура. Могу работать и на кухне с ноутбуком — я его называю «мой маленький белый дружок». Но у него клавиатура проблемная: заедает кнопка Shift — приходится сбавлять скорость, а меня это сбивает и раздражает…

- Чем питаетесь, когда пишете книгу?

 — Я пью кофе. Выпиваю от четырех до шести чашек. Меньше не получается, но и больше — тоже…

«Путешествовать не люблю. Надо лететь в самолете, а там нельзя курить. Дома лучше!»

- Вы любите путешествовать?

 — Нет, не люблю. Надо менять бытовые условия, мыться в другой ванне — не в той, к которой привыкла… Надо рано вставать, ехать в аэропорт… Надо лететь в самолете, а там нельзя курить… Нет, дома лучше!

- Что вы читаете?

 — Когда пишу, не могу воспринимать другие книги: прочтя две строчки, начинаю думать о своих героях, и у меня получается каша в голове…

- Знаю, что ваш любимый писатель — Артур Конан Дойл…

 — Уже нет. Я его очень любила в детстве. Первые три тома, где рассказы о Шерлоке Холмсе, просто развалились — настолько я их зачитала! Помню все наизусть. Но уже лет 30 не читаю…

- А детективные сериалы смотрите?

-  Зарубежные не смотрю, потому что они идут глубокой ночью, а я, как маленькая, ложусь спать в десять часов. Если удается приобрести на диске — тогда да. Недавно мы с мужем купили сериал «Побег», и это был караул! Время — три часа ночи, четыре… Но каждая серия заканчивалась на такой высокой ноте, что просто невозможно было идти спать. Смотрела, пока меня не вырубало… Что же касается наших сериалов, то, если они идут в удобное время, я их смотрю.

- Ваше отношение к любовным романам?

 — Я их не покупаю — не знаю даже почему. Охотно верю, что среди них есть и хорошие произведения. Но, наверное, сейчас в моей жизни такой период, когда любовная тематика мне не интересна. Волнуют другие переживания — связанные с потерей близкого человека, с чувством мести. С местью мне всегда было интересно работать. Кстати, именно об этом мой новый роман «Личные мотивы».

- Сегодня много правонарушений совершают сотрудники правоохранительных органов. Это может стать темой для книги?

 — Писать об этом книгу — бессмысленно. Потому что ничего нового — того, чего не знали бы граждане нашей страны, — в этом нет. В рядах милиции огромное количество людей с нарушениями психики. Среди них есть и алкоголики, и наркоманы, и люди, не понимающие, что нравственно, а что безнравственно. Уже столько было сделано об этом журналистских материалов!..

- Как вы смотрите на то, что вместо милиции сделают полицию?

 — Я об этом писала в журнале «Милиция» еще 20 лет назад. Статью прочитал начальник нашей Академии МВД, он отругал моего начальника, а тот в свою очередь — меня. Долго кричал, хотя материал мой не видел. Он был нерусский и говорил с акцентом: «Если нэ умэешь писать, приди ко мнэ, скажи — я тэбя научу!» После этого я стала писать под псевдонимом…

887

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів