История современности

«Нонна Копержинская не пропускала ни одного матча с участием киевского «Динамо». Она знала всю футбольную статистику и имена всех игроков столичного клуба»

0:00 19 мая 2010   2969
«копержинская не пропускала ни одного матча с участием киевского «динамо». Она знала всю футбольную статистику и имена всех игроков столичного клуба»
Сергей ИВАНИЦКИЙ, «ФАКТЫ»

Замечательной украинской актрисе театра и кино Нонне Копержинской исполнилось бы 90 лет

 

За всю свою актерскую карьеру Нонна Копержинская сыграла лишь несколько главных ролей в театре. В кино же главных ролей у нее не было вообще. Тем не менее актриса навсегда запомнилась широкому зрителю по фильмам «Сватанье на Гончаровке», «Королева бензоколонки» и «За двумя зайцами». Ее колоритные персонажи были настолько естественными, что, казалось, она и не играет вовсе. Копержинская могла легко перевоплотиться из комедийного образа в трагический. Может быть, потому, что комедии и трагедии часто переплетались в ее собственной жизни.

Первый брак Копержинской распался. Театральные «баснописцы» утверждают, что второго супруга, режиссера Павла Шкребу, она полюбила лишь по одной «причине». Однажды на репетиции у Павла Марковича, изображавшего чиновника, в момент прыжка случайно лопнула резинка штанов — и актер… остался в чем мать родила. В зале разразился дикий хохот. Впоследствии Нонна Кронидовна говорила: «Своего Павлушу я полюбила за очень большие достоинства!»

Второго сына Копержинская родила в сорок лет. Сейчас он живет за границей. А старшего сына отняла неизлечимая болезнь. Когда это случилось, актриса едва не умерла сама. Ее спасли друзья, которых у Копержинской было много.

В Театре имени Ивана Франко Нонну Кронидовну ласково называли мамой — за умение дать совет и помочь в трудную минуту. О своей близкой подруге «ФАКТАМ» рассказывают старейшины театра Галина Яблонская и Наталья Милютенко.

«Нонну называли второй Раневской»

- Копержинская не играла на сцене — она на ней жила, — говорит Галина Яблонская.  — Нонну называли второй Раневской. Она была очень неординарной личностью. Например, наотрез отказывалась вступать в Коммунистическую партию. Обожала анекдоты, могла в разговоре выдать сочную нецензурщину. Но это не воспринималось как грязная брань. Скорее, добавляло необходимого в некоторых ситуациях перца.

В Театр имени Ивана Франко меня пригласили из Днепропетровска в 1951 году. В Киеве было очень трудно адаптироваться. Труппа сразу принялась меня обсуждать: откуда она пришла, с кем спит, на какие роли претендует? И тогда под свою опеку меня взяли Наталья Яковлевна Мищенко (Милютенко) и Нонна Кронидовна Копержинская.

Играть на одной сцене с Копержинской было очень интересно и одновременно сложно. С ней нельзя было фальшивить. Случалось, приходилось репетировать до тех пор, пока Нонне не понравится, пока она не почувствует, что ты выкладываешься на все сто.

- Что вас больше всего поражало в Нонне Кронидовне?

- Искренность. В театре первый день после отпуска называли «Иудиным днем». Все актрисы при встрече целовались, говорили друг другу комплименты: «Боже, как я рада тебя видеть! Ты так хорошо выглядишь!» Но стоило отвернуться, как за спиной звучало: «Ну и располнела она за лето!» Так вот Копержинская никогда не позволяла себе подобного. Если она говорила какие-то вещи в глаза, это всегда было искренне.

Однажды у нас произошел конфликт. У меня были приятельские отношения с актрисой Мариной Захаренко, женой Александра Корнейчука. По просьбе Марины я была свидетельницей на их свадьбе. Когда у меня родился сын, Захаренко попросила назвать сына Александром, в честь Корнейчука. Я так и сделала, предложив Александру Евдокимовичу стать почетным отцом моего ребенка (тогда, в советские времена, крестным отцом не называли). Наталья Яковлевна (Милютенко.  — Авт. ) и Нонна Кронидовна сразу ополчились против меня: «Влезла в кумовство ради карьеры! Как тебе не стыдно?!» Я пыталась им объяснить, что ни на что не претендую, но тщетно. Они демонстративно сторонились меня. Потом мы все-таки помирились. Было очевидно, что благодаря кумовству с Корнейчуком я ничего в театре не добилась. Напротив, долгое время оставалась без ролей.

Нонна часто помогала мне в быту. Пока я лежала с первым ребенком в роддоме, она постоянно звонила туда, интересовалась, как я себя чувствую, а после моей выписки каждый день приходила ко мне домой и рассказывала, как правильно пеленать ребенка.

«Когда ее уволили на пенсию, Копержинская ужасно обиделась»

- О юмористических ситуациях с участием Копержинской сочинили не одну байку…

- Расскажу об одном смешном случае. Нонна ненавидела подземные переходы. Как-то мы возвращались домой из театра. Доходим до подземного перехода, вдруг Копержинская дергает меня за рукав и говорит: «Галю, бери мене пiд руку. Пiдемо через дорогу по горi. I нiчого, що мiлiцiонер сто∙ть. Я буду шкутильгати. Якщо вiн нас зупинить, скажемо, що у мене проблеми з ногою». Договорились. Стоило нам ступить на проезжую часть — милиционер оказался тут как тут: «Почему не соблюдаете правила дорожного движения?» Я стала объяснять: «Товаришу мiлiцiонер, я йду iз заслуженною артисткою Нонною Копержинською. Лиха бiда ∙∙ спiткала — трапилася халепа з ногою. Дозвольте пройти… » К нашему удивлению, блюститель порядка нас пропустил и даже… раскланялся.

Да, Копержинская любила пошутить. Но под конец жизни ей стало не до шуток. Нонну угнетала ситуация в театре, несправедливость по отношению к ней. Она часто садилась в сквере возле театра и повторяла: «Все! Ось цей сезон допрацюю ў йду на пенсўю! Не хочу!» Но на следующий год все снова повторялось. Так продолжалось до тех пор, пока новое руководство не уволило стариков на пенсию — мол, нечего за просто так деньги получать. Копержинская ужасно обиделась. И очень близко приняла к сердцу расставание с театром. Встречая Нонну на Майдане, где она часто прогуливалась, я интересовалась, как у нее дела. Копержинская задумчиво вытаскивала сигарету изо рта и отвечала: «Хўба це життя?»

Потом у Нонны случилось горе: от рака легких умер ее старший сын Евгений, который жил в Чехословакии. Виной всему чрезмерное курение. Нонна тоже была заядлой курильщицей, и никто так и не смог отучить ее от этой пагубной привычки.

- Нонночка была абсолютно лишена чувства эгоизма, — вспоминает Наталья Милютенко.  — На гастролях Копержинская всегда уступала мне бЧльшую кровать. Я пыталась протестовать: «Нонна, чого я повинна лежати на такому великому лiжку, а ти — бозна на чому?» Но Копержинская была непреклонна: «Мовчи! Не твої дiло!»

Одно время Нонну сильно мучило больное колено. Я предложила приложить сон-траву с медом. Не знаю, сколько Нонна носила повязку, но, когда она ее сняла, все колено покрылось волдырями, из которых сочилась сукровица. Страшно было смотреть. Я беспокоилась, что с этим делать, а Нонна все перевела в шутку: «Ой, дивўться, як мене гарно Наталка вилўкувала!» Самое интересное, что когда колено зажило, то боль прошла и больше никогда уже ее не беспокоила.

К любой ситуации Нонна могла подойти с юмором. Любила травить анекдоты. Расскажу ее любимый. «Секретарь райкома говорит своему заместителю: «Напиши объявление о том, что во вторник в 16. 00 состоится партсобрание». Заместитель спрашивает: «А как правильно пишется — «вторнЕк» или «вторнИк?» Секретарь отвечает: «Посмотри в словаре». На следующий день на стенде висит объявление: «Партсобрание состоится в среду в 16. 00. Прийти на день раньше!» Секретарь райкома вызывает заместителя: «Что ты написал? Я же тебе сказал: партсобрание состоится во вторник». Заместитель отвечает: «Я не знал, как написать. Искал во всех словарях! Там «фильм» — есть, «фотография» — есть, «фуфайка» — есть, «футбол» — есть. А «фторника» — нет!»

Кстати сказать, Нонночка любила футбол и не пропускала ни одного матча с участием киевского «Динамо». Она знала всю футбольную статистику и всех игроков этой команды. Наверное, футбол был ее вторым самым любимым увлечением — после театра.

Из досье «ФАКТОВ»

Нонна Кронидовна Копержинская родилась 1 мая 1920 года в Киеве. В 1938 г. поступила в Киевский театральный институт на курс Амвросия Бучмы. С 1946 г. до 1990 г. работала в Театре имени Ивана Франко.

В кино дебютировала в картине Александра Довженко «Щорс» (1939 г. ). Наибольшую известность актрисе принесли роли в фильмах «За двумя зайцами» (1961 г. ) и «Королева бензоколонки» (1963 г. ). В 1967 г. Копержинской было присвоено звание народной артистки Украины.

Умерла 10 июня 1999 года. Похоронена рядом со вторым мужем, театральным режиссером Павлом Шкребой, на Байковом кладбище Киева.

Читайте также
Новости партнеров

- Милая, я летел к тебе на крыльях любви! - Три дня?! - Так ведь ветром все время сносило...