ПОИСК
Культура та мистецтво

«Рисунки Дюрера, хранившиеся во Львове, нацисты отвезли в Берлин, где Геринг торжественно вручил их Гитлеру. Фюрер был в восторге…»

15:53 22 червня 2011
По международным договорам эти сокровища принадлежат Украине, однако музеи Англии и США пока не торопятся их возвращать

Недавно в Европе громко отметили дни памяти Альбрехта Дюрера — немецкого живописца и графика, признанного одним из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса XV-XVI веков. Его 24 самые известные работы до Великой Отечественной войны находились во Львове. Во время фашистской оккупации они были вывезены из Львовской картинной галереи.

Когда во Львов вошли немецкие войска, в их числе была и специальная группа «по защите произведений искусств на оккупированных территориях»

 — Вероятно, «львовские» рисунки были среди тех, которые в 1580 году купил правитель Германии Рудольф Второй, и на протяжении более 200 лет они принадлежали семейству Габсбургов, — предполагает Герой Украины, директор Львовской национальной картинной галереи и всемирно известный искусствовед Борис Возницкий. — Потом их приобрел австрийский вельможа князь Генрих Любомирский и передал в основанный им же в 1823 году музей во Львове (позже он будет называться Львовский культурный центр «Оссолинеум», на его базе в советское время создадут Львовскую картинную галерею и Львовскую национальную научную библиотеку имени Стефаника. — Авт.). Больше 100 лет рисунки пылились в безвестности в хранилищах, пока на них не наткнулся в 1927 году один из исследователей и не сообщил о находке в газете. Это стало мировой сенсацией, тем более что в собрании шедевров (бесценных уже в то время!) был и великолепный автопортрет художника, выполненный им в 1493 году тушью и чернилами.

 * Одна из 400 гравюр мастера — «Святая Тереза»  

РЕКЛАМА

В 1938-м в уже польский Львов приехал малоизвестный немецкий искусствовед Каэтан Мюльман. Он с группой сопровождавших его специалистов обошел все местные музеи и картинные галереи. Как уже потом стало известно, определяя, что можно будет забрать из них ценного в Германию после захвата города. Несколько раз он предлагал приобрести произведения Дюрера, но ему отказывали.

После пакта Молотова — Риббентропа в сентябре 1939 года Львов оккупировала Красная Армия. Музей Любомирских был закрыт. Однако руководившему им историку искусства профессору Гембаровичу удалось спрятать дюреровские рисунки в тайник.

РЕКЛАМА

Через два года во Львов вошли немецкие войска. Среди обычных солдафонов была и спецгруппа, которую возглавлял капитан вермахта Каэтан Мюльман — «специальный уполномоченный по защите произведений искусств на оккупированных территориях»! Его подчиненные метались по региону, разыскивая и собирая культурные ценности для отправки их в Германию. Но главной миссией капитана было выполнить личный(!) приказ рейхсмаршала Германа Геринга: «Отыскать и доставить для фюрера рисунки Дюрера». Сам же нацист Ь 1 предупредил офицера: «Вы несете персональную ответственность за их безопасность».

 — За шесть дней Мюльман их таки нашел, — продолжает Борис Возницкий. — В нацистских документах записано, что после «основательного допроса» профессор Гембарович сообщил, где находится тайник. Можно только представить, что он пережил в застенках гестапо! Из Львова бесценные рисунки великого Дюрера нацисты отвезли в Берлин, где Геринг торжественно вручил их Гитлеру. Фюрер был в восторге и даже брал рисунки с собой во время поездки на Восточный фронт. На протяжении всей войны работы художника хранились в рейхсканцелярии, а в конце войны их в специальном сейфе перевезли а Австрию, в тайник в соляной шахте Альтаусзее вблизи Зальцбурга.

РЕКЛАМА

«В независимой Украине реально никто не занимался возвратом культурных ценностей»

В апреле 1947 года племянник основателя Львовского музея князь Георг Любомирский пришел к военному атташе США в Швейцарии с заманчивым предложением. Согласно конфиденциальному документу, рассекреченному только в 1994 году, управление исполнительного директора разведки американского командования в Европе сообщало, что князь дал обещание: если рисунки Дюрера будут найдены и возвращены Любомирским, он подарит их Национальной галерее Вашингтона.

Тайник в соляных шахтах американцы нашли в начале января 1948 года и перевезли шедевры в Мюнхенский сборный пункт. А 6 января князь уже примчался из Швейцарии в Германию и был на приеме у официальных представителей США. Он снова повторил свою просьбу и свои обещания. Между тем 13 января директор пункта Стюарт Леонард в своем письме руководству подтверждал обнаружение рисунков Дюрера и выражал необходимость «передачи их в музей Львова». Через день официальный представитель США по возвращению произведений искусств Бернар Тейпер заявил: он «верит в то, что семья Любомирских передаст это во львовские музеи»…

* В хранилищах Львовской национальной научной библиотеки имени Стефаника собрание шедевров Дюрера пролежало более 100 лет — до своего обнаружения в 1927 году

 — Спустя несколько десятилетий судьбу «львовской» коллекции Дюрера проследила английская журналистка Лин Николас, — говорит Борис Возницкий. — По ее данным, есть документы о том, что князь имел контакты с представителем американской разведки Мейджером Вивеном, который «попытался применить определенные действия» от имени «других неназванных служб, а также заинтересованных в этом деле». В итоге при мощной поддержке американских спецслужб рисунки были отданы… князю Любомирскому, а тот распродал их через дилеров за баснословные деньги по частным коллекциям и музеям мира. В 1991 году министр культуры СССР Николай Губенко обратился к британским представителям с просьбой вернуть те произведения Дюрера, которые находятся в Англии, законным владельцам. Но буквально через несколько дней СССР развалился, и на карте мира появилась независимая Украина. Занимался упорными поисками рисунков и наш куратор Дмитрий Шелест, но 29 декабря 1992 года он и исполняющий обязанности администратора Ярослав Волчак были убиты во время вооруженного ограбления галереи (»ФАКТЫ» неоднократно писали об этом. — Авт.). И лишь в 1995 году английская газета «The Art Newspaper», проведя собственное расследование, сообщила местонахождение львовских сокровищ: две работы «Конь» и «Мадонна» — в музее Бойманса в Роттердаме; «Человек с веслом» — в Институте Бирмингема (Англия); в галерее Института Курто — картина «Императоры Карл и Сигизмунд»; в Национальной галерее Канады — «Обнаженная женщина»; «Молодой бык» — в Художественном институте Чикаго; «Голова оленя» — в Художественном музее Нельсон-Аткинс в Канзас-Сити; «Автопортрет», «Фортуна» и «Святое семейство» — в Метрополитен-музее Нью-Йорка; «Смерть Христа» и «Вознесение Христа» — в Художественном музее Кливленда; «Отдыхающий юноша» — в Бостонском музее искусств; «Благочестие пеликана» — в Библиотеке Пирпонта Моргана (Нью-Йорк); девять работ находятся в частных собраниях коллекционеров.

*Великолепный автопортрет художника, выполненный им в 1493 году тушью и чернилами, тоже входил во «львовскую» коллекцию шедевров Альбрехта Дюрера

 - Международный договор о том, что все похищенные немцами во время Второй мировой войны культурные ценности будут возвращены владельцам, был подписан еще в 40-х годах прошлого века, — продолжает Борис Возницкий, — однако в независимой Украине реально этим никто не занимался…

Кстати, из оккупированного Львова, помимо рисунков Дюрера, было вывезено в общей сложности около тысячи бесценных произведений искусства. В музеи и картинные галереи приходила специальная команда нацистов. Мол, «берем все на сохранение, чтобы уберечь от бомбежек советских самолетов». В чем и давали официальные расписки, которые сохранены до нашего времени! Но вскоре картины появлялись на стенах резиденции немецкого губернатора, офицерских казино, штабов и т. д. Перед самым освобождением Львова все эти вещи исчезли. Только из штаба «Люфтваффе», располагавшегося в картинной галерее, было отправлено в Польшу 200 ящиков в сопровождении львовского реставратора. Туда же уехала и старинная мебель из музея этнографии.

Куда все это делось, неизвестно, но есть серьезные основания считать, что большая часть «застряла» в Польше, — делится Борис Возницкий. — Например, вывезенный от нас «Автопортрет» Рембрандта вскоре после войны был вывешен на всеобщее обозрение в Варшавском музее. Мы обратились к польской стороне с просьбой вернуть его. Нам ответили, что картина… лишь временно находилась во Львове. Спрашиваем: «А есть ли документы, что временно?» — «Нет! Но мы точно знаем». Вопрос возврата поднимался в 1960-х, 1970-х годах. Однако решить его в нашу пользу тогда оказалось очень тяжело юридически. А потом никому до этого практически не было дела. Пытались мы неоднократно поднять вопрос и о возвращении рисунков Дюрера, однако сотрудники библиотеки имени Стефаника нас попросили не вмешиваться. Мол, это их графика и они сами будут решать свою проблему. Вот, до сих пор решают. Нам же самим удалось лишь чудом вернуть две вывезенные во время войны картины. Одну принесла женщина, вселившаяся в квартиру, где когда-то жил немецкий офицер. А большой австрийский пейзаж обнаружили во Львовском доме офицеров. Как выяснилось, советские солдаты привезли его обратно из Европы. Кстати, культурный Львов сильно «трясли» и в советское время. В начале 50-х годов поступила команда: «Надо помочь польским товарищам». И во Вроцлав из библиотеки Стефаника повезли древние книги и рукописи. Собрали порядка нескольких сот старинных картин и тоже отправили…

Почему не возвращаем так долго вывезенное нацистами? — задается вопросом Борис Возницкий. — Потому, что надо знать, к кому обращаться с этим требованием. Многие музеи и галереи различных стран предпочитают скрывать, что им «перепало» во время войны. Было такое распоряжение и от Министерства культуры СССР. Не показывали свои хранилища Московский исторический музей, Московский музей имени Пушкина, Музей изобразительных искусств и Эрмитаж. Кое-что хранилось и в Киевском музее западного и восточного искусства. Единственными, наверное, кто не скрывал ничего, была наша Львовская картинная галерея. У нас, например, есть три картины из Дрезденской галереи, которые мы купили в 70-е годы у одной женщины из Житомирской области, а она в свое время получила их за самогонку на вокзале у офицера, возвращающегося из Германии. Вывесили полотна на всеобщее обозрение и сообщили немцам. Те от нас лишь отмахнулись. Несколько десятилетий никто об этом в Германии не вспоминал, а сейчас заинтересовались возвратом. Наметился какой-то сдвиг!

Относительно недавно состоялось заседание украинско-немецкой комиссии по взаимному возвращению ценностей. Были представлены списки, что нужно возвратить друг другу. Есть большая вероятность, что к этой инициативе реально присоединятся и другие страны. Так что процесс обмена наконец пошел. Правда, в России другая ситуация. Два сотрудника Эрмитажа придали гласности, что именно у них хранится в запасниках из вывезенных из Германии после войны произведений искусства. Немцы попросили вернуть. Но Российская Дума приняла решение ничего не возвращать под предлогом, что Россия потеряла очень много своих ценностей.

2368

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів