ПОИСК
Здоров'я та медицина

«Когда логопед просил моего ребенка повторить букву, Даша просто впадала в истерику, кусалась, пищала, дралась»

7:15 11 листопада 2011
Інф. «ФАКТІВ»
В Украине на каждую тысячу детей шестеро страдают аутизмом. На сегодняшний день этот недуг встречается чаще, чем слепота и глухота, вместе взятые. В Киеве только официально таких детей — около 400

С мамой шестилетней Даши мы познакомились в парке. Пока взрослые общались, непоседа играла на детской площадке, как будто не замечая нас. Даша не реагировала на свое имя, и со стороны казалось, что ребенок глухой. Но на самом деле девочка страдает аутизмом, то есть серьезными нарушениями в развитии. Обычно поведение таких детей непредсказуемо: за несколько секунд спокойный ребенок может закатить ужасную истерику — упасть на пол и колотить по нему руками и ногами, хватать любого, кто находится рядом, или просто кричать.

 — Дочка с самого рождения постоянно плакала, ни на что не откликалась, — говорит 30-летняя киевлянка Александра Долгих. — У меня было с кем сравнивать — у Даши со старшим братиком разница четыре года. Но Артем рос очень спокойным, а с малышкой постоянно возникали сложности. В течение долгих месяцев мы с супругом возили ее по разным специалистам, проходили по нескольку раз одни и те же обследования. Зная, что дочка очень любит сладости, однажды решила проверить, слышит ли она, что происходит вокруг. Сидя на кухне, стала разворачивать обертку от шоколадки. Дарья, игравшая в комнате с братом, сразу же прибежала ко мне и, протянув ручонки, крикнула: «Дай». Стало ясно, что со слухом у дочки все в порядке.

Проблемы не прошли и к полутора годам. Малышка по-прежнему вела себя странно — не разговаривала, не могла усидеть на месте и пары минут. Я мечтала, что когда дочка немного подрастет, то скажет: «Мама, хочу себе сережки в ушки». Время шло, а моя девочка молчала. Бантики, заколки, обувь — все моментально сбрасывала. Мы посещали логопедов, но стоило специалистам попросить ребенка повторить ту или иную букву, как Дарья просто впадала в истерику, кусалась, пищала, дралась. Нам ставили разные диагнозы, прописывали много лекарств. Только в два с половиной года доктора определились — у ребенка детский аутизм. С тех пор мы регулярно ходим на занятия в психологический центр благотворительной организации «Школа — Сходинки», где с дочкой занимаются специалисты.

* «Диагноз аутизм сыну поставили только в пять лет, — вспоминает Наталья Андреева. — Эта задержка сыграла решающую роль. Благодаря занятиям с психологом, дефектологом, логопедом Миша смог догнать сверстников в учебе. Но он не успел научиться общаться, контролировать свои чувства, работать в коллективе»
 

РЕКЛАМА

 — Часто к нам приходят с детьми, которым уже исполнилось четыре-пять лет, — говорит директор благотворительной организации «Школа — Сходинки» и мама ребенка-аутиста Наталья Андреева. — Людей нельзя винить: об аутизме знают мало. Неврологи, педиатры, психологи и психиатры зачастую ставят неверные диагнозы и прописывают таким малышам нейролептики — психотропные препараты, предназначенные в основном для лечения шизофрении. И долгое время ребенок не получает квалифицированной помощи. Не все родители выдерживают подобного испытания, часто

семьи распадаются. Давно известно, что до шести лет мозг малыша активно усваивает информацию. И если с аутистом с первых лет жизни будет заниматься психолог, арт-терапевт, логопеды, то болезнь не только перестанет прогрессировать, но даже может отступить. За рубежом с такими ребятами уже давно работают по специальным методикам и редко применяют медикаментозное лечение. У нас же до сих пор нет ни одной специализированной клиники для детей, страдающих аутизмом.

РЕКЛАМА

«К игрушкам дочка равнодушна, а вот от сумочек, цепочек или бус ее просто не оторвать»

 — Аутизм — это сложное заболевание, когда человек погружается в себя, замыкается, — поясняет Наталья Андреева. — Со стороны это выглядит так, словно он не замечает внешнего мира, поэтому таких людей часто называют странными. Большинство из нас имеют представление о взрослом аутисте по фильму «Человек дождя». Дастин Хоффман очень убедительно сыграл главную роль, и после выхода картины об этом расстройстве заговорили даже те, кто не имеет никакого отношения к психиатрии. Недуг, который делает сложной жизнь не только самого аутиста, но и всей семьи, не так просто диагностировать. Хотя мировая статистика поражает: на 110 младенцев рождается один аутист. В Украине эта цифра немного ниже. Но на самом деле многие родители попросту не знают, куда обратиться с необычной болезнью, поэтому об их беде никто не догадывается. Вылечить таких детей пока нельзя, но чем раньше мамы и папы начнут бороться, тем больше вероятность, что их чадо сможет пойти в обычную школу, получить профессию.

 — Дочка очень подвижная и эмоциональная, — говорит Александра Долгих. — Это нетипично для аутистов. Обычно такие дети замкнутые, не идут на контакт, не смотрят в глаза. А с моим ребенком нужно постоянно быть начеку. Когда на прогулке Дарья видит ребят, бежит к ним навстречу: одного может крепко обнять, другого взять за руку и повести с собой. Малыши пугаются этого, начинают плакать. К игрушкам моя девочка равнодушна, а вот от сумочек, цепочек или бус ее просто не оторвать. Недавно, к примеру, зашли в супермаркет, дочка увидела у женщины в руках ярко-красный рюкзак и сломя голову побежала к ней, чтобы потрогать понравившуюся вещь. Женщина от неожиданности отпрыгнула в сторону, а потом еще долго косилась на меня. Очень неприятно, когда в лицо говорят: «Что это такое? Заберите ее от меня!» Каждому не объяснишь, что у моей девочки аутизм, то есть она не такая, как обычные дети. Иногда легче просто уйти, чтобы не выслушивать обидные реплики.

РЕКЛАМА

Специализированных учреждений для развития детей-аутистов в Украине единицы. «Школа — Сходинки» — один из немногих центров, где ребята осваивают навыки общения с внешним миром. На занятиях, которые длятся по полчаса, детей учат не просто рисовать и играть со сверстниками, а еще и проявлять эмоции. Школа существует благодаря взносам родителей, помощи спонсоров и благотворительных организаций. Даша ходит сюда, как в садик, уже четвертый год.

 — Здесь есть восемь кабинетов для индивидуальных занятий, школьный, музыкальный и компьютерный классы, игровая и сенсорная комната, столовая, зал с тренажерами, — рассказывает мама девочки. — С дочкой занимаются психолог, логопед, дефектолог. Очень хорошо, что интеллектуальные занятия чередуются с уроками музыки или физкультуры. Я вижу, как меняется мой ребенок. Мы с супругом испытали счастье, когда заметили, что Даша сидит в комнате и внимательно смотрит мультики. Родители обычных детей такие нюансы просто не замечают, а мы радуемся даже небольшим успехам дочки.

«Аутисты довольно долго не подпускают к себе других людей, но когда чувствуют, что им ничего не угрожает, начинают раскрываться»

 — Зачастую мамы обращаются к нам за помощью, когда уже обошли всех врачей, — говорит Наталья Андреева. — Очень обидно, ведь теряется драгоценное время. Мне знакомо чувство отчаяния, страха, неприятия и злости, которое возникает, когда понимаешь, что твой ребенок не такой. Моему сыну Мише сейчас 17 лет. Он рано начал говорить, развитие речи не отставало от нормы. До школы он, как и другие сверстники, интересовался машинками, любил смотреть мультфильмы, читать книжки. Такие интересы не выглядели странными, а за истерики, которые у него иногда случались, я его строго наказывала. Диагноз аутизм сыну поставили довольно поздно — в пять лет. И это сыграло решающую роль. Благодаря занятиям с психологом, дефектологом, логопедом мой ребенок смог догнать сверстников в учебе, но из-за того, что болезнь выявили достаточно поздно, он не успел научиться правильно общаться и вести себя, контролировать эмоции, работать в коллективе.

*Раньше у Даши были проблемы с координацией движений. Но теперь девочка научилась держать равновесие и ловко лазает по перекладинам и шведской стенке

Дети-аутисты долго не подпускают к себе других людей. Они только на первый взгляд не интересуются ничем, кроме собственного внутреннего мира. На самом деле они прячут внутри свои тревоги и страхи. И только когда чувствуют, что им ничего не угрожает, они находятся в комфортных условиях, начинают раскрываться. Я вижу, каких результатов достигают малыши-аутисты, если с ними постоянно работают специалисты, а дома папы и мамы закрепляют полученные знания. Но если начать корректировку после пяти лет, то темп этих изменений заметно снижается. Да, с такими детьми сложно заниматься, они часто кричат на уроках, ведут себя агрессивно, пытаясь отстоять свои позиции. Но родителям нужно проявить настойчивость, иначе малыш так и останется в своем мире.

— Что необходимо делать, чтобы реабилитация проходила успешно?

 — В нашем центре есть такое правило: все полученные на уроке знания и умения детки должны закрепить дома с родителями. Для этого мамам и папам требуется немного: удобное место для работы, несколько игр, рисунки для раскрашивания, альбом, краски, пластилин — вообще все, что нужно для обычного ребенка. Хотите — придумывайте игры сами и вовлекайте в них ребенка. К примеру, сортируйте по цветам овощи, фрукты, раскладывайте посуду, считайте разноцветные игрушки, большие и маленькие, кубики и мячики. Не забывайте про обучающие программы на компьютере, мультики, передачи по телевизору. На прогулке озвучивайте все, что видите, и побольше расспрашивайте ребенка. Не верьте, что аутисты не умеют чувствовать и сочувствовать. Это неправда. Они просто не знают, как проявить эмоции, их этому надо научить.

Чтобы лучше понимать своего ребенка, Александра Долгих решила сменить профессию врача-стоматолога и два года назад поступила в Национальный педагогический институт Драгоманова на спецкурс «Коррекционный педагог и психодефектолог».

 — В центре я занимаюсь с дочкой и другими детьми рисованием, лепкой, аппликацией, — поясняет Александра. — Если еще год назад мой ребенок мог принести альбом, положить его на стол и уйти, то теперь осознанно рисует то, что попрошу, подключается к игре, проявляет инициативу. Даша стала спокойно спать по ночам, научилась самостоятельно одеваться, убирает после себя. А родителям, которые только узнали, что в их семье растет не совсем обычный ребенок, хочу сказать: не упустите драгоценное время и запаситесь терпением. Не все будет получаться сразу, но важно знать, что такие детки вполне могут приспособиться к своей болезни, и тогда они практически ничем не будут выделяться среди сверстников. Не замыкайтесь в своей беде, общайтесь с семьями, столкнувшимися с подобной проблемой, просите о помощи специалистов.

Родителям следует насторожиться в том случае, если ребенок до двух лет:

  • не разговаривает или без конца произносит одну и ту же фразу;
  • предпочитает играть в одиночестве;
  • отказывается смотреть в глаза другим людям;
  • не любит, чтобы его обнимали;
  • часто играет лишь с одной частью игрушки, а не с игрушкой в целом;
  • не откликается на свое имя, хотя со слухом проблем нет.

5758

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів