ПОИСК
Культура та мистецтво

Лариса Лужина: «Умирая в одиночестве, Тамара Макарова написала письмо покойному супругу Сергею Герасимову»

7:30 28 січня 2012
15 лет назад ушла из жизни легендарная советская актриса — Хозяйка Медной горы

Снявшись в «Каменном цветке» и «Маскараде», Тамара Макарова попала в разряд самых красивых актрис Советского Союза. Ее приглашали в Голливуд на роль Анны Карениной, но Тамара Федоровна ответила отказом. Советским актрисам не пристало сниматься в американском кино. К тому же супруг Макаровой Сергей Герасимов отдавал ей все главные роли в своих картинах. Правда, так было лишь в начале их семейной жизни и под самый финал. Говорят, Сергей Аполлинариевич называл Макарову хозяйкой семейной мастерской, а она его — мастером Герасимовым. Тамара Федоровна пережила супруга на 12 лет. После его ухода не снялась больше ни у одного режиссера…

«Тамара Федоровна выбирала студенткам одежду, обувь, украшения. Причем иногда платила за это сама»

 — Попасть во ВГИК на курс к Герасимову и Макаровой было большой удачей, — вспоминает народная артистка России Лариса Лужина. — Я до сих пор считаю Сергея Аполлинариевича и Тамару Федоровну своими вторыми родителями. Хотя, надо признать, поступая во ВГИК, о Сергее Герасимове практически ничего не знала. Мое поступление вообще стало делом случая. Конечно, я с детства мечтала стать актрисой, но на вступительных экзаменах во ВГИК провалилась. Лишь через два года после этого, благодаря стечению обстоятельств, попала на прослушивание к Герасимову и Макаровой. Читать монолог меня пригласили к ним домой — в большую квартиру в самом центре Москвы. Вначале я никакого внимания не обратила на Сергея Аполлинариевича. Он сидел в большом кресле в углу комнаты и показался мне каким-то странным мужичком. А вот Тамара Федоровна была для меня идеалом, Хозяйкой Медной горы. Я пересмотрела фильмы с ее участием и выучила роли наизусть. Поэтому все усилия прикладывала, чтобы понравиться именно Макаровой. Позже я узнала, что на самом деле судьбу студентов решал Сергей Аполлинариевич. Помню, в конце нашей первой встречи Герасимов строго сказал: «Спасибо, деточка, можете идти…» А на следующий день я узнала, что зачислена во ВГИК.

*На Неделе советского кино в Иране в 1963 году Тамара Макарова и Сергей Герасимов (справа) были со своими студентами. Слева — Лариса Лужина

— Практически все студенты Герасимова и Макаровой стали известными актерами. Вы учились вместе с Евгением Жариковым, Натальей Белохвостиковой, Сергеем Никоненко, Жанной Болотовой…

 — Во ВГИКе нас называли детьми Герасимова и Макаровой. И это было правдой. Где бы мы ни находились, наши «родители» заботились о том, чтобы их воспитанники не остались без работы. Это касалось не только советских студентов, но и многих приехавших из-за рубежа. Если нужна была какая-то помощь, мы всегда знали, к кому идти. Это могло касаться не только творческих вопросов, но и бытовых. Тамара Федоровна, бывало, ходила со студентками по магазинам, выбирала им одежду, обувь, украшения, причем иногда платила за это сама.

— У нее ведь так и не было своих детей?

 — Думаю, это была настоящая трагедия для Тамары Федоровны. Поэтому, наверное, так тепло она относилась к нам. Макарова очень любила дочь своей сестры — Эммочку. Кроме того, у нее был приемный сын Артур, носивший фамилию Макаров. Он был радостью и болью Тамары Федоровны. Его жизнь закончилась трагически. В середине 90-х Артур был убит у себя в доме, причем оружием стал испанский клинок из коллекции Герасимова и Макаровой. Тамара Федоровна с трудом пережила это горе. К тому времени Сергея Аполлинариевича уже не было в живых…

— Ведь благодаря Герасимову вы впервые появились на экране?

 — Да. Он настоял на том, чтобы Ростоцкий взял меня на главную роль в картину «На семи ветрах». У Станислава Иосифовича была другая претендентка, но Сергей Аполлинариевич воспользовался своим влиянием руководителя творческого объединения, чтобы утвердить мою кандидатуру. В то время он сам снимал картину «Люди и звери», где играла Тамара Федоровна и практически все студенты нашего курса. Незадействованной осталась только я, вот Герасимов и постарался. По сути, он решил мою судьбу, потому что картина «На семи ветрах» стала моей визитной карточкой.

Во время съемок не все хорошо получалось, и Ростоцкий хотел заменить меня другой актрисой. Но опять вмешался Герасимов, сказав: «Стасик, ты режиссер и как скульптор должен лепить из нее актрису. Это твоя вина, что у нее пока не получается…» Помню, я была в жутко подавленном состоянии и вдруг получила письмо от Тамары Макаровой. Со съемок «Людей и зверей» она прислала теплые слова поддержки, зная, как я в них нуждаюсь. Более того, подробно разложила всю мою роль, объясняя, как нужно над ней работать. После этого я взяла толстую тетрадь в клеточку и исписала, пользуясь советами Тамары Макаровой. Моя героиня родилась сначала на бумаге, а уж потом в кино.

«Сережа Никоненко был безответно влюблен в Макарову»

— Говорят, перед обаянием Тамары Макаровой трудно было устоять.

 — Особенно мужчинам. Сережа Никоненко не скрывал, что безответно влюблен в Тамару Федоровну. Она была удивительно красива. При этом в ней чувствовалась порода. Ведь она родилась в интеллигентной семье, воспитывалась в лучших традициях дворянства. Больше всего поражали глаза Макаровой — два полумесяца с длиннющими ресницами. И изогнутые брови, одна из которых была приподнята чуть больше другой. Настоящая Хозяйка Медной горы. Между собой мы ее так и называли. У Тамары Федоровны была прекрасная фигура, стройные ножки. Она носила платья такой длины, которую любила Коко Шанель, — до середины колена. Я никогда не видела, чтобы Макарова горбилась, ее спина была прямой при любых обстоятельствах. Всегда аккуратно и со вкусом одетая, с уложенными волосами, слегка накрашенная. Казалось, она не может быть иной.

РЕКЛАМА

*В сказке «Каменный цветок» Тамара Макарова сыграла Хозяйку Медной горы. 1946 год

— Делилась с вами секретами своей красоты?

 — Да их особо и не было. Тогда ведь ценилась натуральность. Тамаре Федоровне и не нужно было что-то выдумывать, природа ее одарила сполна. Макарова, кстати, была категорически против того, чтобы мы, студентки, красились и экспериментировали со своими волосами. Злило это и Герасимова, который не скрывал собственных эмоций.

— Тамара Федоровна тоже могла вспылить?

 — Нет, что вы! Она была эталоном терпения. Я не помню ни одного случая, чтобы Макарова повысила голос. Часто говорила: «Девочки, надо всегда держать себя в руках. Вы должны излучать добро, улыбаться, и тогда все будет хорошо». Даже учила нас, как сидеть за столом и пользоваться приборами. Мы смотрели на нее, как на богиню.

— Рассказывают, что Макарова, идя с Герасимовым рядом, всегда была на полшага позади супруга.

 — Знаете, это было нежелание себя выпячивать. Правда, сложно сказать, кто в этой паре главенствовал. Конечно, Сергей Аполлинариевич был сильным, мужественным, имел власть. Но Макарова могла убить одним своим взглядом. Их отношения никогда не выставлялись напоказ. Хотя мы понимали, насколько они близки по духу. Сергей Аполлинариевич натура творческая, иногда ходили слухи о том, что он увлекся той или иной актрисой. Тем не менее по выражению лица Тамары Федоровны ничего нельзя было прочитать.

— Он ведь не снимал ее во всех своих картинах.

 — Мне кажется, больше всего огорчило Тамару Федоровну то, что Сергей Аполлинариевич не нашел для нее роли в «Тихом Доне». Она ни разу не приехала на съемки и, говорят, еще долго после выхода картины не хотела ее смотреть. Никогда прилюдно ссор супруги не устраивали. Это совершенно не вязалось и с их образами. Помню, неделю мы провели вместе с Герасимовым и Макаровой, когда в 1963 году отправились на Неделю советского кино в Иран. Нас поселили на огромной роскошной вилле, и мы все время были вместе. Тогда я увидела Тамару Федоровну немного другой — избалованной женщиной. Каждый раз, собираясь на прием, Макарова начинала капризничать: «Сережа, у меня опять пошла стрелка на колготках…» На что Герасимов отвечал: «Тамара, да что же это такое, все деньги, которые нам выделили для поездки за границу, мне приходится тратить на твои чулки». По приезду в Москву состоялось заседание комиссии, которая решала вопрос об актерских ставках. Рассказывают, когда встал вопрос о том, платить ли студентам, снимающимся в кино, Сергей Герасимов воскликнул: «А вы знаете, сколько стоят капроновые колготки? Дайте всем ставку 25 рублей». Вот так нам повезло благодаря чулкам Макаровой.

«Жарикова, который зевнул на лекции, Герасимов хотел выгнать из ВГИКа. Остался Женя только благодаря Тамаре Федоровне»

— Правда, что Тамара Федоровна всегда производила впечатление на иностранных продюсеров?

 — Я видела сама, как в Иране многие от нее просто не могли отвести глаз. Макарова привезла из Москвы несколько чемоданов с нарядами, великолепно подчеркивающими ее статную фигуру. К каждому платью непременно шла отдельная пара обуви. Тамара Федоровна к приемам относилась очень ответственно. Один из них был у шаха. В то время в Иране гостил Леонид Брежнев со своей супругой. По этому поводу состоялся роскошный бал. Там же мы узнали о том, что убит президент США Кеннеди. Я видела, как напряжен Герасимов. Когда мы выходили на сцену, представляя советское кино, нас сопровождала охрана с автоматами. Сергей Аполлинариевич мне тихо сказал: «Ничего не бойся». Рядом с Герасимовым и Макаровой я всегда чувствовала себя ребенком. Защищенным. На юбилейном вечере в Доме кино, когда праздновали его 60-летие, Сергей Аполлинариевич, представляя меня, сказал: «А сейчас выйдет девочка, которая прекрасно готовит зефир».

— Зефир?!

 — Представляете, Герасимов запомнил, что после школы я какое-то время работала на кондитерской фабрике и действительно делала зефир. Он это помнил на протяжении 20 лет. Не забывал ни одной детали из жизни каждого из нас. Такой же была и Тамара Федоровна.

РЕКЛАМА

Вообще, их союз создан, наверное, на Небесах. Они дополняли друг друга. Помню, разгорелся скандал с покойным Женечкой Жариковым. На лекции, которую читал Сергей Аполлинариевич, Жариков вдруг зевнул, и Герасимов это заметил. Страшнее ничего себе представить было нельзя. Преподаватель разозлился, стал кричать на Женю: «Вон с моего курса! Тебе не нравится, что я говорю?» Герасимов вылетел из аудитории, за ним тут же побежала Макарова и стала уговаривать: «Сереженька, не надо, успокойся». Она умела сглаживать конфликты, собственно, благодаря ей Жариков остался во ВГИКе.

— После смерти Сергея Герасимова Тамара Макарова ни разу не снялась в кино.

 — Она, говорят, сама отказывалась от ролей. Ее последним фильмом стал «Лев Толстой», где сыграла вместе с Сергеем Аполлинариевичем. Он в роли Толстого, она — его супруга. Это было очень символично, казалось, фильм снимали про эту замечательную актерскую пару. Умирая в одиночестве, Макарова написала письмо своему покойному супругу: «Я благодарю тебя за все. И уверена, что мы непременно встретимся. Там…» Последние годы жизни Тамары Федоровны я с ней практически не виделась, за что сейчас себя очень корю. А тогда мне казалось, что не стоит навязываться, у нее свои проблемы, вдруг попаду со своим звонком не вовремя. Увидела ее уже на похоронах и, честно говоря, не узнала. Она очень изменилась, похудела, осунулась. Это была уже не Макарова — Хозяйка Медной горы.

РЕКЛАМА

60836

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів