ПОИСК
Історія сучасності

Первого сентября 1983 года советский истребитель Су-15 сбил двумя ракетами южнокорейский самолет

12:20 27 серпня 2013
Інф. «ФАКТІВ»

Больше часа советские военачальники решали, что делать с нарушителем, вторгшимся в воздушное пространство Советского Союза 1 сентября 1983 года. Ведь на территориях, над которыми летел неизвестный самолет, находились секретные стратегические объекты (на Камчатке осуществлялись испытательные запуски межконтинентальных советских баллистических ракет). «Не дать уйти!» — была установка руководства в те годы. Поэтому пилот истребителя Су-15 Геннадий Осипович получил приказ уничтожить самолет. Сбитый двумя ракетами «воздух-воздух» нарушитель упал в море близ небольшого острова Монерон.

Позже оказалось, что самолет был гражданским и принадлежал южнокорейской авиакомпании. Утверждалось, что в катастрофе корейского «Боинга-747», летевшего из Нью-Йорка в Сеул через Анкоридж, погибли 269 пассажиров и членов экипажа. Записанный американскими радиоперехватчиками доклад советского летчика: «Пуск произвел. Цель уничтожена», — на следующий день транслировали по всему миру. Разгорелся политический скандал. «Люди во всем мире потрясены этим происшествием», — заявил президент США Рональд Рейган, назвав Советский Союз «империей зла». Один американский конгрессмен высказался так: «Атаковать безоружный гражданский самолет — все равно, что атаковать автобус со школьниками». В Южной Корее и США начались протесты и массовые акции со сжиганием советских флагов.

Советское правительство лишь через неделю после авиакатастрофы официально признало, что самолет действительно был сбит. «Независимо от того, кто прибегает к провокациям такого рода, он должен знать, что понесет всю тяжесть ответственности за подобные действия», — заявил министр иностранных дел Андрей Громыко.

Авиакатастрофа южнокорейского «Боинга» по сей день вызывает множество вопросов. До сих пор нет ответов, почему самолет отклонился от курса более чем на 500 километров и были ли на борту пассажиры. По свидетельствам водолазов, участвовавших в обследовании обломков самолета, были обнаружены лишь несколько фрагментов тел. Останков 269 человек так и не нашли. Как и багажа. Также ни один эксперт не дал ответ, почему пассажирский лайнер оказался над советскими секретными объектами. Никто не смог объяснить, куда делся американский самолет-разведчик RC-135, который был идентифицирован советскими ПВО вблизи южнокорейского «Боинга» незадолго до катастрофы.

РЕКЛАМА

В 1993 году президент России Борис Ельцин в Париже передал в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) все материалы по этому делу, которыми располагал Советский Союз. Согласно расследованию, проведенному ИКАО и Французским бюро расследования авиационных происшествий, наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полета было то, что пилоты рейса 007 неправильно настроили автопилот и не выполнили положенных проверок для уточнения текущих координат. То есть нарушение воздушного пространства Советского Союза было неумышленным. Основные версии причин произошедшего — ошибка пилотов и провокация со стороны спецслужб США. Кстати, инцидент с южнокорейским «Боингом» стал главным аргументом в пользу развертывания крылатых ракет «Першинг-2» в Западной Германии. А оттуда до Москвы ракета могла долететь всего за 6−10 минут.

Летчик Геннадий Осипович, сбивший южнокорейский «Боинг», всегда говорил: «Он похож был на гражданский, но ведь любой военный самолет можно закамуфлировать».

РЕКЛАМА

Подготовила Любовь ГРАНКИНА, «ФАКТЫ»

РЕКЛАМА

6286

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів