ПОИСК
Життєві історії

Роман Прокофьев: «Моя цель — чтобы любой зашедший на наш сайт смог найти работу»

7:15 8 листопада 2013
Інф. «ФАКТІВ»
Система поиска вакансий, созданная двумя 28-летними украинцами, успешно функционирует в 56 странах и занимает третье место в мировом рейтинге

Одной из главных составных человеческого счастья является интересная и высокооплачиваемая работа. Но найти ее, даже имея высшее образование и опыт, не так уж просто. В последние годы люди все чаще ищут вакансии в интернете. Тем более что сейчас для этого есть специальные поисковые системы, одна из которых создана нашими соотечественниками. «ФАКТЫ» продолжают совместный проект с доктором экономики и успешным предпринимателем Евгением Ленгом. Его передачи, посвященные вопросам развития IT-технологий, звучат на радио «Эра» и пользуются большой популярностью. Гости Евгения Ленга — наиболее известные и влиятельные люди отечественного информационного бизнеса. Недавно его собеседником был Роман Прокофьев.

Справка «ФАКТОВ»

Роман Прокофьев родился в Херсоне в 1985 году. Закончил Киевский политехнический институт. На первом курсе начал работать программистом в компании Terrasoft. Через полгода основал свою компанию Teamsoft, которая занималась разработкой систем управления персоналом для фармацевтического бизнеса и стала в своем сегменте абсолютным лидером в Украине. Спустя пять лет Teamsoft, годовой оборот которой достиг более миллиона долларов, была продана стратегическому инвестору. С 2008 года Прокофьев управляет компанией Jooble — сервисом по поиску вакансий.

ООО «Джубл» основано в 2006 году и представлено в Украине сервисом jooble.com.ua. Ресурс собирает предложения о вакансиях с сайтов по трудоустройству, досок объявлений, сайтов компаний и предоставляет пользователю доступ к ним через единый интерфейс. В данный момент Jooble работает в 56 странах, сайт ежедневно посещают около миллиона пользователей.

РЕКЛАМА

— Роман, тебе и твоему партнеру Евгению Собакареву по 28 лет. За шесть лет созданная вами компания превратилась в бизнес, который, по оценке экспертов, стоит десятки миллионов долларов. Вы с Евгением окончили физико-математический лицей в Херсоне и еще в школе начали «собирать» призы различных олимпиад и конкурсов. Не помнишь, сколько у вас на двоих наград?

— На двоих точно больше двадцати дипломов. Это информатика, физика, математика, все точные науки. Областные, республиканские олимпиады, Малая академия наук, Соросовские олимпиады…

РЕКЛАМА

— Ты начал работать еще студентом, а свою первую компанию создал в 19 лет?

— Да, я был студентом Киевского политехнического института. В конце первого курса устроился программистом на полный рабочий день, благо знания позволяли. В конце второго курса уже основал свое дело — занялся разработкой программного обеспечения для фармацевтических компаний.

РЕКЛАМА

— Ты почти не занимался заказным программированием, а когда основал собственную компанию, не задумываясь, выбрал работу по созданию собственного продукта. Почему?

— Я занимался программированием. Первый продукт для компании писал самостоятельно. Это была моя разработка с определенными инновациями, которых на тот момент еще не было в Украине. Именно благодаря им компания стала успешной и до сих пор занимает значительную долю рынка.

— Основанная тобой компания Teamsoft разрабатывала и внедряла программу для фармацевтических фирм, позволявшую им эффективно управлять штатом представителей в разных областях Украины и в других странах. Эта компания в то время стала лидером в своем сегменте?

— Да, в Украине. И в то время, и сейчас. В 2009 году я продал эту компанию. Она до сих пор работает и по количеству внедренных лицензий — абсолютный лидер. По разным оценкам, около 65 процентов медпредставителей, которые в Украине пользуются автоматизированными программами, работают на продукте Teamsoft.

— Первая продажа созданного тобой бизнеса в 24 года — это круто. К тому моменту у компании уже был оборот свыше миллиона долларов и штат в 32 человека?

— Да, верно.

— За какую сумму ты ее продал?

— Подписанное соглашение не позволяет мне разглашать детали сделки. Но цена была адекватная.

— Поясню для читателей, что, как правило, такие компании продаются за сумму, эквивалентную годовому обороту этих компаний. Вы начали работать совместно с Евгением Собакаревым в 2008 году? Что послужило отправной точкой?

— Мы с Евгением знакомы очень давно, а с девятого класса учились вместе. Всегда обменивались идеями по проектам. При обсуждении очередного и родилась мысль о создании поисковика вакансий и резюме.

— Расскажи нам немного о Евгении, его карьере, о том, как он пришел в Jooble.

— Евгений начал свою работу с аутсорсинговой компании и очень быстро вырос как IT-специалист. В определенный момент сделал для себя выбор, что хочет быть не IT-специалистом, а IT-предпринимателем. Резко изменил профиль деятельности. И затем создал Jooble. Это суперспециалист, очень сильный, он единственный из Украины участвовал в Международной олимпиаде по информатике.

— Кому пришла в голову идея, которая легла в основу компании Jooble? Как это произошло?

— Что-то привнес Евгений, что-то я. Евгений предложил делать поисковик по новостям. Я слабо понимал, как можно на этом заработать и зачем вообще делать такой поисковик. В то же время у меня была проблема. Тогда, в 2006 году, я сам подбирал себе сотрудников. Это была ужасная головная боль: плохие поисковые фильтры, много дублирующихся резюме на сайтах… У меня уходило по четыре часа на то, чтобы найти несколько достойных резюме. Так что я сказал Евгению: «Не знаю, зачем делать поисковик по новостям, но знаю, зачем делать поисковик по резюме». Ну, а систему поиска вакансий создали уже по наитию. Потом оказалось, что основные наши деньги, основная бизнес-модель лежат в сборе предложений о трудоустройстве, а не резюме соискателей.

— Это классика жанра. Компания началась с того, что ты увидел несовершенство, которое хотел устранить, и представлял, как это сделать. Так родились многие великие компании. Например, Google возник, когда Сергей Брин и Ларри Пейдж осознали, что недовольны работой поисковых систем. А когда Марк Цукерберг понял, что ему не нравится локальная сеть Гарварда, зародился Facebook. Какая идея стала основой идеологии компании Jooble?

— Мы делали все так, как хотели, чтобы это работало для нас.

— Мне кажется, что главная идея, которая легла в основу идеологии компании Jooble — это то, что универсальные поисковые системы будут развиваться в сторону специализированных. Вы нашли интересную нишу для развития поисковика.

— Спустя время, когда мы повзрослели и поумнели, можно говорить и такие умные слова. Но на тот момент мы не думали об этом. Делали продукт, ты правильно сказал, который удовлетворил бы наши собственные потребности. А потом уже начали думать о нишах, вертикалях, различном позиционировании и так далее.

Тем не менее сегодня наш сервис работает в 56 странах и занимает третье место в мире среди специализированных поисковиков вакансий. Внутри компании мы владеем более чем двадцатью разными языками. Это поисковые индексы, морфология, которая очень непростая, особенно для иероглифических языков (Япония, Тайвань). У нас единственный офис в Украине, однако более 80 процентов наших клиентов — это не СНГ, я даже не говорю об Украине. Это Польша, Бразилия, Испания, Франция, Германия…

— Когда в 2008 году вы с Евгением начали создавать Jooble, у вас было понимание, что такое интернет-компания и в чем ее отличие от IT-компании?

— Нет. Об интернете мы знали только то, что он есть. Пришлось потратить определенное время, чтобы разобраться, как что работает. Но в интернет-бизнесе ключевое слово все-таки «бизнес», а не «интернет». Законы офлайнового бизнеса те же, что и в сети. Вам нужно найти ценность, которую вы можете дать клиенту и за которую он готов заплатить.

— Сколько ушло времени, чтобы разобраться? Пару лет?

— Да, два года мы честно тратили свои деньги на самообразование. А бурный рост компании начался в 2010-м. Кризис помог тем, что показал: только в Украине больших денег не заработать. У нас был очень простой выбор: либо мы остаемся здесь и «умираем», либо делаем марш-бросок, чтобы завоевать другие рынки. В первую очередь, пошли на русскоязычные, так как они понятны по языку, менталитету. Потом начали с Восточной Европы расширяться на Западную и дальше захватывать все больше и больше рынков. Недавно кто-то написал мне в Twitter, что украинским предпринимателям надо запретить делать локальные компании. Для интернета очень справедливое утверждение. Там, где у вас нет заводов и физической привязки, делать что-то, ориентируясь только на локальный рынок, — преступление перед самим собой.

— Ты увидел во время кризиса, что у тех, кто искал работу и тех, кто ее предлагал, поменялись приоритеты?

— Да, увидел. Поскольку я в предпринимательстве с 2003 года, прекрасно ощущал на себе, насколько бывает легче или сложнее находить персонал. В 2006-м или 2007 году, когда был расцвет, приходилось не просто уговаривать соискателя, а практически предлагать руку и сердце. В 2008 году достаточно было опубликовать объявление об одной вакансии — и ты получал сорок отличных резюме. Произошло кардинальное изменение.

— Кто для вас важнее — работодатели или соискатели?

— В первую очередь мы делаем сервис для последних. Если будут соискатели, мы и клиентов найдем, и построим финансовые потоки. Соискатели — наша главная ценность.

— Чем привлекателен Jooble для человека, ищущего работу?

— У нас очень простое преимущество: мы предоставляем доступ ко всем вакансиям на территории стран, где работаем. На нашем сайте есть доступ к 99 процентам вакансий. Это как зайти в супермаркет, в котором есть все.

— Ваши заработки складывались из платежей кадровых агентств и рекламы. Насколько им выгодна работа с вами?

— Поскольку у нас не было опыта в интернет-бизнесе, мы некоторых вещей не понимали. Поначалу не стали брать деньги, нам их предлагали и делали это очень настойчиво. У нас не было такой услуги, пока первый клиент не сказал: «А давайте я вам заплачу». Мы решили, что какой-то сумасшедший попался, отказываться неудобно, нужно взять. Когда пришел второй клиент со словами: «Давайте я дам денег», — подумали: «Два сумасшедших — это еще не рынок». Но после того, как пришел третий, поняли: наверное, надо что-то делать. Поэтому модель монетизации придумали наши клиенты, не мы.

— В чем выше преимущество перед локальными поисковиками, созданными местными компаниями?

— Глобализация идет полным ходом. Когда вы работаете в 50 странах, у вас есть возможность экспериментировать и получать экспертизу в 50 странах. В нашем секторе нет ни одного локального игрока, который смог бы удержаться после прихода таких компаний, как мы. У нас в 50 раз больше возможностей для экспериментов, в 50 раз больше денег для того, чтобы стать лидером страны.

— Выход на рынок какой страны запомнился тебе особо?

— Польский, наверное, потому что он был первым в Европе и самым сложным. До этого мы знали только русский язык, у нас были Украина, Россия, Казахстан, Белоруссия. А тут другой язык, которого мы не знаем, я не знаю. Запуск был сложным, но оказался очень успешным. Мы быстро, буквально за год, добрались до второго места. Плюс нам понадобилось еще полтора года, чтобы выбить лидера.

— А какие еще регионы в планах?

— Большие надежды связываем с азиатским рынком. Это в первую очередь Япония, Тайвань, Таиланд. Они сложные и закрытые для всех. Туда заходить нелегко. Языки другие, многие технологии, которые мы применяем для русского, польского и так далее, там не работают.

Например, японский язык не имеет разделителей между словами. Предположим, есть 50 иероглифов. Японец легко понимает и отделяет слова: вот эти три иероглифа — одно слово, а теперь оно закончилось и началось другое. А для машины это 50 символов, и понять, где какое слово, — нетривиальная задача.

— Что еще хотелось бы сделать Jooble?

— Главная наша ценность для пользователей — это качество вакансий, которые мы представляем. Я хочу, чтобы любой зашедший на наш сайт, даже если он желает найти работу клоуном в итальянском цирке на полставки, смог бы это сделать. Чтобы, если такая вакансия существует, мы бы ее показали. У меня простая идея — сделать нашу компанию «Гуглом» в сегменте трудоустройства.

— Клоун в итальянском цирке — интересный пример.

— Я даже не знал таких слов, какие, оказывается, существуют профессии. Например, валяльщик кур пятого разряда, который может «завалять» курицу за 14 секунд. Это не шутка. Или косметолог для космонавтов. В мире есть много интересных профессий, о которых большинство людей не имеют представления.

P. S. Полный текст интервью с Романом Прокофьевым можно найти на сайте www.prostranstvo.kiev.ua.

Подготовил Сергей КУРГАН,"ФАКТЫ"

7731

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів