ПОИСК
Життєві історії

Иван Ковпак: «Предприниматель — это в первую очередь исследователь, любящий риск»

7:15 27 грудня 2013
Інф. «ФАКТІВ»
Одесский бизнесмен создал интернет-сервис для путешественников, стоимость которого оценивается в десятки миллионов долларов

После обретения Украиной независимости наши соотечественники получили возможность свободно путешествовать по миру, отдыхать на Багамах, посещать конференции в США или учиться в Сорбонне. Но любое путешествие — это не только новые впечатления, но и хлопоты, связанные с переездом и проживанием. В последние годы все больше людей отдают предпочтение так называемым e-travel — интернет-сервисам для путешествий, позволяющим, не выходя из дому, забронировать билет или номер в гостинице, заказать услуги гида и многое другое. На предоставлении таких услуг некоторые наши соотечественники построили очень успешный бизнес, конкурирующий с зарубежными аналогами. «ФАКТЫ» продолжают совместный проект с доктором экономики и предпринимателем Евгением Ленгом. Его передачи, посвященные вопросам развития IT-технологий, звучат на радио «Эра» и пользуются большой популярностью. Гости Евгения Ленга — наиболее известные и влиятельные люди отечественного информационного бизнеса. Недавно его собеседником был Иван Ковпак.

Иван Ковпак родился в апреле 1975 года. Образование: Киево-Могилянская бизнес-школа, Институт социальных наук Одесского университета. «Карьера? Нет у меня никакой карьеры», — так говорит о себе один из лидеров интернет-бизнеса Украины. Иван Ковпак женат, воспитывает дочь. Живет и работает в Одессе.

Международный сервис онлайн-бронирования и продажи авиабилетов Senturia основан в 2010 году. Является лидером украинского рынка в сегменте онлайн-бронирования и продажи авиабилетов и входит в тройку лучших в Российской Федерации. Эксперты оценивают месячный оборот компании в 15 миллионов долларов. За месяц на сайт сервиса заходит свыше полумиллиона пользователей.

«Деньги — всего лишь дополнительная премия за те изменения, которые ты создаешь в мире»

— Senturia недавно вошла в топ-10 компаний Уанета. Поздравляю. Сколько лет это заняло?

— Три года с момента основания проекта. Можно было бы добиться такого уровня быстрее, а можно было бы не добиться никогда.

РЕКЛАМА

— Почему в 14 лет тебе пришлось заняться бизнесом?

— Я был марафонцем и ездил на зарубежные соревнования, в том числе в так называемые страны социализма. Первый раз выехал за рубеж в 1987 году — в Болгарию. Недалеко от Варны бежал марафон, был его самым молодым участником. В некоторых поездках видел, что делают взрослые: что-то покупают, привозят в Советский Союз и продают в пять-семь раз дороже.

РЕКЛАМА

— Ты, как многие российские олигархи, начинал с того, что был немножко фарцовщиком?

— Можно сказать и так.

РЕКЛАМА

— Атмосфера Одессы способствовала тому, что в тебе проснулась предпринимательская жилка?

— Это основа. Наш город никогда не терял связи с внешним миром.

— Во сколько лет ты уже мог назвать себя состоятельным человеком?

— Я никогда не думал над этим, потому что деньги — всего лишь дополнительная премия за те изменения, которые ты создаешь в мире.

— Ты считаешь себя настоящим одесситом?

— Да. Главное — считают ли меня настоящим одесситом другие.

— Вспомни, что ты покупал недавно на Привозе?

— Я очень давно не хожу по магазинам, я даже не знаю, что сколько стоит.

— Так как в прошлом ты капитан одесской молодежной сборной игры «Что? Где? Когда?», сегодня жду от тебя хороших ответов. Предпринимательство в Одессе отличается от бизнеса в других городах Украины?

— Оно дает дополнительные возможности. Этим отличается и Львов, только несколько в ином аспекте. Одесса — уникальный город на постсоветском пространстве. В нашем городе проживают представители очень многих национальностей. Есть квалифицированные специалисты, которые говорят на турецком, греческом, румынском, болгарском языках. Соответственно, наш город — отличная база не только для онлайновых, но и для офлайновых компаний, которые хотят выйти на соседние рынки без существенного увеличения затрат.

— Сегмент, в котором ты работаешь, называется e-travel. А ты сам много путешествуешь?

— Довольно много. Если говорить о заграничных поездках, то их не меньше десяти в год.

— Это работа или личная жизнь?

— Я люблю путешествовать. Мой прежний образ жизни позволял мне часто ездить за рубеж. До Senturia у меня было турагентство, которое и сейчас работает, я передал его жене. Оно остается люксовым, обслуживает верхний сегмент рынка.

— Ты в 29 лет совершил кругосветное путешествие. Чем оно для тебя стало?

— Последней детской мечтой. Все, о чем я мечтал в детстве, реализовал к 29 годам. Это не так классно, как может показаться, ведь сразу пришел кризис ценностей: что дальше? Все базовые программы, которые были заложены в юношестве, уже выполнены. Поэтому какое-то время, достаточно длительное, занял поиск себя, того, куда идти дальше.

«Благодаря Могилянке я научился говорить на украинском языке»

— Что в первую очередь нужно знать авиапутешественнику? Какие советы ты дал бы своим клиентам?

— Мой совет — в любой ситуации быть позитивным и экономить собственные нервы и нервы окружающих.

— Ты больше работаешь из офиса или удаленно, с помощью телефона или планшета?

— Я много времени провожу со своей командой, больше в центральном одесском офисе. Кроме Одессы, у нас есть представительства в России, на Кипре, в Стамбуле, а также открыта точка приема платежей в Киеве, плюс много партнерских касс. Мы продаем билеты онлайн. Специфика украинского рынка в том, что, в отличие, например, от России, у нас в общем пуле оплат гораздо меньший процент кредитных карт. Поэтому в сфере приема платежей мы сотрудничаем с партнерами в разных городах Украины.

— Сколько человек сегодня работает в компании?

— Всего 165, включая офис разработки в Кракове. Большинство из них — разработчики и сотрудники контакт-центра.

— Как ты попал в интернет?

— Результатом моих поисков себя после кругосветного путешествия стало решение снова пойти учиться. Я поступил в Киево-Могилянскую бизнес-школу, где нашел новых друзей.

— Ты учился на стационаре?

— Это Executive MBA, модульная программа. Приезжал в Киев в среднем на пять дней каждый месяц. Плюс домашние задания, практика. Когда я был на MBA, «воно мене надихнуло», как говорят в этой бизнес-школе. Там основной язык — украинский, и это еще один большой плюс. Благодаря Могилянке я научился говорить на украинском, хотя все равно есть акцент. Школа меня вдохновила вернуться в большой бизнес, рискнуть.

— Чем Senturia отличается от других компаний?

— Это интересный вопрос. Со стороны потребителя наш сервис — это лучшее сочетание цены и качества. Я понимаю, что для клиента важны самые низкие цены и хорошее обслуживание. Считаю, что у нас это сочетание как раз оптимальное.

— В каком году ты почувствовал, что компания становится перспективным бизнесом, начинает входить в топ-компании Уанета?

— То, что проект был успешным, мне стало понятно после первой недели запуска.

— Как быстро Senturia вышла на самоокупаемость?

— С первого дня.

— Сколько сегодня может стоить твоя компания?

— Я дал свою оценку журналу «Форбс»: моя компания стоит порядка 40 миллионов долларов.

— Сколько процентов рынка ты занимаешь в Украине?

— Если говорить об онлайн-рынке, то 30—35 процентов.

— Насколько Senturia активна за пределами Уанета?

— Мы сегодня в пятерке лидеров в Российской Федерации. Стартовали с продажами в Турции.

«Самое главное для сайта — чтобы он был понятным»

— Насколько хорошо ты разбираешься в технологиях, важны ли они для твоего бизнеса?

— Это ключевая компетенция. Разработка качественного продукта быстро и за разумный бюджет.

— Твой движок, на котором построен сайт, очень простой, даже, я бы сказал, примитивный. Это осознанное решение?

— Для людей, которые впервые в интернете, такая простота или даже «деревянность» — в плюс. Самое главное для сайта — чтобы он был понятным. Естественно, мы растем и будем расти вместе с пользователями. Но пока это осознанное решение.

— Как быстро увеличивается сектор e-travel?

— На 30—40 процентов в год.

— В каком направлении он будет расти глобально? Где ожидаешь прорыв?

— Я не вижу какого-то глобального роста этой индустрии без изменения технологий. Например, нас будут возить беспилотные самолеты, мы будем жить в отелях и делать все с помощью телефона: активировать телевизор, дверь… Это сильно снизит расходы, соответственно, увеличит количество путешественников. Новые технологии могут все глобально изменить.

— Что уйдет в онлайн, а что нет?

— Я не вижу, что на горизонте десяти лет в новой цифровой вселенной какая-либо дистрибуция услуг останется в офлайне.

— В интернете пишут о массовых манипуляциях в сфере e-travel, когда клиента всячески подталкивают к совершению покупки здесь и сейчас: типа в отеле остался один номер или на выбранный рейс есть только три билета. Обоснованны ли эти разговоры?

— В каждом классе бронирования авиакомпании не более девяти мест. Если мы сообщаем, что осталось два, три или четыре места, мы говорим, сколько билетов есть именно по этому тарифу. Когда эти билеты купят, будет доступен следующий, более высокий тариф. Так сегодня работает дистрибуция в сегменте продажи авиабилетов.

— Места в самолете разбиваются на пулы. Чем меньше осталось мест, тем выше цена?

— Да. Если говорить о рейсах low cost, фактически они далеко не всегда дешевле. Просто у них более жесткая модель. Они продают первые пять билетов по доллару. Но если вы будете покупать за два дня до вылета, билеты могут оказаться в два раза дороже, чем на регулярные рейсы.

— Такова политика авиакомпаний. Если тебе нужно срочно лететь на один день в Москву и ты выяснил это сегодня, а завтра уже нужно быть там, будь любезен раскошелиться.

— Это вопрос не политики авиакомпании, а того, как компания анализирует имеющиеся в ее распоряжении данные.

— В микроэкономике политика авиакомпаний по продаже билетов обозначается термином «ценовая дискриминация». Такое ценообразование характерно для целого ряда отраслей.

— И для гостиниц тоже.

— Что, с твоей точки зрения, нужно web-предпринимателю для успеха? Обязательно ли быть марафонцем и совершить кругосветное путешествие?

— Нет. Нужно любить свое дело и уметь экспериментировать. Предприниматель — это в первую очередь исследователь, любящий риск так, как тореадор любит быка. Конечно, мы используем все имеющиеся данные и инструменты для минимизации рисков. Но в любом случае, даже когда все инструменты использовал, риски минимизировал, все равно у тебя либо получится, либо нет.

— А какие долгосрочные цели у бизнес­мена Ивана Ковпака?

— В жизни могут быть две цели, они дополняют друг друга: изменить мир к лучшему и изменить к лучшему самого себя. Пока мне больше нравится заниматься первым. Второму я тоже уделяю внимание. Иногда корю себя за то, что не настолько, насколько хотелось бы. Я строю компанию, которая изменит этот мир к лучшему. Любые цели по капитализации, по деньгам являются не результатом, а обратной связью.

Полный текст интервью читайте на сайте www.prostranstvo.kiev.ua

Подготовил Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»

10169

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів