ПОИСК
Події

«Задыхаясь в ледяной воде, дедушка кричал мне: «Антошка, уходи! Не смотри, как я буду тонуть!»

8:15 17 січня 2014
На Киевщине 11-летний школьник в одиночку вытащил своего деда, провалившегося под лед во время зимней рыбалки

Шестиклассник Антон Богутский приехал на зимние каникулы в ;село Корытище Мироновского района Киевской области вместе с родителями из Борисполя. Школьник любит бывать в селе, ведь здесь живут две его бабушки и два деда.

В этот раз мама мальчика Оксана вместе с мужем остановились в хате у своих родителей, а Антон отпросился ночевать к родителям отца — дедушке Сергею и бабушке Любе. Рано утром дед стал собираться на рыбалку — наладил удилище, прикрепил снасти, взял с собой термос с чаем. Антон не мог пропустить такое интересное событие и отправился вместе с ним. Конечно, Сергей Иванович, который рыбачит с детства, даже не предполагал, что в этот день едва не погибнет и его спасет именно внук…

«Больше всего я испугался за внука, который тоже попал в полынью»

— Я не знала, что Антон пошел с дедушкой на рыбалку, — вздыхает мама мальчика Оксана Шевченко. — Сын мне позвонил накануне вечером, рассказал, что Сергей Иванович собирается на пруд, и спросил, не хочет ли папа составить дедушке компанию. Но муж был занят и отказался. О том, что Антон сам захочет поудить, я даже не подозревала. Он раньше никогда не был на зимней рыбалке, если и выходил с удочкой на бережок, то только летом.

О случившемся несчастье мы узнали совершенно жутким образом. Домой к моим родителям ворвалась насмерть перепуганная председатель Корытищенского сельсовета с криком: «Беда! Ваш сын вместе с дедом утопились!» Она, видимо, услышала от кого-то из односельчан, что Антошка и Сергей Иванович провалились и, до конца не разобравшись, чем все закончилось, побежала звать на помощь. Мы от ужаса онемели. Потом моя мама бросилась открывать ворота, а я закричала мужу: «Скорей заводи машину и поехали!» Смотрю: он держит ключи и не может пошевелиться. Как мы потом неслись по селу, страшно вспоминать! Забегаем в дом к родителям мужа — и у всех вырывается вздох облегчения: и Сергей Иванович, и Антон лежат в кроватях, укутанные с головой одеялами, дрожат. Сын плачет. Но оба живы, и это главное!

РЕКЛАМА

— Я до сих пор не понимаю, как такое могло произойти, — рассказывает «ФАКТАМ» дед Антона Сергей Шевченко. — Я ведь с младенчества с удочкой — и зимой и летом. Никогда со мной ничего плохого не случалось! Да и тут вроде все хорошо начиналось. В восемь утра мы с Антошкой были на льду, где к тому времени собралось много рыбаков. Разложили снасти, сели ловить. Уже к полудню имели солидный улов — до полусотни окуньков. Другие рыбаки ушли, и мы тоже стали собираться домой. Спокойно направились к берегу, как вдруг в небольшом заливчике (потом я узнал, что там круглый год со дна бьют родники) у меня под ногами затрещал лед. Я и охнуть не успел, как провалился в воду. Но больше всего в тот момент испугался за внука, ведь Антошка тоже попал в полынью.

— Вода была обжигающе холодной, — вспоминает Антон. — Пытался схватиться за кромку, но лед ломался у меня в руках. Да еще из-за намокшей одежды я стал раза в два тяжелее. Бабушка Люба, чтобы не замерз, укутала меня, как на Северный полюс: три пары штанов, два свитера, жилетка и пуховик, носки, валенки. Меня начало тащить ко дну. Только чудом сумел выкарабкаться из полыньи и откатиться от края. Оглянулся на дедушку — а с ним совсем худо. Он нахлебался воды, кроме того, у него за спиной тяжелый рюкзак со всеми рыбацкими снастями… В общем, смотрю, дед идет ко дну. Звать на помощь некого — вокруг ни души. «Антошка, беги отсюда подальше, не смотри, как я буду тонуть», — вдруг закричал мне дедушка. Я в первую секунду испугался, а потом взял себя в руки, понял, что надо делать. Помчался на берег, выломал самую большую ветку, какую смог, и обратно к полынье. А дедушка меня ругает!

— Ну, конечно, я ругался, — говорит Сергей Иванович. — Ведь ясно понимал, что мы оба могли погибнуть. И если внуку удалось выбраться из ледяной полыньи, надо скорее бежать домой, а не обратно ко мне. Еще раз уйдет под воду — уже не спасется. Я кричал на него, кричал, но Антошка меня не слушал. Лег на пузо и ветку ко мне двигает. А я за нее схватиться не могу — пальцы окоченели от холода. Сейчас, говорю, отдохну маленько, и вытянешь меня. И ведь вытянул! Держал ту палку изо всех сил, я цеплялся за нее и в конце концов оказался на твердом льду.

«Мальчик не растерялся, не убежал, а сумел спасти человека, выбрав для этого единственно верный способ»

— Нас с дедушкой от холода, усталости и пережитого страха, конечно, ноги не держали, — признается Антон. — Когда мы немного отдышались, я увидел, что мимо идет какой-то незнакомый рыбак. Позвал его на помощь, он подбежал, стал расспрашивать, что случилось. Я попросил его помочь дедушке, а сам начал раздеваться. Вылил из валенок воду, сбросил с себя мокрый пуховик, жилетку, одни штаны. Стуча зубами, побрел к бабушке, волоча за собой вещи. А дедушка шел рядом с тем рыбаком. Вещей у него, кроме рюкзака, уже не было: и рыбацкий стульчик, и много снастей, и вся пойманная рыба утонули. Самое удивительное, что после всех приключений у дедушки в кармане остался мобильный: в телефоне слегка заедали кнопки, но он был вполне рабочим и даже не выключился. Дед позвонил своему другу, тот приехал и забрал нас. Дома бабушка встретила нас со слезами, охами и причитаниями. Помогла снять мокрую холодную одежду, растерла водкой, дала переодеться в сухое, закутала в одеяла и напоила горячим чаем. И в этот момент на меня что-то нахлынуло. Я разрыдался и еще долго не мог успокоиться. Потом две ночи не спал: все видел перед собой полынью и тонущего в воде дедушку…

РЕКЛАМА

Родственники сразу же вызвали скорую помощь. Приехавшие медики сказали, что у Антона ничего серьезного со здоровьем нет — только температура тела немного понижена. А вот для Сергея Ивановича длительное пребывание в ледяной воде не прошло даром: пожилой мужчина задыхался, у него начались сильные мышечные спазмы, а температура была настолько низкой, что… ртутный столбик на термометре вообще не был виден! Дедушку забрали в больницу, где кололи укрепляющие препараты и сутки продержали под капельницей. Лишь тогда ему стало легче.

— Семья Шевченко не афишировала происшествие на пруду, поэтому мы узнали о том, что внук спас дедушку, совершенно случайно, — рассказывает «ФАКТАМ» начальник сектора по связям со СМИ Главного управления государственной службы по чрезвычайным ситуациям в Киевской области Виктория Рубан. — В тот день мы проводили в Корытище мероприятия по пожарной безопасности, и местные жители рассказали нам об этом удивительном случае. Мы сразу же отправились домой к пострадавшим, обо всем расспросили и мальчика, и его дедушку.

Конечно, сейчас Сергей Иванович понимает, что поступил неразумно: в такую погоду, при плюсовой температуре, по тонкому льду отправился на рыбалку, да еще и ребенка с собой прихватил! Это было опасно и могло закончиться непоправимой бедой. Но нас всех поразило, что 11-летний школьник в столь критической ситуации не растерялся, не испугался, не убежал, а сумел спасти человека, выбрав единственно верный способ. Ведь, согласно статистике, 99 процентов провалившихся зимой под лед рыбаков выживают только благодаря посторонней помощи. Самостоятельно выбраться из полыньи под грузом мокрой одежды и обуви, да еще и находясь в такой холодной воде, практически невозможно. Если бы на месте Антона был здоровый крепкий мужчина, он бы, наверное, смог вытащить утопающего и руками. Но мальчику ждать помощи было неоткуда. У него был только один шанс спасти Сергея Ивановича — лежа на животе и сохраняя горизонтальное положение, протянуть дедушке толстую палку.

Герой-спасатель годаГосударственная служба по чрезвычайным ситуациям в Киевской области планирует представить Антона Богутского к званию «Герой-спасатель года» и в ближайшие дни наградит его за смелость и находчивость грамотой и ценным подарком.

— Когда спасатели пришли к нам домой и стали меня поздравлять и благодарить, возникло странное чувство, — улыбается Антон. — Немножко гордости, смущения, радости и еще чего-то такого, от чего плакать хочется. Я, конечно, очень счастлив, что смог спасти дедушку. Но признаюсь честно: стал бояться воды. То, что на рыбалку — ни на летнюю, ни на зимнюю — больше не пойду, это точно. Опасаюсь, что и в июле, когда с родителями поеду на море, буду купаться только с мамой и папой, по колено в воде.

— А если на твоих глазах опять кто-то станет тонуть, тоже побоишься лезть в воду? — интересуюсь у юного героя.

— Да нет, придется лезть, — подумав, ответил Антон. — И не потому, что хочется. Просто не смогу пройти мимо или стоять и смотреть, как гибнет человек. Если сумею ему помочь, обязательно сделаю это.

Узнав о мужественном поступке Антона, спасатели его поздравили, поблагодарили и сообщили, что представили мальчика к званию «Герой-спасатель года», а на днях вручат ему почетную грамоту и ценный подарок