ПОИСК
Клуб споживачів

Юлия Савостина: «Когда говорю, что одета только в украинское, все восторгаются: «Вы так хорошо выглядите!»

7:45 13 березня 2014
Інф. «ФАКТІВ»
Как прожить 365 дней, покупая только отечественные продукты и изделия, знает автор и ведущая проекта «В поисках made in Ukraine»

Многие наши соотечественники стали обращать особое внимание на штрих- коды на товарах, обозначающие страну-производителя. Оказывается, патриотом можно оставаться даже во время шопинга — просто покупая исключительно украинское. Кстати, напоминаем, что штрих-код на украинских товарах — 482. Есть и сторонники более радикальных мер, призывающие бойкотировать российские товары.

Пока в соцсетях ведется ожесточенная дискуссия о целесообразности подобных бойкотов, в магазинах розничной сети Billa на ценники стали наносить государственный флаг страны — производителя товара. Как поясняют в компании, «вид ценников унифицирован для всех магазинов международной сети Billa. Программа смены ценников в Украине стартовала в начале марта со столичных магазинов». Вряд ли это связано с бойкотом российских товаров, но покупателям нравится.

А вот киевская журналистка Юлия Савостина уже более года ест, одевается, пользуется исключительно украинскими товарами. Недавно она «вышла из чистого проекта», но продолжает разыскивать «made in Ukraine», изредка позволяя себе насладиться французскими сырами или апельсиновым фрешем.

«ФАКТЫ» расспросили у журналистки, что у нас в Украине делают лучше, чем за границей, и чему совсем нет альтернативы.

РЕКЛАМА

— Юлия, как возникла идея проекта? Почему вы вдруг решили отказаться от любимых французских сыров и импортной косметики?

— Я была экономическим журналистом, много писала о приватизации и неплохо знала об украинской промышленности, работавшей на момент распада СССР. Пару лет назад я ехала в гости на Западную Украину и по дороге остановилась купить подарки. Среди прочего выбрала блеск для губ. Из любопытства открыла его, попробовала и поняла, что он лучше шанелевского. Мне достаточно тяжело подобрать для себя косметику, поэтому, заинтересовавшись, посмотрела: кто производитель? Оказалось, отечественный.

РЕКЛАМА

И тогда я подумала, а чего еще не знаю о своей Родине? Вначале была идея узнать, какие из прежних предприятий продолжают работать. Выяснилось, что осталось их крайне мало, зато образовалось много молодых успешных и абсолютно новых предприятий.

В Украине, за редким исключением, можно найти практически все необходимое для жизни. Если хорошо поискать, то все товары будут очень хорошего качества не только в исполнении, но и по дизайну. Да, для меня — человека, который имеет возможность носить туфли Jimmy Choo и покупать посуду для дома не в Ikea, — внешний вид очень важен!

РЕКЛАМА

— Ваш проект пользуется огромной популярностью у интернет-пользователей. Только на портале delo.ua у вас более 35 тысяч подписчиков. Это не считая социальных сетей?

— Соцсети мы даже не считаем, потому что случаев прямого цитирования миллионы. Мы говорим только о подписчиках.

— Какие условия эксперимента вы себе поставили?

— Они были жестче, чем сейчас. У меня оставался мой компьютер и телефон, потому что блогерство все-таки предполагает быструю реакцию на все, что происходит. Украинским товаром мы считали бренд, зарегистрированный на территории страны, и производство, расположенное в Украине. То есть бизнес, при котором создаются рабочие места, а деньги остаются внутри страны.

— Помимо того, вам хотелось, чтобы при пользовании исключительно украинскими товарами качество жизни не упало. Удалось ли соблюсти такие жесткие условия или пришлось идти на компромиссы?

— Кое в чем компромисс был просто невозможен. Я не раз говорила: у нас большие проблемы с вязаным трикотажем. Мне категорически не нравится ни дизайн, ни качество. В большинстве случаев это связано с тем, что на всех украинских вязальных фабриках старое оборудование. Только в ноябре мне удалось найти в Броварах фабрику «София», которая делает очень приятные вполне европейские вещи.

— Удалось вам найти товары лучше европейских?

— Да. Женское белье «Ajour», блеск для губ «Diva». Одежда «Masthave» намного лучше таких брендов, как Zara, потому что наши стараются шить по современным лекалам, из натуральных тканей, опираясь при этом на лучшие традиции старой советской школы шитья: с крепкими и аккуратно обработанными швами. На самом деле у нас в стране много хороших отечественных товаров.

— Среди покупателей почему-то считается, что украинские товары или некачественные, или некрасивые. Особенно это касается одежды. Многие уверены, что у нас шьют только на пожилых людей. Вам так не кажется?

— На самом деле так и есть. Когда я прихожу на какое-то мероприятие и говорю, что на мне все исключительно украинское — платье, блеcк для губ, колготки и обувь, все с придыханием восторгаются: «Как?! Вы так хорошо выглядите!» И я понимаю, что можно носить и использовать украинское и при этом, что называется, не побираться, а выглядеть вполне достойно. Самое парадоксальное, что на момент начала эксперимента я была не готова голосовать своими деньгами за украинские товары и выезжала только за счет патриотизма. Все считают деньги. И я больше чем уверена, что никто не готов тратиться в ущерб себе на вещи, которые не нравятся, потреблять из жалости.

— Сейчас, спустя год, вы уже изменили свое отношение?

— Сегодня я и сама перешла на все украинское, и других активно призываю. Еще хотела бы, чтобы в Украине развивался туризм, потому что нам сейчас очень это нужно.

— Каким товарам нет альтернативы в Украине?

— Понятно, что у нас нет оливкового масла. Еще нет хороших джинсов. Вообще беда с высокотехнологичной одеждой. Для мужчин научились шить правильные ветровки, а для девушек — пока нет.

Конечно же, у нас нет своей красной икры, кашемира, практически отсутствуют канцтовары (хотя еще пару лет назад несколько фабрик пытались наладить их производство). В Украине простаивают заводы, которые когда-то делали посуду, и крайне мало осталось суконных фабрик. Почти вся техника, которая собирается на территории страны, сделана из иностранных комплектующих. Да что там техника — легкая промышленность на 90 процентов работает на иностранном сырье!

Но в любом случае я убеждена, что торговые марки, придуманные на территории Украины, как и производство, расположенное у нас, создают не только рабочие места, но так или иначе укрепляют экономику. Ну и меньше вредят экологии.


*Киевская журналистка Юлия Савостина: «Мы правда все умеем! Достаточно только один раз взять и попробовать»

— От чего вам было труднее всего отказаться?

— Я люблю апельсиновый фреш. Мне удалось разыскать в Украине оранжерею, где выращивают цитрусовые и бананы, и они оказались намного слаще привезенных, потому что фруктам дают возможность нормально вызреть. Но если говорить о ежедневном потреблении, то тут без импорта не обойтись. Есть совершенно специфические товары — к примеру, французские сыры и вина.

В Украине можно найти невероятные для нашего региона предприятия, которые выращивают устриц, осетров, бананы, оливки, чай, изготавливают арахисовое масло, хамон и виски.

— Можно ли отказаться от российских товаров без ущерба для нас?

— Можно, при этом еще и сэкономите. Как правило, украинские товары дешевле импортных процентов на 15—20.

— Очень трудно найти отечественные стиральные порошки. Во-первых, их торговые марки почему-то с иностранными названиями, во-вторых, продаются, как правило, расфасовкой от одного килограмма. Я с трудом нашла полностью украинскую фирму «Royal Pow­der», причем порошок этот бесфосфатный. Упаковка весом один килограмм стоит 64 гривни. Цена может отпугнуть бабушку, привыкшую покупать на рынке порошок экономкласса в меньшей упаковке. Хотя по качеству «дешевый» порошок явно уступает этому украинскому. Может, нашим производителям надо ярче себя подавать?

— Украинские производители тех же детских подгузников, или, например, бесфосфатных моющих средств с большим трудом вливаются в торговые сети. Хорошая декоративная косметика выпускается только как private label по заказу сетей. Купить ее в магазинах невозможно.

Частенько производители прячутся, копируют иностранные бренды. Я читала лекцию для предпринимателей, которые пытаются переделать известные названия, пыталась убедить, что это придает им ущербности. Ведь покупателю кажется, что перед ним подделка. Сейчас мы пытаемся на нашем портале как-то образовывать производителей. Может, на волне вспыхнувшего патриотизма сможем сделать что-то полезное хотя бы для нескольких отечественных брендов.

— Относительно тех же украинских стиральных порошков… Менеджер по продажам очень удивился, когда услышал от меня, что многие украинцы хотят покупать отечественные товары, но не могут их найти на полках магазинов. Да и на сайтах тоже. Может, дадите несколько универсальных советов производителям, что делать, чтобы люди о них узнали?

— Я уже устала говорить о том, что почти 80 процентам производителей нужно поменять сайты, этикетки, упаковки. Надо один раз заплатить не очень большие деньги фотографу и стилисту съемки, чтобы бренд выражал именно то, что вы хотите донести до покупателя. Бесспорно, для этого надо нанимать профессионалов: топ-менеджеров, финансистов, маркетологов, пиарщиков, копирайтеров, дизайнеров, создателей сайтов. А не пытаться освоить весь цикл самостоятельно, как это часто происходит сейчас.

Пора выходить в свет, не только показывать себя на ярмарках, но и широко рекламировать. Искать продукцию украинского производства проще всего в регионах — на рынках и в небольших магазинах. Собственно, там, куда этим производителям проще войти. А вот что-то трендовое и ультрамодное — одежду, обувь, украшения — легче найти в интернете.

— Какие украинские товары вы открыли для себя во время проекта и теперь уже не собираетесь от них отказываться?

— Например, туфли-лодочки от Качоровской, блески для губ от Diva, колготы Anabel Arto, лаки для ногтей LCF, пальто Frizman, бесфосфатные стиральные порошки и моющие средства, посуда Biol.

— Вы выбрали эти товары именно из-за качества?

— Я сама тестирую всю продукцию, и, как правило, она вся качественная независимо от того, крупный ли это производитель или маленький семейный бизнес. Для меня важно, чтобы товар, который покупаю, был красивым и функциональным, чтобы за него хотелось отдать деньги.

— Что вы посоветуете покупателям?

— В первую очередь смотреть на код страны-производителя и думать, что покупаешь. Забыть о том, что украинцы какие-то ущербные, значит, и то, что они производят — ущербное. Надо просто взять и поменять свое сознание. Мы правда все умеем! Достаточно только один раз взять и попробовать. И я уверена, что по многим категориям товаров вас ждут настоящие открытия.

13048

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів