ПОИСК
Україна

Игорь Ликарчук: «Есть идея разрешить абитуриентам сдавать тест по одному и тому же предмету несколько раз»

6:00 17 квітня 2014
Директор Украинского центра оценивания качества образования рассказал «ФАКТАМ» о том, на каких условиях будут проходить тестирование крымские выпускники и каких новшеств ждать абитуриентам

На прошлой неделе во многих СМИ появились сообщения о том, что внешнее независимое тестирование оказалось под угрозой срыва. И речь, дескать, не только о Крыме, где провести тесты фактически невозможно, поскольку Севастопольский центр оценивания качества образования национализировали оккупанты. Заговорили даже о невозможности проведения тестов на материковой части Украины из-за колоссальных долгов Украинского центра оценивания качества образования. Напомним, что сдача внешнего тестирования — это единственный способ поступления в высшие учебные заведения. Соответственно, если в этом году не будет тестирования — не будет и вступительной кампании. Чтобы выяснить, чего все-таки ждать абитуриентам, «ФАКТЫ» поговорили с директором Украинского центра оценивания качества образования Игорем Ликарчуком.

— Игорь Леонидович, в редакцию поступают десятки звонков от абитуриентов с одним и тем же вопросом: будет ли в этом году внешнее независимое тестирование? И правда ли, что из-за задолженности сейчас даже не печатаются тестовые тетради?

— К сожалению, это правда: печать тестовых тетрадей была временно приостановлена. Ситуация с Украинским центром оценивания сложилась катастрофическая — вернувшись на пост директора центра (Игорь Ликарчук является одним из его создателей, однако при прошлом правительстве был уволен с этой должности. — Авт.), я обнаружил задолженность в размере пяти миллионов гривен. В это сложно поверить, но в здании центра оценивания несколько месяцев была отключена связь, отсюда даже не вывозили мусор. Оборудование, на котором печатали тестовые тетради, безнадежно устарело — техника уже отработала свой ресурс.

— Но почему так случилось? Центр не финансировали или деньги шли не по назначению?

РЕКЛАМА

— Последние четыре года в развитие системы внешнего оценивания не вкладывали ни копейки. Создается впечатление, что систему планомерно уничтожали. При этом нельзя сказать, что в Министерстве образования не было денег — например, в конце 2012 года остались неиспользованными более 30 миллионов гривен, выделенных на приобретение школьных автобусов. По предложению бывших руководителей Министерства образования бюджетный комитет Верховной Рады перераспределил эти деньги по другим программам, кроме программы внешнего оценивания. Но хочу успокоить абитуриентов: несмотря на непростую экономическую ситуацию, тестирование состоится. Буквально на днях мы возобновили печать тестовых тетрадей. Ее профинансировали новые власти и частично — фонд «Развитие Украины», за что им большое спасибо. Теперь уже я с уверенностью могу заявить: внешнее тестирование состоится и пройдет в запланированные сроки — с 3 по 27 июня. Напомню, что будет еще и дополнительная сессия — с 4 по 11 июля.

— Но в Крыму, насколько мне известно, тестирования не будет…

РЕКЛАМА

— К сожалению, это невозможно. И проблема не только в том, что Симферопольский региональный центр оценивания не может работать. Мы даже не сможем привезти в Крым тестовые тетради — на территорию полуострова нас никто не пустит. Но это не значит, что крымские абитуриенты не смогут пройти тестирование.

— Говорили, что для сдачи тестов им, скорее всего, придется ехать в соседнюю Херсонскую область.

РЕКЛАМА

— Не обязательно в Херсонскую. Как решить эту проблему, мы уже придумали. Теперь каждый абитуриент, зайдя на свою персональную страничку на нашем сайте (www.testportal.gov.ua), увидит ссылку «Перерегистрация», нажав на которую, он сможет перерегистрировать свое заявление в любую другую область. Абсолютно не важно, где крымский абитуриент захочет сдавать тесты: в Луганске, Херсоне или, например, в Закарпатье. Его примут везде.

— До какого числа можно перерегистрироваться в другую область?

— До 30 апреля включительно. Это касается основной сессии. Перерегистрация на дополнительную сессию начнется 1 мая и продлится до 15 июня. Более того, чтобы помочь крымчанам, мы пошли на абсолютно беспрецедентные меры и ввели третью, сокращенную, сессию. В ней смогут принять участие те крымчане, которые по каким-либо причинам не смогли зарегистрироваться на основную и дополнительную сессии. Регистрация на сокращенную сессию откроется 16 июня и продлится до 15 июля. Не исключено, что на третьей сессии абитуриенты будут сдавать тесты в электронном варианте.

— Но, сидя дома перед компьютером, выпускник сможет списать ответы.

— Никто не будет сдавать тесты дома. Даже если за компьютером, то в аудитории, в присутствии наблюдателей. И в вопросах дисциплины никому не стоит рассчитывать на поблажки — их не будет. Внешнее тестирование отличается железной дисциплиной. Многие абитуриенты по-прежнему его боятся и специально проходят пробные тесты — чтобы, как говорится, прочувствовать обстановку. И уже во время пробного внешнего оценивания убеждаются в том, что списать невозможно. Не стоит даже пытаться.

— Крымские выпускники уже начали регистрироваться в других областях?

— Да, но тех, кто это сделал, пока, к сожалению, не очень много. Из пятнадцати тысяч абитуриентов перерегистрировались всего 600 человек. Возможно, кого-то пугает неопределенность. Не стоит бояться: все уже продумано и будет надлежащим образом организовано.

— Правила приема в вузы, насколько я знаю, остаются прежними: чтобы поступить в университет, абитуриенту понадобятся сертификаты внешнего оценивания по трем предметам и школьный аттестат.

— Да, в основном в этом году все остается по-прежнему. Хотя, как мне известно, Министерство образования собирается внести в условия приема какие-то изменения. Но основные нововведения, очевидно, следует ожидать в следующем году. Как известно, несколько лет назад при зачислении в вузы наравне с сертификатами внешнего оценивания стали учитывать средний балл аттестата. Мотивировали это тем, чтобы выпускник не расслаблялся и, готовясь к тестам, не забывал учить и другие предметы. Но есть и обратная сторона медали. Разве можно сравнивать аттестаты ученика столичного специализированного лицея и провинциальной общеобразовательной школы? Это абсолютно несравнимые нагрузки и требования.

— То есть выпускников ставят в неравные условия?

— Совершенно верно. Еще более несправедливое правило последних лет — давать дополнительные двадцать баллов при поступлении тем, кто окончил подготовительные курсы в университете. И пускай это касается только математических и природоведческих направлений, все равно несправедливо. Если у абитуриента нет денег, чтобы заплатить за курсы (а это довольно дорогое удовольствие), почему он должен кому-то более обеспеченному уступать 20 баллов? И для чего тогда вводили внешнее независимое оценивание, если опять-таки все решают деньги? Еще одно нововведение последних лет, маргинализирующее проведение внешнего оценивания, — предоставить тем, кто окончил школу до 2008 года, возможность сдавать вступительные экзамены в университетах. Стоит ли говорить, что это очередная лазейка для коррупции? И почему такие абитуриенты не должны сдавать тестирование и поступать в вуз на общих основаниях? Если они хорошо помнят школьную программу, пусть докажут это во время тестирования.

— Это правило тоже будут менять?

— На данный момент уже нет времени. Но в следующем году я буду на этом настаивать. И даже не обязательно, чтобы выпускники прошлых лет сдавали три теста. Еще четыре года назад мы разработали так называемый тест общих учебных компетенций. Он включает в себя общие вопросы по трем предметам. Предполагается, что выпускник прошлых лет сдаст хотя бы этот тест, продемонстрировав таким образом свои знания на сегодняшний день. Но сделает это не в вузе, где может быть не все прозрачно, а при независимых наблюдателях. Тест общих учебных компетенций уже готов.

Для чего все это? Только для того, чтобы поставить абитуриентов в равные условия. Именно для этого в свое время и создали внешнее тестирование. И сразу увидели результат. Уже в 2008 году, когда тестирование стало обязательным, в столичные вузы поступило небывалое количество детей из регионов. Я тогда много ездил по областям, и учителя сельских школ говорили мне: «Это невероятно! Наши ученики сдают тесты и без всяких взяток поступают в самые престижные вузы Украины!» И сейчас, когда проведение тестирования, да и само существование нашего центра оказалось под угрозой, нам звонят десятки простых людей со словами: «Скажите номер вашего счета — хотим перечислить деньги. Если бы не ваши тесты, наши дети и мечтать не могли бы о киевских вузах». После таких звонков, честно скажу, на глаза наворачиваются слезы. Мы сейчас принимаем любую помощь — иначе центр действительно не выживет. Оборудование, на котором печатают тестовые тетради, нужно обновлять немедленно.

— Между тем родители некоторых абитуриентов все-таки надеются решить вопрос поступления за деньги. И ищут способы это сделать.

— К сожалению, способы есть. И это не только окончание платных курсов при университете. Так, сейчас многие после девятого класса поступают в профтехучилище, после чего, не окончив ПТУ, переводятся в колледж и автоматически поступают на второй курс университета. Это тоже нечестно, и я буду настаивать, чтобы существующие правила пересматривались. Пугает еще и то, что, когда я вновь пришел на эту должность и провел общее собрание сотрудников центра, начальник нашей внутренней службы безопасности признался, что может гарантировать конфиденциальность тестовых заданий только на 70 процентов. Сказав это, он сразу уволился. Я сейчас во всем разбираюсь, пытаюсь понять, где может происходить утечка информации.

— Вы заявили, что со временем хотели бы изменить сами тесты, сделав их двухуровневыми. Что имелось в виду?

— Такая идея действительно есть. Предполагается, что тесты по каждому из предметов будут разными. Например, тест по математике. Если вы поступаете на механико-математический факультет, вам нужны знания одного уровня, а если, например, на социологию — совсем другого. Пока все сдают один и тот же тест по математике. Но когда мы воплотим эту идею в жизнь, абитуриент сможет выбирать, тест какого уровня ему сдавать: посложнее или полегче — в зависимости от специальности, на которую он собирается поступать. Есть еще одна идея — разрешить абитуриентам сдавать тест по одному и тому же предмету несколько раз. Если абитуриент плохо сдал тест, ему дают второй, третий шанс. Задания, разумеется, должны быть другими. И из нескольких результатов выпускник выберет лучший. Это довольно сложно технически и организационно, но возможно. Однако не в этом году.

2373

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів