ПОИСК
Клуб споживачів

Если доход семьи ниже прожиточного минимума, она может рассчитывать не только на субсидию, но и на дополнительную госкомпенсацию

8:00 24 квітня 2014
Інф. «ФАКТІВ»
В связи с грядущим повышением тарифов количество семей, получающих финансовую помощь по оплате жилищно-коммунальных услуг, увеличится с миллиона до четырех с половиной миллионов

С мая в Украине повысятся тарифы для населения на газ, а с июля — на тепло. Изначально ожидалось, что газ подорожает на 48—50 процентов. Однако позже Министерство финансов сообщило новую цифру: повышение достигнет 73 процентов.

Так, в настоящее время газовые тарифы составляют от 72,54 копейки до 2 гривен 68,56 копейки за кубометр — при наличии счетчика, а также от 79,80 копейки до 2 гривен 95,41 копейки, если счетчика нет. Национальная комиссия по регулированию энергетики повышает с 1 мая стоимость газа на 50—60 процентов: с 1 гривни 18,2 копейки до 3 гривен 64,5 копейки — при наличии газового счетчика, с 1 гривни 29,9 копейки до 4 гривен 01,1 копейки, если счетчика нет. И цены продолжат расти еще на протяжении трех последующих лет: с мая 2015 года увеличатся на 40 процентов, с мая 2016-го — на 20 про­центов, с мая 2017-го — на 20 процентов.

Семьи, которым жилищно-коммунальные услуги окажутся не по карману, будут остро нуждаться в государственной помощи. И эту поддержку им предоставят. Во-первых, они смогут пользоваться программой субсидий. Во-вторых, на внеочередном заседании правительства было принято постановление, усиливающее социальную защиту населения при повышении тарифов на энергоносители: семьи со средним доходом ниже прожиточного минимума будут дополнительно получать компенсацию. В целом, как отметила министр социальной политики Людмила Денисова, после повышения цен и тарифов количество семей, получающих субсидии и компенсации, увеличится с 1 миллиона до 4,5 миллиона.

О том, как предоставляются субсидии, кто имеет на них право и что за новая компенсация появилась после принятия в апреле Кабинетом министров постановления «Об усилении социальной защиты населения в условиях повышения цен и тарифов на коммунальные услуги», «ФАКТЫ» побеседовали с директором департамента государственной социальной помощи Министерства социальной политики Украины Виталием Музыченко.

РЕКЛАМА

— Виталий Владимирович, кому будут выплачивать компенсацию при повышении цен на тепло и газ?

— Всем семьям, у которых ежемесячный доход окажется меньше прожиточного минимума.

РЕКЛАМА

— Сколько это в гривнях?

— Трудно ответить сразу. Дело в том, что прожиточный минимум для семьи определяется как сумма прожиточных минимумов для каждого ее члена.

РЕКЛАМА

Например, семья состоит из неработающего отца — инвалида, работающей матери и двух детей — 17 и 5 лет. Если речь идет об отце, принимается во внимание прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц — 949 гривен, о матери — прожиточный минимум для трудоспособных лиц (1218 гривен). Для ребенка 17 лет учитывается прожиточный минимум для детей от 6 до 18 лет (1286 гривен), а для пятилетнего — прожиточный минимум для детей до 6 лет (1032 гривни).

Суммируем прожиточные минимумы:

949 гривен + 1218 гривен + 1286 гривен + 1032 гривни = 4 тысячи 485 гривен.

Если месячный доход этой семьи окажется ниже 4 тысяч 485 гривен, ей будет полагаться компенсация.

— Какая?

— Постановление правительства предусматривает, что компенсация рассчитывается как разница между размерами платы за тепло, газ и горячую воду до и после повышения тарифов.

— Проще говоря, государство будет компенсировать повышение тарифов семьям, у которых доход ниже прожиточного минимума?

— Если совсем упрощенно, то да. Тут ведь нужно учитывать, что большинство малообеспеченных семей смогут воспользоваться субсидией. И это тоже будет хорошее подспорье.

— А я так поняла, что семьям будут давать либо компенсацию, либо субсидию…

— Вовсе нет! Дело в том, что не всегда субсидия сможет полностью покрыть разницу в коммунальных платежах семьи до и после повышения. Поэтому если у людей, имеющих право на субсидию, доход окажется ниже прожиточного минимума и субсидия полностью не перекроет повышение тарифов, то на оставшуюся разницу между платежами до и после семья получит еще и компенсацию.

— И будет платить за жилье столько же, сколько до повышения?

— Именно так. Кроме того, есть малообеспеченные семьи, не имеющие права на субсидию. Например, один из членов семьи официально не работает. Уважительных причин (например, отпуск по уходу за ребенком или за престарелым родственником) для этого у него нет. Он не пенсионер, не получает пособие по безработице и не может подтвердить свой доход. Права на субсидию семья не имеет, но зато теперь она сможет получать от государства компенсацию.

— Компенсацию будут выдавать «на руки»?

— Нет. Сумму планируется ежемесячно перечислять на личный счет заявителя. Такие счета открыты на предприятиях, предоставляющих коммунальные услуги. Их номера указаны в каждой платежной квитанции.

— Как долго будут выделять компенсацию?

— Пока принято решение о выплате компенсации до конца отопительного сезона 2014—2015 годов.

— А как назначается субсидия и кто имеет на нее право?

— Субсидия положена в том случае, если плата за жилищно-коммунальные услуги в пределах норм потребления превышает определенный порог.

— И какой же?

— Обязательная часть, которую должна платить семья, составляет 15 процентов совокупного дохода. А для семей, состоящих только из нетрудоспособных лиц (пенсионеры, инвалиды, дети), обязательная часть составляет 10 процентов совокупного дохода. Если в семье есть несовершеннолетние (до 18 лет) дети или инвалиды I и II групп, а доход на одного человека не достигает прожиточного минимума, она также платит за жилищно-коммунальные услуги 10 процентов среднемесячного совокупного дохода.

— Уточню: семья должна вносить 15 процентов начисленной за коммунальные услуги суммы или 15 процентов своего дохода независимо от начисленной суммы? Например, зарплата человека — 2 тысячи гривен, а счет за коммунальные услуги — 400 гривен. Его обязательная часть — 300 гривен (15 процентов заработка) или 60 гривен (15 процентов счета)?

— Семья должна платить 15 процентов своего дохода в пределах утвержденных норм. В вашем примере — 300 гривен. То есть 15 процентов заработка. Остальную сумму за жилищно-коммунальные услуги доплачивает государство. В этом и состоит адресность субсидии.

— Понятно. Какие доходы в данном случае учитываются?

— Все виды доходов семьи. Причем как в денежном выражении, так и в натуральной форме. В первую очередь это зарплата, премии, получаемые на основной работе и на работе по совместительству. А также пенсии, стипендии, гонорары, алименты, помощь в связи с временной нетрудоспособностью, все виды социальных пособий (кроме одноразовой выплаты при рождении ребенка, помощи на погребение, одноразовой помощи, предоставляемой по решению органов исполнительной власти, местного самоуправления, предприятий, общественных и благотворительных фондов) и ряд других доходов, которые облагаются налогом или носят систематический характер.

— Предприниматели имеют право на субсидию?

— Конечно. При этом доходы от предпринимательской деятельности принимаются во внимание на основании справок из налоговых органов.

В то же время в совокупном доходе семьи на следующий шестимесячный период не учитывается сумма ранее назначенной субсидии.

— А что имеется в виду под «доходами в натуральной форме»?

— К примеру, это может быть зерно, сахар, мука, которые получены человеком в качестве платы за аренду земли. Такая плата переводится в денежный эквивалент по средним (рыночным) потребительским ценам соответствующего региона.

— За какой период нужно предоставить сведения о доходе семьи?

— За предыдущие полгода, а при назначении субсидии для приобретения твердого топлива — за календарный год.

— Давайте вернемся к тому, о чем вы уже говорили: если один из членов семьи не работает, не учится и не зарегистрирован как безработный, то субсидия не положена.

— Действительно, если кто-либо из трудоспособных членов семьи в течение последних трех месяцев не работал, не учился и не пытался трудоустроиться официально (через службу занятости), то такая семья не имеет права на получение субсидии. Это не касается случаев, когда человек не работает по уважительной причине.

— Какой?

— Например, ухаживает за ребенком до исполнения ему трех лет или на протяжении времени, определенного в медицинском заключении лечебно-консультационной комиссии (но только до шести лет), либо имеет трех и больше детей в возрасте до 16 лет и смотрит за ними, либо ухаживает за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, лицом, достигшим 80 лет, за инвалидом по психическому заболеванию, либо же предоставляет социальные услуги.

— Тогда такая ситуация: человек зарегистрирован в квартире, но длительное время отсутствует. Предположим, уехал за границу, учится в другом городе, долго лежит в стационаре или находится в местах лишения свободы.

— До 2012 года многие семьи не могли получить субсидию из-за подобных ситуаций. Но потом было принято постановление Кабинета министров Украины, позволившее определять количество людей при назначении субсидии с учетом подтверждающих документов о временном отсутствии зарегистрированных лиц. Но это возможно только при наличии квартирных счетчиков воды, газа, электроэнергии.

— Зачем нужны счетчики?

— Потому что, если в квартире или доме есть такие приборы, то начисляемая коммунальными организациями плата не зависит от количества проживающих там людей. Плата за содержание дома, а также отопление рассчитывается исходя из площади квартиры, а суммы за газ, воду и электроэнергию — по показаниям счетчиков.

— Счетчики нужны только в том случае, если кто-то из членов семьи отсутствует или они требуются вообще для получения субсидии?

— Нет, только в оговоренном случае: когда кто-то из зарегистрированных в квартире людей долго там не проживает и не может предоставить документы о своих доходах. Во всех остальных случаях наличие или отсутствие счетчиков в квартире не имеет значения при расчете субсидии.

— Какие документы подтверждают, что человек временно не проживает в квартире?

— Справки с места работы или учебы, из медицинского учреждения или из мест заключения.

— А если человек уехал за границу на заработки?

— Опять же это могут быть справки с места работы или учебы, подтверждающие его длительное отсутствие.

— Кстати, вы сказали, что субсидия назначается в пределах утвержденных норм. Что это значит?

— Не только субсидия, но и компенсация. Но об этом, а также о том, при каких условиях семье могут отказать в субсидии, мы поговорим в следующей публикации.

Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»

33412

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів