ПОИСК
Україна

Что нужно знать переселенцам, чтобы получить госпомощь по оплате жилья и поиску работы?

7:30 11 листопада 2014
Парламент принял Закон «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц»

Война, которую развязала Россия против нашей страны, больно ударила по сотням тысяч простых украинцев, вынужденных покинуть свои дома, чтобы сохранить жизнь. За последние полгода количество переселенцев из Крыма и Донбасса достигло более 448 тысяч человек. Сейчас они вынуждены искать временное жилье и средства существования. Чтобы им помочь, был принят ряд важных документов, в том числе утвержденный на днях Верховной Радой Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». На какую помощь смогут рассчитывать беженцы после вступления закона в силу, «ФАКТАМ» рассказал первый заместитель министра социальной политики Украины Виталий Мущинин.

— Кто считается внутренне перемещенным лицом?

— По нормам закона, который в ближайшее время, очевидно, будет подписан президентом, к этой категории может быть отнесен гражданин Украины, постоянно проживающий на территории страны, покинувший свое место проживания в результате или во избежание негативных последствий вооруженного конфликта, временной оккупации, повсеместных проявлений насилия, массовых нарушений прав человека и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Эти обстоятельства считаются общеизвестными и не нуждаются в доказательстве, если информация о них содержится в официальных отчетах и сообщениях Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Международного комитета Красного Креста, уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, размещенных на веб-сайтах этих организаций, или в случае, когда уполномоченными государственными органами приняты соответствующие решения.

РЕКЛАМА

— Чтобы оказывать помощь переселенцам, нужно знать, кто и в каком количестве выехал с временно оккупированных территорий. Как ведется этот учет?

— Правительством принято специальное постановление «Об учете лиц, которые перемещаются с временно оккупированной территории Украины и районов проведения антитеррористической операции», а также утвержден порядок оформления и выдачи справки о постановке на учет.

РЕКЛАМА

В соответствии с этим порядком гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, которые постоянно проживают на территории Украины и переезжают с временно оккупированной территории или района проведения АТО, выдается справка о постановке на учет. Для ее получения совершеннолетний переселенец должен лично или через своего законного представителя обратиться с заявлением в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения районной госадминистрации либо исполнительный орган городского или районного совета по месту временного проживания. Если заявитель выехал вместе со своими несовершеннолетними детьми, то он это указывает в документах. Для получения справки о постановке на учет несовершеннолетних, которые выехали без родителей или членов семьи, заявление подает их опекун, попечитель или их законный представитель.

Если человек не самостоятельно выбирает место жительства, а размещается на новом месте региональным штабом по вопросам социального обеспечения переселенцев, то заявление подается соответствующему должностному лицу, привлеченному к работе штаба.

РЕКЛАМА

Кроме того, принимать заявления и выдавать справки о постановке на учет могут работники жилищно-эксплуатационных организаций или уполномоченные лица, определенные исполнительными органами сельских и поселковых советов.

Подчеркну, что документом, которым подтверждается статус переселенца, является справка. Она выдается бесплатно в день подачи заявления. Справка должна быть распечатана на бумаге формата А4, заверена подписью должностного лица и печатью организации, выдавшей документ. В случае потери или порчи справки выдается дубликат на основании заявления переселенца.

— Какие документы нужно подавать для получения статуса перемещенного лица?

— Чтобы получить справку, помимо заявления о постановке на учет, необходимо предоставить паспорт либо другой документ, удостоверяющий личность. Если же заявление подает не сам переселенец, а его представитель, то дополнительно нужно предъявить документ, удостоверяющий личность этого представителя, а также документ, подтверждающий его полномочия как законного представителя, кроме случаев, когда представителями являются родители или усыновители.

— Многие люди бежали от войны, не успев захватить документы. Как быть в таком случае?

— При утере или краже документов, удостоверяющих личность, нужно обязательно сообщить об этом в территориальное подразделение Государственной миграционной службы по месту пребывания. Там в однодневный срок выдадут временное удостоверение личности.

— В каких случаях переселенцам могут отказать в выдаче справки или аннулировать уже выданный документ?

— В первую очередь, если человек не являлся жителем территорий, которые оккупированы или на которых велись или ведутся боевые действия. Распоряжением Кабинета министров Украины от 30.10.2014 года № 1053 утвержден перечень населенных пунктов, на территории которых осуществлялась антитеррористическая операция.

— Сегодня в Украине более 400 тысяч переселенцев. Они разъехались по всей стране, и многие из них продолжают искать пристанище. Как в таком случае узнать, кто получил помощь, кто не получил?

— Информация о переселенцах поступает в Единую информационную базу данных Минсоцполитики. В ней содержатся сведения о человеке, указанные в поданном заявлении о постановке на учет, дата выдачи справки, название уполномоченного органа, который ее выдал, а также информация о предоставленных услугах и произведенных выплатах. В базе данных может быть и фото человека.

— Первым делом, приезжая на новое место, люди ищут жилье. Снимать квартиру могут далеко не все, так как многие не имеют на это денег.

— Правительством 1 октября текущего года принято постановление «О предоставлении ежемесячной адресной помощи лицам, которые перемещаются с временно оккупированной территории Украины и районов проведения антитеррористической операции, для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг». В частности, для таких людей установлено специальное пособие.

Чтобы его получить, переселенцы должны обратиться в орган социальной защиты населения по фактическому месту жительства или пребывания и предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • копию свидетельства о браке;
  • копии свидетельств о рождении детей;
  • письменное согласие в произвольной форме о выплате денежной помощи уполномоченному представителю семьи от других членов семьи и согласие на обработку персональных данных.

— Какова сумма финансовой помощи?

— Это зависит от того, к какой категории относится получатель. Пособие назначается в таком размере:

  • для нетрудоспособных лиц (пенсионеры, инвалиды, дети) — 884 гривни на одного человека (члена семьи);
  • для трудоспособных лиц — 442 гривни на одного человека (члена семьи).

При этом общая сумма помощи на семью не может превышать 2 тысячи 400 гривен. Пособие перечисляется органом социальной защиты населения на счет, открытый представителем семьи в учреждении уполномоченного банка.

Механизм выплаты ежемесячной адресной помощи предусматривает, что трудоспособный человек не должен становиться иждивенцем. Поэтому, если в составе семьи, которой назначено государственное пособие, есть трудоспособные люди, но в течение двух месяцев со дня назначения помощи они не пошли работать, пособие для них на следующие два месяца уменьшается на 50 процентов, а в последующий период — и вовсе не выплачивается.

— Большинству людей, покинувших свои дома, необходима помощь в трудоустройстве.

— Сегодня каждый переселенец может бесплатно получить социальные услуги, в том числе и помощь в трудоустройстве. В частности, в любом центре занятости человеку предоставят информацию об имеющихся вакансиях, правовую помощь по вопросам трудоустройства или увольнения, получения статуса безработного, пособия по безработице, рекомендации по выбору или смене профессии, а также помогут с профессиональной ориентацией.

Хочу отметить, что государственная служба занятости помогает найти работу даже тем переселенцам, которые не имеют трудовой книжки или в ней нет записи об увольнении с предыдущей работы. Таким людям предлагается работа по совместительству или выполнение услуг по гражданско-правовому соглашению за вознаграждение, то есть по трудовому договору. В этом случае трудовая книжка не нужна.

Кроме того, на новом месте работы людям, имеющим статус переселенца, теперь могут выдавать дубликат трудовой книжки независимо от наличия прежних трудовых отношений. Для этого достаточно подать заявление и справку из антитеррористического центра при СБУ о проведении АТО на территории, где работал человек. Запись из дубликата перенесут в трудовую книжку, когда она будет доступна.

— Но ведь человеку нужно уволиться с предыдущей работы. А как это сделать, если предприятие находится на контролируемой террористами территории?

— Для расторжения трудовых отношений в одностороннем порядке следует обращаться в суд. Это стандартная процедура независимо от причины расторжения.

Чтобы урегулировать вопросы, возникающие во время расторжения трудовых отношений между сторонами, которые, в частности, осуществляли деятельность на территории АТО, Министерство политики Украины внесло ряд поправок в законодательство.

Так, трудовые отношения между работником и работодателем — физическим лицом, которое использует наемный труд, — могут быть разорваны в любом центре занятости на территории Украины (до этого — только в том центре, где был зарегистрирован трудовой договор).

Если же работодатель юридическое лицо, у работников может отсутствовать трудовая книжка, поскольку она хранится у работодателя. Для урегулирования этой проблемы было решено выдавать дубликат трудовой книжки независимо от наличия прежних трудовых отношений, о чем я уже говорил ранее.

— А как быть перемещенным людям, которые получали выплаты по социальному страхованию, например, шахтерам? Ведь вся информация осталась в отделениях Фонда социального страхования по их прежнему месту жительства?

— Согласно недавнему постановлению правительства «Об особенностях реализации прав некоторых категорий лиц на общеобязательное государственное социальное страхование», получить страховые выплаты и услуги в органах Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности и Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний можно в отделениях этих организаций, находящихся по фактическому месту жительства переселенцев. Выплаты назначаются при наличии необходимых документов. Если какие-либо бумаги отсутствуют, выплаты назначаются по данным Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования в порядке, установленном правлениями этих фондов.

Что касается шахтеров, то на сегодняшний день в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обратились более 17 тысяч человек, которым фонд выплатил свыше 46 миллионов гривен по месту временного пребывания.

— Довольно большая часть вынужденных переселенцев — это люди пенсионного возраста. Поэтому их волнует, как и где они смогут получать пенсию.

— Уже несколько месяцев органами Пенсионного фонда Украины обеспечивается в упрощенном порядке перевод пенсионных дел по месту временного пребывания людей, которые переехали из Луганской и Донецкой областей в другие регионы Украины, и выплата пенсий по месту их временного пребывания. Хочу отметить, что таких людей в отделениях Пенсионного фонда принимают вне очереди, именно их вопросы решаются прежде всего.

По заявлению граждан обеспечивается перевод пенсионных выплат по новому месту фактического проживания. Необходимо предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Хочу отметить, что по заявлению пенсионера в местные органы Пенсионного фонда деньги на новом месте жительства можно получить:

  • через почтовые переводы;
  • путем перевода выплаты пенсии в ближайший банк по месту временного пребывания;
  • путем перевода получения пенсии по новому месту фактического проживания с истребованием личного дела, в том числе электронного.

Пенсионерам, имеющим карточные счета, открытые в банковских учреждениях Донецкой и Луганской областей, зачастую вообще не о чем волноваться. Если на новом месте жительства есть отделение соответствующего банка, то люди, как и прежде, будут получать деньги на свой счет. Дополнительно обращаться для регистрации в местное отделение банка таким пенсионерам не нужно.

Остальным переселенцам пенсионного возраста, желающим получать деньги через банк, придется открыть карточный счет в отделении банка, с которым Пенсионный фонд Украины заключил договор о проведении выплат.

113043

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів