ПОИСК
Історія сучасності

Специально к празднику святого Николая варили "Миколине пиво"

6:30 18 грудня 2014
В ночь с 18 на 19 декабря святой Николай заглянет в каждый дом, где есть дети, и оставит у них под подушками гостинцы

Сегодня вечером уложите своих детишек спать пораньше. Ведь в ночь с 18 на 19 декабря святой Николай Чудотворец заглянет в каждый дом, где есть дети, и оставит им под подушками или в сапожках гостинцы. Милосердных и добрых мальчиков и девочек ждут пряники и конфеты, а сорванцы, скорее всего, получат рiзочку… Так Николай говорит проказникам, что в следующем году нужно вести себя достойно.

С давних времен наши предки весело отмечали День святого Николая, считая, что с этого праздника начинаются Святки. Именно Николай был главным наставником детишек, приносил им заслуженные подарки. В советскую эпоху христианский святой был вытеснен сказочным Дедом Морозом, который под Новый год приходил вместе со Снегурочкой и каждому ребенку просто так вручал гостинец. Идеологи забыли, что в украинской мифологии всегда существовал Дiд Мороз и был он вовсе не добряком, разносящим детям подарки…


*В старину детишкам рассказывали, что у святого Николая есть две книги — черная и белая, куда ангелы записывают все поступки, как хорошие, так и плохие (Рождественская открытка. Конец XIX — начало XX века)

Дiд Мороз, Дюдя, Зюзя, Тріскун, Морозко — так наши предки называли огромного сердитого старика в снежном одеянии и ледяных сапогах. Он лют и суров, а потому старается заморозить все своим ледяным дыханием. А помогает ему в этом верная жена Баба Зима — старуха с огромными зубами и костлявыми пальцами, одетая в лохмотья или медвежью шкуру. Добрых подарков эти персонажи не приносили, да и ни с чем хорошим их в народе не связывали. Издревле украинцы считали Мороза богом зимы, врагом всех летних небесных сил, который может нанести вред людям, домашней скотине и всему хозяйству, и даже ассоциировали его со смертью, поэтому старались прогнать поскорее со двора:

РЕКЛАМА

«Смерте, Смерте, іди на ліси,
Йди на безвість, йди на море.
І ти, Морозе, великий і лисий,
Не приходь до нас із своєї комори!»

Правда, опасаясь гнева Мороза, который мог испортить людям Рождество, в Святой вечер старались задобрить его и «приглашали» на кутью: «Морозе, іди до нас кутю їсти. А коли не прийдеш, то не йди й на жито, пшеницю і всяку пашницю».

РЕКЛАМА

Между тем святой Николай всегда считался заступником простого народа и детей, его называли «батьком сиріт, вдів і бідних». Чудотворец родился во второй половине III века в Ликии, в Малой Азии, в христианской семье. С малых лет он искренне молился и просил у Всевышнего справедливости, мира, добра, прощения и милосердия. Всю свою жизнь Николай посвятил служению Богу, стал архиепископом.

В Украине Николай Угодник — один из самых почитаемых святых. К нему обращались бедняки, несправедливо осужденные, путешествующие. Больше всего на заступничество и поддержку Николая полагались мореплаватели, никогда не выходившие в море без иконы Чудотворца. Молитвенной помощи у святого просили и учащиеся, так как самому Николаю, по преданиям, легко давалась всякая наука. Кроме того, святого традиционно считали покровителем семьи. Ведь согласно легенде однажды еще молодой священник Николай помог уберечь от греха блуда трех сестер. Отец не мог выдать замуж своих дочерей из-за того, что у него не было денег на приданое. Узнав об этом, Николай ночью подбросил в дом бедной семьи три мешочка с деньгами, благодаря чему судьба девушек сложилась счастливо. Может быть, именно поэтому и сегодня в ночь на Николая все ждут подарков.

В старину со Дня святого Николая начиналась подготовка к Рождеству. К празднику приводили в порядок дома, закупали на ярмарках продукты, мастерили фигурки для вертепа, разучивали колядки и щедривки.

РЕКЛАМА

Накануне 19 декабря парни, один из которых был облачен в одежды Чудотворца, обходили дворы с колядкой:

«Миколай, молися за нами!
Благаєм тебе зі сльозами.
Ми тя будем вихваляти,
Ім'я твоє величати,
На віки».

Вечером, укладывая малышей спать, бабушки рассказывали внукам о жизни святого Николая, обязательно упоминая о том, что Чудотворец одаривал нуждающихся тайно: «Бо робити добро треба не на показ, а на людську радiсть». Детям говорили: «У Миколи дві книги — чорна і біла, куди ангели записують усі людські діла, як добрі, так і погані. Більше добрих справ — будуть щедрі гостинці, бiльше поганих — тільки рiзочки, коли ж порівну — трохи гостинців і стільки ж різочок».

Утром на Николая первым поднимался глава семьи. На рассвете он обходил свое подворье, затем шел в хлев, кормил скотину и приговаривал: «Дай, Боже, добрий день, щоб худобонька здорова була та я iз своєю жоною». Пока отец был во дворе, никто из домочадцев не вставал. Даже детишки, проснувшись, покорно дожидались его возвращения. Войдя в дом, глава семьи поздравлял родных с праздником, и все дружно начинали собираться в церковь. С собой в храм брали корзины со сладостями для крестников, племянников и сирот.

После службы на праздничный обед семья приглашала родных и кумовьев. Кроме того, к столу звали тех, с кем были в ссоре. Отказываться от приглашения не полагалось, ведь такой обед символизировал окончание вражды, примирение, что было необходимо для подготовки ко встрече Рождества Христова. Девушки на выданье следили, кто же первым придет в гости. Пожалует состоятельный родич — весной жди сватов.

Поскольку праздник приходится на середину Рождественского поста, ничего скоромного на обед не подавали. На стол ставились большие миски с варениками, дерунами, квашеной капустой, мочеными яблоками, солеными грибами, бочковыми помидорами и огурчиками. Обязательно готовилось несколько рыбных блюд. Специально к празднику варили «Миколине пиво», доставали из погребов вино и медовуху. На сладкое пекли постные оладушки с яблоками, гарбузяники и медовые пряники — «миколайчики». Кстати, такие пряники полагались исключительно детям. Поскольку малышам в пост разрешали есть молочные продукты, мамы добавляли в тесто и молоко, и сливочное масло, и яйца.

«Миколайчики»

Для приготовления потребуется: 600 г муки, 150 г маргарина, 2 яйца и 2 желтка, 200 г сахара, 150 г меда, 0,5 ч. ложки молотой корицы, 0,5 ч. ложки молотой гвоздики, 1 ч. ложка соды, 2 ст. ложки сметаны. Для глазури: 1 белок, 1 стакан сахарной пудры, 0,5 ч. ложки лимонного сока. Также понадобится вырезанная из картона фигурка «миколайчика».

В просеянную муку всыпать соду и добавить натертый на крупной терке маргарин, все посечь ножом. Добавить яйца, желтки, сметану, сахар, специи и мед, замесить тесто и оставить в холодильнике на ночь. Охлажденное тесто раскатать слоем в 0,5 сантиметра и, прикладывая картонную форму, вырезать пряники. Выложить «миколайчики» на смазанный маслом и присыпанный мукой противень. Выпекать при 180 градусах до золотистого цвета.

Готовые «миколайчики» охладить и покрыть глазурью. Для приготовления глазури взбить белок в крутую пену, постепенно всыпая сахарную пудру и добавляя лимонный сок. Глазурь можно окрасить, добавив пищевые красители, и кисточкой нарисовать глаза, нос, рот, волосы, одежду…

Наши предки всегда весело отмечали праздник. Во многих городах и селах 19 декабря устраивались храмовые торжества. Работать в этот день не полагалось, бо Микола все бачить i грiха не подарує. Даже в тяжелые для Украины времена, когда шумные гулянья не устраивались, люди собирались и пели колядку, обращаясь к Николаю Чудотворцу:

«Ой глянь, глянь на Вкраїну рiдну,
Ой глянь, глянь на змучену, бiдну.
Ми тебе всi люди молим:
Проси в Бога ти їй долi,
Миколаю!
Ой проси долi для Вкраїни,
Ой нехай встане iз руїни.
Доля й щастя най витає,
В славi й волi хай засяє,
Миколаю!»

Обычно парни и девушки дома не засиживались. Поздравив крестных родителей и ближайших родственников, молодежь отправлялась гулять. Поскольку к зимнему Николаю снег уже укрывал всю землю, молодые люди на санях трижды объезжали село — вiтали снiжну зиму. Для этой забавы парубки запрягали лучших коней, а девчата украшали сани разноцветными лентами.

Накатавшись, молодежь с величальными песнями обходила сельские дворы, желая всем людям здоровья и богатого урожая в следующем году. В западной части Украины существовал такой обычай: одного из парней облачали в белые или голубые одежды и представляли святым Николаем. Он раздавал детям конфеты, орешки и игрушки, а еще передавал девушкам подарки от парней, а парням — от девчат. Кроме того, в праздник молодежь начинала репетировать рождественские представления, вертепы: разучивались колядки, распределялись роли, изготовлялись маски и костюмы. Обязательно делали вифлеемскую звезду, с которой будут в те­чение Святок ходить по дворам и поздравлять всех с рождением Спасителя.

Но все-таки праздник Николая старались отметить не столько весельем, сколько добрыми делами. Более того, существовало поверье, что в этот день ничего нельзя делать для себя, а исключительно для нуждающихся. Люди состоятельные помогали беднякам, вдовам и сиротам. Односельчане приносили старикам дрова, помогали им по хозяйству, чтобы люди встретили Рождество в тепле и уюте.

Но, конечно, больше всего на Николая старались порадовать ребятишек. К примеру, их водили в гости «к святому». Роль Чудотворца исполнял самый пожилой в семье мужчина. Встретив ребят на пороге, он строго спрашивал: «Ну, хто у нашому родi найслухнянiший?» Услышав, что все дети в течение года вели себя хорошо, дедушка приглашал их в дом. Он загадывал ребятам загадки, просил спеть и станцевать. Дети старались вовсю:

«Вже у вашій хаті святий Миколай,
Поклоном, господар, його зустрічай.
В біді він розрадить і кожному порадить,
До смаку дарунки собі вибирай».

За усердие, смекалку и артистизм детям раздавали подарки: одному доставалась сорочка, другому — шапочка, третьему — новая обувь. Малыши проводили в гостях весь вечер. И, прежде чем разойтись по домам, вместе мастерили длинную гирлянду из яблок, орешков и пряничков. Это украшение вешали над дверями, щоб i через рiк Микола загостив до цiєї хати.

Ну и, конечно же, в праздник Николая следили за погодой. «Микола морозом придавить», — говорили наши предки об этом дне. Если на Николая шел снег, значит, в следующем году уродит пшеница, если дождь — капуста и огурцы. А еще в старину люди верили: «Якщо на Миколи день ясний та холодний i на деревах iнiй, то рiк буде хлiбородний».

Постный борщ с грибами и квашеной капустой

Для приготовления потребуется: 350 г свеклы, 200 г квашеной капусты, 50 г сушеных грибов, 2 луковицы, 1 морковь, 2 ч. ложки муки, 1/3 стакана подсолнечного масла, 3 ст. ложки томатной пасты, перец горошком, лавровый лист, соль, зелень петрушки.

Хорошо промытые грибы отварить до мягкости. Квашеную капусту, нашинкованные соломкой морковь, свеклу, а также измельченный лук обжарить на подсолнечном масле, добавить муку. Готовые овощи переложить в кастрюлю, залить грибным бульоном, добавить томатную пасту, перец и лавровый лист. Грибы порезать, обжарить, положить в борщ и варить все вместе 30 минут. Затем «подкрасить» борщ тертой вареной свеклой и довести до кипения. При подаче посыпать зеленью петрушки.

Сегодня праздник святого Николая снова становится популярным. В этот день многие стараются проявить милосердие и заботу о нуждающихся. Люди собирают посылки с теплыми вещами и домашней выпечкой, чтобы отправить их в зону АТО, в госпитали и пункты помощи переселенцам. Стараясь отвлечь детей от разговоров о войне, взрослые устраивают для малышей добрые праздники, на которые приглашают святого Николая. А еще ребятишкам на утренниках раздают медовые прянички. В супермаркетах маленькие медовые «миколайчики» продаются по 2—8 гривен, в кондитерских цены выше — от 25 гривен. Правда, и пряники там побольше.

Интересная тенденция: сейчас в газетах и на сайтах частных объявлений свои услуги по поздравлению с зимними праздниками все чаще предлагают не Деды Морозы, а святые Николаи. Визит Чудотворца обойдется на 50—100 гривен дороже. Разницу в цене можно объяснить тем, что костюм Николая — облачение священника — более редкий и дорогостоящий, чем красная «шуба» и отороченная мехом шапка Мороза.

5305

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів