ПОИСК
Україна

Если курс доллара опустится до 20-22 гривен, литр бензина будет стоить 18-20 гривен - эксперт

8:30 4 березня 2015
Эксперты предупреждают, что из-за проблем на валютном и банковском рынках в Украину не поступает импортное топливо, что может привести к дефициту горючего на заправках

Прошлая неделя стала уникальной для отечественного топливного рынка: горючее дорожало так стремительно, что ценники на заправках обновлялись ежедневно, а то и по несколько раз за день. К пятнице средняя стоимость литра бензина А-95 достигла 27 гривен 20 копеек. Хотя на многих заправках этот бензин так называемого премиум-класса стоил гораздо больше 30 гривен за литр. Причина уже традиционная — девальвация гривни, которая продолжалась всю неделю и несколько замедлилась только к субботе.

К вечеру пятницы рыночный курс доллара остановился на отметке 32—35 гривен, а межбанк закрылся котировкой 29 гривен за доллар. Даже такое несущественное укрепление гривни стимулировало снижение крупнооптовых цен на топливо, рост которых продолжался всю неделю. Уже к субботе железнодорожные партии бензина подешевели на 1200—1500 гривен за тонну.

— Дело в том, что реальный валютный курс не будет меняться еще неделю, до 11 марта, — считает заместитель председателя правления банка «Финансы и кредит» Игорь Львов. — Тогда Международный валютный фонд должен принять решение о новой программе финансовой помощи Украине. Это решение, скорее всего, будет положительным, вопрос только в размере первого транша. Пока реальных продаж иностранной валюты нет ни на наличном, ни на безналичном рынке. Резких всплесков курса Нацбанк уже не допустит, но и укрепить гривню не удастся, так как для интервенций НБУ не имеет резервов…

Тем временем участники топливного рынка бьют тревогу и предупреждают о реальной угрозе дефицита на рынке нефтепродуктов. Если, конечно, государство не примет меры.

РЕКЛАМА

— Со стоимостью горючего на прошлой неделе была полная неразбериха, — рассказал директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. — Но связана она была напрямую с валютным рынком. В нынешних условиях наиболее тревожным является вопрос даже не цены топлива, а вообще его наличия на заправках. У меня есть серьезное опасение, что вскоре могут начаться перебои, а за ними и паника. Из-за валютного кризиса и постоянно меняющихся цен нефтетрейдеры сейчас не создают больших запасов топлива. Если раньше, в благополучные времена, компания формировала запас на три недели или месяц, то теперь — в лучшем случае только на 10—15 дней. А на некоторых заправках горючего осталось и вовсе на неделю.

Казалось бы, десятидневного запаса достаточно. Однако в нынешних кризисных условиях все осложнилось. Например, только 24 февраля, когда цены резко пошли вверх, автовладельцы до вечера выкупили трехдневный запас горючего. Это подтверждает то, что при малейших пе­­ребоях с топливом на АЗС начинается паника и народ быстро скупает все имеющиеся запасы.

РЕКЛАМА

При этом фактически всю прошлую неделю межбанк не работал, приобрести валюту было невозможно. В пятницу от импортеров, нуждающихся в валюте, неожиданно потребовали справки об отсутствии налоговой задолженности. А это дополнительная потеря времени. Значит, заявки на покупку перенесены уже на нынешнюю неделю и, согласно установленным НБУ правилам, могут быть удовлетворены только через три дня, то есть уже в конце недели. Следовательно, все это время контракты на импорт горючего не оплачены, топливо в Украину не поступает. Между тем на некоторых заправках оно уже заканчивается.

Отдельные сети прекратили продажу горючего бюджетным и коммерческим организациям по карточкам и талонам. Непрерывный цикл поставок нефтепродуктов в Украину прерван более чем на неделю. Нефтетрейдеры до сих пор не понимают, когда и по какой цене они смогут импортировать топливо. Да и иностранные поставщики нефтепродуктов не могут ждать вечно и, учитывая нарушение украинскими нефтетрейдерами условий долгосрочных контрактов, вскоре продадут горючее другим компаниям. А нам придется приобретать топливо по более высоким, спотовым ценам.

РЕКЛАМА

Все это происходит в то время, когда сельхозпроизводители активно готовятся к весенним полевым работам и закупают горючее. Поставки должны увеличиваться, а они у нас вообще остановились. На днях мы встречались с министрами экономики, энергетики, представителями НБУ. К сожалению, складывается впечатление, что они не понимают серьезности ситуации и тех последствий, к которым могут привести блокировка импортных поставок топлива и возникновение его дефицита на заправках.

— На прошлой неделе автомобилистов больше огорчила не столько ситуация с бензином, сколько ежедневный стремительный рост цен на сжиженный газ. С чем связано такое подорожание?

— Сжиженный газ хоть и является продуктом нефтепереработки, но стоит на топливном рынке особняком и цена его зависит от несколько иных факторов, чем стоимость бензина, да и структура потребления данного вида горючего другая. В частности, нынешней довольно теплой зимой в европейских странах осталось много неизрасходованного газа, который там используют для отопления жилья. Это привело к снижению цены, которое мы наблюдали в конце января. Но всему приходит конец, особенно на фоне стремительного обесценивания гривни. Ведь половину сжиженного газа мы импортируем, а вторую половину получаем из собственного сырья. Между тем украинский газ на торгах на прошлой неделе в одночасье подорожал с 15 до 22 тысяч гривен за тонну. Конечно, розничный рынок сразу отреагировал.

— Сейчас правительство и Нацбанк обещают стабилизацию гривни. Если это произойдет, горючее подешевеет?

— Да, цены на топливо снизятся, если это будет реальное, а не декларативное укрепление курса национальной валюты. Например, на днях было несколько громких заявлений высокопоставленных чиновников о снижении курса доллара сразу на 10 гривен. Только ведь его по такому курсу в продаже не оказалось. И бизнес не мог купить иностранную валюту. То есть это очередная показуха.

Цены на заправках откатятся, как только реальный курс доллара снизится и валюту можно будет свободно приобрести. Для нефтетрейдеров, как, впрочем, и для аграриев, таксистов и других автомобилистов, чем ниже цена горючего, тем лучше. Поймите, невозможно продавать большие объемы бензина по 30 гривен за литр, поскольку его просто перестают покупать. Если курс доллара снизится до обещанного уровня в 20—22 гривни, тогда литр бензина будет стоить 18—20 гривен. После 30 гривен это станет сильным стимулом для рынка.

Фото в заголовке Сергея Даценко, «ФАКТЫ»

4125

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів