ПОИСК
Культура та мистецтво

Академик Петр Толочко: "Зрение вернулось к ослепшему князю Владимиру, как только он прошел обряд крещения"

6:00 13 березня 2015
По указу президента Украины Петра Порошенко 1000-летие со дня смерти Владимира Крестителя будет отмечено на государственном уровне

Указ президента Украины о чествовании памяти великого князя Владимира Крестителя возмутил первого заместителя главы фракции «Единая Россия» в Государственной думе Российской Федерации Франца Клинцевича. Он заявил о попытке Украины «приватизировать» Владимира. Ряд наших историков в ответ напомнили: когда Киевская Русь принимала крещение, Москвы, вероятно, еще не было — впервые город упоминается в летописи через 159 лет после крещения Руси. Имеет ли Российская Федерация основания считать Владимира своим князем? С этого вопроса мы начали интервью с известным специалистом по истории Киевской Руси, директором Института археологии НАН Украины академиком Петром Толочко.

— Государство Владимира включало в себя не только земли, которые входят в состав Украины, но и территории нынешних России и Белоруссии, — отвечает Петр Толочко. — Поэтому годовщину со дня смерти князя следовало бы отметить совместно. Однако в нынешней обстановке это невозможно.

— Что подтолкнуло князя Владимира крестить Русь?

— Он был убежденным язычником, когда в 980 году занял княжеский престол в Киеве. На Старокиевской горе создал капище, где поставил изваяния шести главных славянских божеств: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Макоши. Часть из них являлись, условно говоря, региональными — особо почитались в той или иной местности. Этот пантеон был призван упрочить целостность молодого государства. Постепенно князь пришел к пониманию, что для этого больше подходит вера в Единого Бога. Он видел примеры соседей Киевской Руси, которые, помимо Литвы, отказались от идолопоклонства. На Востоке исповедовали ислам и иудаизм, на Западе — католицизм, в Византии — православие. Владимиру предстояло выбрать веру для своей державы. В Киев из-за рубежа стали приезжать миссионеры специально для того, чтобы повлиять на его решение. Он спрашивал их: «В чем ваш закон?» Ведь буквально все аспекты жизни тогда основывались на религии. Ему, кстати, не очень понравился ответ магометан о том, что им запрещено есть свинину и пить вино.

РЕКЛАМА

Князь направил послов в несколько стран. Наибольшее впечатление на него произвел рассказ бояр, побывавших в православном Константинополе. «Мы пришли на службу в собор святой Софии и не знали, на земле мы или на небе — нет на свете большей красоты», — восторгались они. Сразу разобраться во всех нюансах той или иной религии непросто, поэтому о вере во многом судили по красоте, убранству и величию храмов, пышности обрядов.

В те времена самым развитым и богатым государством в мире была Византия. Поэтому неудивительно, что киевские князья из поколения в поколение стремились сблизиться с этой державой. Кстати, в русских летописях Константинополь чаще всего называли Царьград — город, где живет царь. Тем самым отдавали дань его величию. А вот Византия старалась держать дистанцию в отношениях с Русью и другими молодыми государствами, считая их неравными себе. Официально киевских правителей называли архонтами (князьями). Этот статус в понимании византийцев был ниже царского.

РЕКЛАМА

Правивший в Константинополе в первой половине Х века император Константин Багрянородный заявил, что если какой-либо князь «варваров» вздумает свататься к багрянородной (из императорской семьи) принцессе, следует отвечать отказом. Впрочем, для князя Владимира было сделано исключение — его женой стала принцесса Анна.

— Как он сумел этого добиться?

РЕКЛАМА

— Сложилось так, что Владимир Святославович решил принять православие, когда византийскому императору Василию II нужна была его помощь в борьбе с собственным военачальником Вардой Фокой, вознамерившимся захватить власть. Князь согласился направить императору дружину, но при условии, что получит в жены Анну. Русский шеститысячный корпус помог одолеть Фоку, однако Василий II не спешил выполнить свою часть договора. Чтобы его поторопить, Владимир отправился в поход на Херсонес, который ныне находится в пределах современного Севастополя, — в то время он являлся византийским городом. Важным аргументом в пользу этой военной кампании было желание князя креститься на территории великой империи, являвшейся колыбелью православия. В летописи сказано, что он спросил приближенных: «Где крещение примем?» «Где тебе любо», — последовал ответ. А хотел он если не в Константинополе, то по крайней мере в Херсонесе (русское название этого города — Корсунь).

— Ему удалось взять город?

— Да. Правда, осада длилась несколько месяцев. Русичи попытались добиться успеха с помощью военной хитрости: принялись делать насыпь у оборонительных стен. Но жители города вырыли под стенами подземный ход и по ночам уносили по нему грунт с насыпи. В этой ситуации Владимиру помог местный монах Анастас Корсунянин. В летописи говорится, что от него в лагерь князя прилетела стрела с запиской: там был совет перекопать трубу, по которой из колодцев в Корсунь текла пресная вода. Дружинники перекрыли воду. Вскоре жажда заставила херсонеситов сдаться. Владимир тут же направил на быстрой галере послание императорам: «Если не дадите сестру вашу за меня, сделаю вашему городу (Константинополю. — Авт.) то же, что и этому (Херсонесу. — Авт.) сотворил». Князь проявил к побежденным великодушие — не допустил грабежей, насилия, в город зашла только часть его войска.

В летописи есть мистическая запись о том, что Владимир тогда неожиданно ослеп. Священники сказали ему: «Зрение вернется, когда пройдешь обряд крещения». Так и вышло. Подобная трактовка событий летописцем подчеркивала: принятие веры являлось не столько сознательным выбором, сколько провидением Божьим. При крещении князь принял имя Василий — в честь византийского императора. В Корсунь прибыла принцесса Анна, здесь же они с Владимиром повенчались. Вернувшись домой, летом 988 года он обратил в православие киевлян.


*Репродукция картины Виктора Васнецова. Во время крещения Владимир взял имя Василий — в честь императора Византии

— В каком месте это происходило?

— На Подоле — примерно там, где сейчас находится Речной вокзал. В те времена в той части города речка Почайна впадала в Днепр (за 1000 лет ее устье сместилось и теперь находится напротив Рыбальского острова). Со Старокиевской горы, где размещалось языческое капище, по Боричеву узвозу (ныне эта часть улицы называется Андреевский спуск) стащили идолов и бросили в Днепр. Князь потребовал, чтобы крещение приняло все население (по моим расчетам, в Киеве тогда жили примерно 10—15 тысяч человек). Горожанам передали его слова: «А кто не придет, врагом моим будет». Конечно, многие не хотели менять веру, наиболее преданные язычники бежали вдоль берега за плывущими по течению божествами и взывали к Перуну: «Выдыбай (то есть „выплыви“. — Авт.), Господь Боже, выдыбай!» И он якобы пристал к берегу в том месте, которое затем получило название Выдубичи.

В Киеве крещение народа прошло без серьезных эксцессов, а вот в Новгороде вспыхнул бунт. В летописи сказано, что воевода Добрыня (дядя князя Владимира) обращал новгородцев крестом, а воевода Путята — мечом. Зная, что Добрыня со священниками и войском идет в город, люди разрушили мост. Пришлось Путяте с отрядом под покровом ночи переплыть речку на лодках, захватить зачинщиков. Так удалось заставить остальных подчиниться. Недовольство среди населения было и в других городах, ведь непросто отказаться от веры предков. Это революция в сознании. Решающую роль в ее успехе сыграло то, что православие принял великий князь. Своими примером и властью он указал путь народу. В летописи сказано, что после крещения родился новый человек, познавший Бога.

Впрочем, отдельные очаги идолопоклонства существовали еще лет триста. Волхвы порой организовывали восстания, как это было в Суздале в 1024 году. И все же страна массово приняла христианство. Пережитки язычества сохранились разве что на бытовом уровне — в гаданиях, вере в приметы.

Вначале Владимир построил в Киеве деревянную церковь, которая называлась Васильевская. А в 989 году началось сооружение знаменитой Десятинной церкви — первого каменного храма на Руси. Его настоятелем стал Анастас Корсунянин.

— А до этого в Киеве была христианская церковь?

— Сохранились письменные свидетельства, что еще при князе Игоре (деде Владимира) в столице существовали христианские община и храм. Где находилась эта церковь, выяснить пока не удалось, но известно, что ее назвали в честь святого Ильи. Поэтому, вполне возможно, что она находилась примерно в той части Подола, где расположена и нынешняя Свято-Ильинская церковь.

— Известно, что до брака с принцессой Анной у Владимира было много жен и наложниц. Как он с ними поступил после крещения?

— Отпустил. У него было 12 сыновей, а сколько дочерей, в источниках не упоминается. Править Владимир стал еще в подростковом возрасте: в 15 лет по воле отца (великого князя Святослава) он поехал княжить в Новгород. В помощь ему Святослав отправил Добрыню, который с малолетства воспитывал своего племянника Владимира. Когда будущий князь вырос, дядя оставался одним из самых близких и преданных ему людей.

Через несколько лет, возвращаясь из военного похода на Византию, Святослав погиб в бою с печенегами возле днепровских порогов. На киевский престол взошел его старший сын Ярополк (Владимир был третьим по старшинству). Вскоре между Ярополком и средним братом Олегом, княжившим в Овруче (ныне Житомирская область. — Авт.) началась усобица. Во время сражения Олег погиб — упал с моста в ров. Узнав об этом, Владимир ушел из Новгорода в Швецию к своему родственнику (напомню, что династия Рюриковичей варяжского происхождения), набрал там войско, присоединил к нему новгородскую дружину и двинулся на Киев. По дороге взял Полоцк. Посватался там к Рогнеде, дочке местного князя Рогволода. Но та была благосклонна к Ярополку. В летописи написано, как она якобы высказалась по поводу брака с Владимиром: «Не хочу разути рабичича» — то есть сына рабыни. Тогда он изнасиловал Рогнеду на глазах ее родителей и взял в жены.

— Князь действительно был сыном рабыни?

— Сказанные со злости слова Рогнеды о матери Владимира Малуше стали основанием для такого мнения. На самом же деле оно ложное. Подтверждением этому является, например, то, что Добрыня, брат Малуши, входил в число приближенных отца Владимира — князя Святослава. Малуша была ключницей (фактически управляющей) имений княгини Ольги, а значит, имела высокий социальный статус. У сына Ольги — великого князя Святослава — и ее ключницы были любовные отношения, родился сын.

— Чем закончился поход на Киев?

— Войско Владимира подошло к городу с севера, со стороны Подола, остановилось у оборонительного рва, — продолжает Петр Толочко. — Началась осада. Защитников Киева возглавлял воевода Блуд — Владимир сумел щедрыми посулами переманить его на свою сторону. В результате Блуд убедил князя Ярополка оставить Киев (мол, силы неравные), укрыться в городке Родень, который находился в устье речки Рось. Затем воевода уговорил своего князя поехать к брату мириться. Ярополка впустили в Киев, дали возможность зайти в княжеский дворец, после чего два дружинника-варяга вонзили ему под ребра мечи.— Нельзя оценивать события более чем тысячелетней давности мерками сегодняшнего дня. Пострадал и Блуд. Предателей никогда не жаловали. Во время пира Владимир сказал Блуду: «Три дня тебя честил, а теперь судить буду как изменника своего государя». И казнил.

— Какие еще преобразования, кроме крещения страны, на счету князя Владимира?

— Он завершил начатую его отцом административно-территориальную реформу — сместил местных князей, заменив их своими сыновьями. Это способствовало консолидации государства. Владимир первым на Руси стал чеканить монеты — златники и сребреники, на которых он был изображен в одеянии византийских императоров, хотя в действительности вряд ли носил такую одежду. Вообще Русь очень многое позаимствовала у Византии. Например, в Константинополе были Золотые ворота, храм святой Софии — в Киеве они тоже появились. Христианские церкви у нас строили и расписывали по греческому образцу. Письменность для славян создали Кирилл и Мефодий, жившие в византийском городе Солунь.

На монетах Владимира есть надписи. Например, на златнике вокруг изображения князя написано: «Владимир на столе, а се его злато». На обороте размещен герб — трезубец. Важно отметить, что у династии Рюриковичей не существовало родового герба — у каждого князя был личный знак: у великого князя Святослава — двузубец, у его сына Владимира — трезубец, у Ярослава Мудрого — трезубец, центральная ветвь которого увенчана крестом…

— От одного вашего коллеги слышал, что название «Русь» — варяжского происхождения. Подтверждением этой версии является то, что финны до сих пор называют шведов «роутци» — «люди, сидящие на веслах». Выходит, основатель династии Рюриковичей князь Олег, заняв престол в Киеве, назвал государство в честь своего родного народа. Эта точка зрения является общепризнанной?

— Вот смотрите, — академик Толочко берет со стола толстую папку с надписью «Откуда есть пошла Земля Русская». — Здесь рукопись моей новой книги о происхождении «Руси». Тема эта очень сложная. Версия, о которой вы говорите, любопытна, но против нее возражают филологи — утверждают, что слово «роутци» не могло преобразоваться в «Русь». Кроме того, в Скандинавии нет рек, озер, городов с похожими названиями. А у нас таких много, например, речки Рось, Росава, Роставица. Вопрос о происхождении слова «Русь» остается дискуссионным, версий на этот счет несколько.

— А известно, как появилось название «Украина»?

— Некоторые историки утверждают, что на наших землях жило племя укров. На самом деле родина этого маленького племени очень далеко отсюда — в Палабии, на территории нынешней Германии. В летописях слово «оукраина» упоминается в смысле окраины чего-либо. Во времена казачества было несколько Оукраин — части Польши, Литвы, Покутья, Московии. Сохранился один показательный документ, в котором казачий полковник написал своему начальству: «Получил от вас приказ выступить в Оукраину, но вы не указали, в какую именно».

Названия «украинцы», «Украина» стали общепризнанными относительно недавно — в XIX веке, во многом благодаря усилиям духовных лидеров нации Тараса Шевченко, Михаила Драгомирова, Пантелеймона Кулиша, Николая Костомарова и других. На мой взгляд, нашу страну исторически оправданно называть Русь-Украина, ведь тем самым будет четко указано на связь с государством, возникшим здесь больше тысячи лет назад.

Фото в заголовке Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

5669

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів