ПОИСК
Політика

Если не удастся договориться о реструктуризации финансовых обязательств, то Украина может объявить дефолт?

22:41 22 травня 2015

Три года назад в бытность на посту министра экономики Петр Порошенко, комментируя проблемные переговоры с МВФ о возврате фонду займов, сказал: «Украина, если начнет реформы, легко перекредитует все заимствования на внешних рынках… Единственное, что для этого нужно делать, — это продемонстрировать прозрачность государственных финансов. А когда нам говорят, что мы легко поднимем бюджет, — это ложь. Нельзя выжимать деньги из экономики, которая уже не работает».

Международное сообщество не хочет спасать Киев в ущерб своим интересам

С тех пор общий долг Украины вырос почти до 70 миллиардов долларов. Государство, находясь в состоянии дорогостоящей войны, занялось кардинальным реформированием всего и сразу, а не работавшая еще в 2012-м экономика сейчас просто замерла. Но МВФ продолжает выделять транши официальному Киеву, оговаривая, правда, что он должен договориться с частными кредиторами о реструктуризации прежних долгов.

Три месяца назад переговорный процесс по этому вопросу стартовал. Однако с приближением очередной встречи украинских чиновников с представителями миссии МВФ (в июне фонд должен или дать добро на пролонгацию кредитной линии, или приостановить процесс финансирования) оказалось, что коммерческие фирмы, владеющие еврооблигациями Украины на десятки миллиардов долларов, не готовы откладывать на потом возврат своих средств. Более того, большинство из них просто не идут на контакт с министром финансов Наталией Яресько, ответственной за реструктуризацию долгов. И недавно она с сожалением констатировала: «Переговоры идут сложнее, чем ожидалось».

Простимулировать несговорчивых держателей долгового портфеля украинского правительства попытался бывший секретарь Государственной казначейской службы США Ларри Саммерс. В статье, опубликованной в The Financial Times он написал: «В ближайшее время Украина, международное сообщество и его кредиторы должны прийти к согласию, что делать с долгом страны. Причины для сокращения долга не менее серьезны, чем в любом предыдущем случае, за которым я наблюдал за последние четверть века. То, как именно этот вопрос будет решен, скажет много о том, насколько в действительности международное сообщество готово помогать Украине и противодействовать российской агрессии».

РЕКЛАМА

По словам Саммерса, «кредиторы Украины во главе с инвестиционной компанией Franklin Templeton и при активной поддержке нескольких менеджеров крупнейших американских фондов, которые так стесняются своей эгоистичной и неконструктивной позиции, что даже избегают публичной идентификации, играют в жестокую игру и отказываются от какого-либо списания. Понятно, что при наличии существенной группы таких „безбилетников“ другие держатели долгов, включая россиян, также не согласятся на списание». Саммерс считает, что «МВФ и украинская власть должны указать непокорным кредиторам на их безответственное поведение». При этом экс-глава американского госказначейства подчеркнул: «Если необходимо, Украина должна быть готова объявить дефолт и не выполнять свои обязательства, а международное сообщество должно четко заявить, что оно будет продолжать помогать Киеву. В таком контексте у кредиторов не будет иного выбора, кроме как принять экономическую реальность ситуации».

Судя по всему, Кабмин внял совету эксперта и 19 мая неожиданно для парламента внес законопроект о возможности введения моратория на выплату внешних заимствований. Документ, который правительство уговорило коалицию утвердить без рассмотрения, стал своего рода указанием «непокорным кредиторам на их безответственное поведение». Впрочем, Джейкоб Лью, министр финансов США (одного из основных доноров МВФ), с пониманием отнесся к закону, объяснив его «необходимостью частных кредиторов идти на жертвы при реструктуризации внешнего долга».

РЕКЛАМА

Между тем в России, которая также отказывается участвовать в переговорах с Киевом о реструктуризации своего трехмиллиардного кредита, выданного в декабре 2013 года, закон о введении до июля 2016 года моратория на выплату внешних займов назвали подготовкой Украины к объявлению дефолта. Комментируя подобные заявления, президент Петр Порошенко сказал: «Не дождетесь. Реструктуризация украинских долговых обязательств украинским правительством пройдет при поддержке наших партнеров».

Муссирование российскими СМИ темы возможного дефолта Украины вполне вписывается в политику «партии и правительства» РФ по отношению к нашей стране, которую Кремль всеми возможными методами пытается разорвать на части. А дефолт — это как раз экономический рычаг дестабилизации ситуации в любом государстве. Ведь отказ правительства возвращать долги осложнит жизнь и гражданам, и государственным институтам, которые отнюдь не избавятся от необходимости расплачиваться с кредиторами, но лишатся при этом возможности перекредитоваться где-либо в мире под невысокие проценты. Кто же будет давать деньги в долг тому, кто с большой долей вероятности откажется их возвращать? Что, собственно, иллюстрирует современная история Аргентины, дважды объявлявшей дефолт.

РЕКЛАМА

«Наши непомерные долги возникли из-за неуемного желания кредиторов заработать на экономических проблемах страны»

В конце 1980-х годов Аргентина при поддержке МВФ занялась реформированием экономики. В стране провели приватизацию госпредприятий, ослабили госрегулирование, добились внешней открытости экономики и притока иностранных инвестиций — все это украинцы давно выучили назубок. Но Аргентина продемонстрировала достойный результат: промышленное производство на протяжении десяти лет выросло на 65 процентов, хлынули инвестиции.

Однако случилась «неблагоприятная конъюнктура на внешних рынках», аргентинский экспорт обесценился, а после выяснилось, что с 1991 по 1999 год внешний долг страны вырос с 65 миллиардов долларов до 143 миллиардов. МВФ по традиции потребовал для продолжения программы кредитования сбалансировать бюджет, сократив его расходы на 20 процентов, заморозить зарплаты и пенсии, повысить налоги… Столь же предсказуемо в Аргентине начался переход к «плавающему курсу национальной валюты». Что население, естественно, расценило как девальвацию, однако доступ к банковским вкладам ему к этому времени уже ограничили… При этом цены на потребительские товары стали такими же заоблачными, как и обменный курс песо (национальной валюты). В крупных городах начались уличные беспорядки, президент спешно покинул страну и подал в отставку. МВФ заявил, что безвластию он не помогает, и заблокировал последний спасительный кредит для Аргентины на сумму в почти полтора миллиарда долларов.

Новым аргентинским властям не удалось договориться с кредиторами о приемлемой схеме реструктуризации кредитов, и они открыто заявили: «Наши непомерные долги возникли вследствие неуемного желания кредиторов заработать на экономических проблемах страны, а потому им не грех поступиться частью финансовых обязательств». И сообщили о приостановлении выплат по кредитам. Состоялся самый крупный в мире дефолт на 130 миллиардов долларов. После чего часть кредиторов согласились простить властям Аргентины до 80 процентов своего долга, лишь бы получить назад хоть что-нибудь. Остальные отказались принять ультиматум и до сих пор судятся со страной, имущество которой то и дело подпадает под арест и конфискацию.

Последний раз Аргентина, объявив очередной дефолт, показательно отказалась заплатить таким «несогласным» в июле прошлого года. Несмотря на решения международных судов. И даже несмотря на то, что ее золотовалютные резервы к настоящему времени уже превышают 28 миллиардов долларов. Но всякий прагматичный капитал вроде МВФ все еще обходит Аргентину стороной. А «рисковый спекулятивный капитал» как приходит без особого спроса, так и уходит. И без каких-либо особых национальных обязательств. Поэтому наличие достаточных валютных резервов как-то уживается с инфляцией песо, составляющей 40 процентов в год.

То есть за прошлые не всегда обоснованные решения взять взаймы побольше расплачиваются не столько государство и политики, сколько обычные люди, которых за работу вознаграждают по минимуму, но заставляют отдавать в бюджет максимум, чтобы правительство выбралось из долговой ямы.

Стоит так же отметить, что вышеописанные обстоятельства, приведшие к дефолту Аргентину и некоторые другие страны, в той или иной мере уже присутствуют в Украине, которая не намерена отказываться от своих долгов, а добивается лишь списания их части. И в связи с этим хотелось бы напомнить мнение экспертов, что дефолт имеет не только минусы, но и плюсы, поскольку делает безальтернативным вариант реформирования экономики. Он по умолчанию избавит государство от предприятий и фирм-пустышек, а также от дутых банков. Властям лишь нужно набраться смелости и не спасать неконкурентные сферы дотациями и рефинансированием, а направлять хоть какие-то средства в реальное производство.

987

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів