Здоров'я та медицина

Гастрит и язва желудка возникают из-за бактерии, которой люди часто заражаются еще в детстве

10:20 29 травня 2015
Чтобы обнаружить хеликобактер, необязательно глотать зонд — можно сдать анализ крови или пройти дыхательный тест

Бывает, человек поел, и у него возникли дискомфорт и тяжесть, боли в животе. Он считает, что неприятные симптомы появились из-за еды всухомятку или на бегу, либо объясняет их перееданием, употреблением острой и тяжелой пищи. Но обратиться к врачу недосуг, а состояние ухудшается.

— Обычно человек пугается, когда слышит, что у него заподозрили язву желудка или двенадцатиперстной кишки, — рассказывает врач-гастроэнтеролог, доцент кафедры терапии Национальной медицинской академии последипломного образования имени П. Л. Шупика кандидат медицинских наук Владимир Гдаль. — Ведь бытует мнение, что эти болезни до конца не излечиваются. А некоторые люди годами так и не обращаются к врачу, предпочитая терпеть боль и тяжесть в желудке, изжогу, вздутие живота, тошноту. Однако если гастрит или язву выявить вовремя, то курс лечения длительностью от семи до 14 дней избавит от болезни.

Раньше считалось, что гастрит и язва желудка возникают из-за повышенной кислотности, а также погрешностей в питании — несоблюдения режима приема пищи, злоупотребления острой едой, алкоголем. Но в начале 80-х годов прошлого века австралийские ученые Уоррен и Маршал открыли бактерию хеликобактер пилори (за это открытие они в 2005 году получили Нобелевскую премию). Именно этот микроб, благодаря выделению аммиачного газа, легко выживает в агрессивной кислой среде желудочного сока и повреждает слизистую желудка, вызывая развитие гастрита, появление эрозии или язвы. Поэтому мы обязательно тестируем пациентов на бактерию хеликобактер пилори и находим ее, например, у 85—90 процентов больных хроническим гастритом. Доказано, что этой бактерией инфицирована половина населения земного шара, а в Украине заражено даже больше — около 70 процентов людей.

— Многие не обращаются к гастроэнтерологу, потому что боятся глотать зонд. Можно ли поставить диагноз без гастроскопии?

— С помощью гастроскопии мы можем взять фрагмент слизистой на анализ и определить, заражен ли человек хеликобактерной инфекцией. Но микроб можно выявить, сдав анализ крови на антитела к бактерии, или провести фекальный антигенный тест, либо дыхательный уреазный тест (бактерии содержат фермент уреазу, перерабатывающий мочевину на аммиак и углекислый газ). Это исследование любят проходить дети, ведь врач предлагает выдохнуть воздух в мешочек, выпить стакан апельсинового сока, а затем через полчаса снова подуть в пакетик.

— Как передается хеликобактерная инфекция?

— Часто заражение происходит еще в детстве. Взрослые передают микробы детям через общую посуду, полотенца. Хеликобактер — это мина замедленного действия: на фоне ослабленного иммунитета могут возникать гастрит, эрозии и язвы на слизистой. Также микробы бывают причиной атрофического гастрита и даже рака желудка.

Как подтверждают диагноз язва желудка и как лечат заболевание? Можно ли избежать обо­стрения хронического гастрита? Как самостоятельно уменьшить изжогу? Какие продукты полезны при повышенной кислотности?

На эти и другие вопросы наших читателей сегодня, 29 мая, с 16.00 до 17.00 во время прямой линии «ФАКТОВ» ответит гастроэнтеролог кандидат медицинских наук Владимир Аркадьевич Гдаль.

Звоните в редакцию по телефону 0 (44) 236−90−69.

Материал о прямой линии читайте в субботу, 6 июня