ПОИСК
Інтерв'ю

Анатолий Говорадло: "Бывало, Зинкевич платил нам гонорар, а сам оставался без денег"

7:45 23 червня 2015
Известный музыкант, солист дуэта «Свитязь» отметил 55-летие

Анатолий Говорадло стал известным еще в конце восьмидесятых. Тогда начинающий музыкант из Житомира пришел в популярный вокально-инструментальный ансамбль «Свитязь», гастролирующий по всему Советскому Союзу. Его солистом был Василий Зинкевич, а руководителем Дмитрий Гершензон. Именно с Дмитрием в начале 2000-х Анатолий Говорадло организовал дуэт пародий, назвав его тоже «Свитязь». Последнее время Анатолий выступает один — Дмитрий уехал в Израиль. Теперь вместе с Говорадло на сцену выходят его сын и дочь. Анатолий шутит, что организовал семейный подряд. К своему дню рождения музыкант готовит большую программу. Правда, юбилейный концерт зрители увидят только осенью.

— Отмечать свой день рождения буду осенью, — признался Анатолий. — Конечно, 22 июня сядем за стол с родными и друзьями, но большой праздничный концерт для моих родных житомирян запланирован на осень. Он состоится прямо на площади в центре города. Потом отправлюсь в Киев, выступлю в Малом зале Дворца «Украина». Хочу такой же концерт дать и в Луцке. Ведь много лет вместе с Димой Гершензоном и Васей Зинкевичем проработал на Волыни. Это моя, так сказать, вторая родина.

— Вы так и не перебрались жить в Киев?

— Есть жилье в Киеве, но там я нахожусь, в основном, по работе. А живу с семьей в большом доме в Житомире, здесь у меня и своя студия. Давно мечтал о таком доме и счастлив, что смог воплотить мечту в реальность. Начал его строительство еще в 1993 году. Денег не было на что-то масштабное, стройка затянулась на долгих шесть лет. Зато теперь есть студия звукозаписи, спортивный зал и бассейн. К тому же приличный участок земли, где растут туи. Ну и сад небольшой: виноград, смородина, яблони, черешни и вишни.

РЕКЛАМА


*Анатолий Говорадло живет с семьей (на фото с супругой) в большом доме в Житомире (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)

— Похоже, экономические сложности вам не грозят.

РЕКЛАМА

— Я же вышел из «совка», а в те времена жизнь не была медом. Нас испугать практически невозможно. Надо будет, возьму лопату и буду копать землю. Но, признаюсь, хотелось бы все-таки музыкой зарабатывать. Или хотя бы совмещать. В 90-х, когда мы с Димой работали в Волынской филармонии и солистом «Свитязя» был Василий Зинкевич, всякое случалось. Даже на такую звезду, как Зинкевич, упал спрос. Ведь тогда мы не на корпоративах зарабатывали, а на концертах. Бывало, в день успевали выступить на нескольких стадионах.

— Это ведь были приличные заработки!

РЕКЛАМА

— Нормальные. Но парадокс в том, что в те времена мы ухватили только чуть-чуть этого счастья. От концертов на стадионах деньги в основном шли государству. Скажем, после концерта на львовском стадионе, вмещавшем 10 тысяч зрителей, Зинкевич получал 60 рублей, а мы — по 19 рублей 50 копеек. Остальное шло в казну державы. В смутные перестроечные времена самые известные музыкальные коллективы ездили по странам, где дислоцировались советские воинские части — Венгрия, Германия, Чехословакия. Поскольку Волынь находится на границе с Польшой, нас в этой стране неплохо знали. Однажды пригласили на какой-то фестиваль. А тогда процветала торговля на базарах. Умные люди нашептали нам на ушко: мол, не будьте дураками, можете озолотиться! Мы же люди, далекие от торговли. Набрали каких-то гаечных ключей, которые до сих пор лежат у меня в гараже, конструкторов, игрушечных самолетов.

— И Василий Зинкевич принимал в этом участие?

— Была забавная история. Мы приехали в Польшу, в небольшой городок Замость. Естественно, втихаря, до концерта, чтобы никто не видел, схватили каждый свою неподъемную сумку и рванули на базар. В полной уверенности, что нас никто там не знает. Пришли, нашли место, ведь торговцев из «совка» было море, стали: я, Дима и еще восемь человек из нашего коллектива. Выставили свой нехитрый скарб. А поездка была организована на высшем уровне, нас принимали мэр и начальник управления культуры города. Мы были известным коллективом. Какой-то покупатель нас узнал и давай пальцем тыкать да кричать: «Наш „Свитязь“ стоит!»

А тут еще страшнее история. В то время, когда мы торговали на базаре, Василий Зинкевич вместе с начальником управления культуры решили проехаться по городу и заглянуть на базар. И вот мы стоим и видим, как идет в нашем направлении Вася в окружении чиновников. Спрятаться некуда! Когда Зинкевич нас заметил, у него аж волосы дыбом встали. А поляк так ласково его по плечу гладит и успокаивает: «Василь, да не переживайте, у нас все так делают». Мы просто замерли посреди кастрюль, трусов и гаечных ключей. В общем, особо мы не заработали, но даже гроши, полученные от продажи, были для нас неплохими деньгами.

— Правда, что до того, как попасть в «Свитязь», вы прошли школу настоящего музыканта — ресторан?

— Он назывался «Ялинка». Один из самых известных в Житомире. Раньше музыкант, не выступавший в ресторане, считался неполноценным. Это опыт, равного которому нет. Ты каждый день должен быть в тонусе, знать все новые направления в музыке, популярные песни. Это как тренировка каждый день по несколько часов. Признаюсь, я благодарен ресторанной школе. Хотя слово лабух звучит не очень…

— Многие знаменитые музыканты были лабухами!

— Мы все в хорошем смысле слова ремесленники. Мои дети тоже занимаются музыкой, иногда играют и на свадьбах. В этом нет ничего зазорного. Кстати, до сих пор это неплохой заработок. Нам, скажем, за песню, исполненную на заказ, платили пять рублей. В нормальном ресторане музыкант в месяц получал до 500 рублей. А зарплата инженера была 120 рублей. Вот и считайте…

— Тем не менее вы ушли.

— У этой работы была и темная сторона. В ресторан приходила разная публика. Были хлопцы, которые угрожали «лимонкой», держа ее в кармане: «Спой мне песенку или сейчас взорву ресторан!» И поножовщина, и мордобои. В конце концов мне это надоело. К тому же всегда мечтал работать на профессиональной сцене. От знакомого звукорежиссера я узнал, что ансамбль «Свитязь» ищет вокалиста-гитариста. Мне предложили съездить в Луцк, прослушаться. Кстати, принимал меня на работу Дима Гершензон, который к тому времени уже четыре года работал музыкальным руководителем «Свитязя».

— Как вообще музыкантом стали, вы же по образованию физик-математик?

— Мама отвела в музыкальную школу, когда мне было шесть лет. Педагог послушала и заявила, что у меня нет слуха. Много лет спустя я доказал, что в нашей стране можно, не имея слуха, стать заслуженным артистом Украины. Хотя в музыкальную школу меня не взяли, желание заниматься музыкой не пропало. Наш родственник был профессиональным аккордеонистом. Я упросил отца купить мне инструмент и ходил заниматься. Однажды дедушка сделал мне замечательный подарок — гитару. Аккордеон был заброшен, я самостоятельно освоил игру на гитаре. А физика с математикой… Конечно, после школы хотелось поступить в музучилище. Но я решил, что, не имея начального музыкального образования, в училище делать нечего. По математике у меня были пятерки. К тому же я знал, что в Житомирском пединституте есть хороший вокально-инструментальный ансамбль «Музыки». Так я оказался на физмате. Кстати, там же заработал свои первые приличные деньги.

— В пединституте?!

— В строительном отряде перед вторым курсом. Нас послали на строительство газопровода Уренгой — Помары — Ужгород. Пробыли в Тюмени два с половиной месяца и получили 800 рублей. Большую половину денег я потратил на подарки: дедушке, бабушке, родителям. Маме купил золотую цепочку и кольцо, отцу — свитер. Был страшно собой горд.

— Вы больше двадцати лет работали с Василием Зинкевичем. Говорят, с ним достаточно сложно найти общий язык…

— А мне, наоборот, с Васей было очень легко работать. Мы как единая семья. Зинкевич — творческая личность, для него все материальное на втором месте. В шоу-бизнесе не часто встретишь таких людей. Бывало, Василий Иванович давал нам гонорар, а сам оставался без денег. Да, он действительно закрытый человек. Вот недавно у Зинкевича был юбилей, но я даже не звонил ему, знал, что бесполезно. Василий всегда звонит только сам. Он меня набрал, и тогда я его поздравил. Даже когда мы ушли из Волынской филармонии, продолжали сотрудничать с Зинкевичем. Дима делал аранжировки, я участвовал в записи песен. Кажется, мы всегда шли по жизни рядом.

— Правда, что ваше первое выступление с Василием Зинкевичем не обошлось без конфуза?

— Этот концерт я запомнил на всю жизнь. После месяца репетиций со «Свитязем» состоялось выступление во Дворце спорта. В первом отделении пели «Свитязь» и Василий Зинкевич, во втором — София Ротару. Конечно, выступая первый раз на большой сцене, я сообщил об этом всем своим родственникам и пригласил их на концерт. «Свитязь» принимали на ура, Василий Зинкевич был настоящей звездой. Я же находился в состоянии шока! Не понимал, где нахожусь, что играю. Для меня сцена всегда было святое место. Страшно комплексовал, когда на меня смотрели тысячи глаз. Краснел, зеленел, синел и потел. Слава Богу, хоть сознание не потерял. И вот, представьте, закончилось выступление «Свитязя» — и на сцену повалили люди с букетами цветов. Василий расплылся в улыбке, приготовился их принимать, а люди проходят мимо него и несут охапки мне. Это были все мои родственники из Житомира. Я навсегда запомнил удивленный взгляд Зинкевича.

— Сейчас вы в прекрасной физической форме. У вас есть свои секреты?

— Люблю физкультуру. Если утром сделаю зарядку, нырну в холодный бассейн и поплаваю, то понимаю, что мой организм заслужил завтрак. Только потом можно приниматься за работу.

— Вы построили дом, посадили дерево, вырастили сына. Считаете себя счастливым человеком?

— Наверное, да. Но человеку всегда мало того, что он имеет. Я многого не умею, например, фокусы показывать. Но даже не в этом дело. Просто хочется быть востребованным. Ощущаю, что еще не все сказал и сделал. Дима Гершензон сейчас живет в Израиле. Мне помогают сын и дочь, которые тоже стали музыкантами. Для дочки недавно записал в домашней студии альбом, который в основном состоит из моих песен. Сын — джазовый пианист, заканчивает институт музыки имени Глиэра, аккомпанирует мне. Сейчас мы репетируем новую концертную программу. Поднимаю старые песни, делаю новые аранжировки. Много пишу…

— Значит, дуэта «Свитязь» в его классическом виде уже не будет?

— Как сказал один мудрец: никогда не говори никогда. Дима сейчас приехать не может, это связано с его здоровьем. Думаю, в прежнем формате «Свитязь», наверное, не восстановится. Но если нас приглашают выступить, стараемся не отказываться. Тем более сейчас, в такое сложное время. В своих концертах я оставил самые удачные, смешные пародии «Свитязя».

— О каком подарке мечтаете?

— На бытовых вещах вообще никогда не зацикливался. Все время прошу у Господа лишь одного — здоровья для моих родных и близких. Ну и, конечно, чтобы в нашей стране наступил мир, а мозги людей были заточены не на войну, а на что-то прекрасное. Больше мне ничего не нужно…

Фото в заголовке с сайта as-studio.in.ua

6271

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів