ПОИСК
Історія сучасності

Для купальского костра люди выкладывали перед воротами поленья и старые вещи

9:00 4 липня 2015
Наши предки в праздник Ивана Купалы собирали лечебные травы, купались в реке, чтобы исцелиться от недугов, и искали цветок папоротника, приносящий счастье

В ночь с 6 на 7 июля наступает один из самых красивых и таинственных народных праздников — Ивана Купалы. В старину в Украине бытовали еще и такие названия — Іван-травник, Іван-чаклун, Iван Купайла. По церковному календарю он совпадает с рождеством пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна.

В языческие времена в этот день люди выходили к реке и устраивали веселые игры вокруг украшенного цветами и лентами деревца — Купалы, или Марены. В ночь накануне Ивана самые отчаянные смельчаки искали волшебный цветок папоротника, чтобы стать удачливым и обрести счастье. Девушки, гадая на суженого, пускали на воду венки, а влюбленные пары прыгали через костер, желая очистить свои отношения магическим огнем… Многие древние традиции и красивые обряды сохранились до наших дней.

Праздник Ивана Купалы всегда приходится на Петров пост, до окончания которого (12 июля) верующие воздерживаются от употребления мяса и молочных продуктов. Этот летний пост нестрогий, поэтому к празднику хозяйки всегда готовили много рыбных блюд. Кроме того, поскольку на Петровку уже начинались тяжелые полевые работы, покос, строго канонов поста придерживались только пожилые люди. В Густынской летописи есть упоминание о том, что во время поста мужчины-хлеборобы ели не только рыбу, но и молочные продукты, а также сало. Правда, это не касалось строгих постных дней — среды и пятницы, — когда к обеду готовили лишь кашу да грибную юшку. Говоря о питании в этот период, наши предки шутили: «Великий пiст — це пiст, а Петрiвку баби вигадали, щоб сир і масло зiбрати». Видимо, поэтому в старину на Иванов день устраивались обильные застолья на все село с варениками, пирогами, рыбой… Мужчин, трудившихся в поле, угощали и «пряженым» салом, и солониной с молодой картошкой, и подчеревиной с чесноком. Из горячительных напитков на столах были пиво, фруктовые наливки и горилка.

Ивана Купалы — праздник молодежный. С давних времен парубки и девчата с нетерпением ждали этой магической ночи, ведь в это время можно было раскрыть немало тайн. Еще накануне вечером парни и девушки устанавливали на берегу реки главный символ праздника — куклу-деревце, называемое Купалой, Марой, или Мареной. В Украине купальских кукол делали по-разному. Так, на Волыни и Подолье срезали тройную ветку (либо молодое дерево) вербы, груши или березы. Центральная веточка была «головой», а боковые — «руками». На «голову» вешали венок, обвивали ее бусами, «руки» украшали лентами, цветами, бубликами, пряниками и орехами. На Полтавщине плели соломенную куклу, которую одевали в костюм замужней женщины, но с девичьими лентами. Марену обвивали венками, украшали сладостями. А перед тем, как утопить куклу в речке, гостинцы снимали и раздавали детям. На Слобожанщине Мару делали из клена, на Житомирщине — из сосны.

РЕКЛАМА

В гуляньях участвовали только незамужние девушки и холостые парни, люди семейные собирались на реке своим кругом. Молодежь на Купалу выбирала себе женихов и невест, чтобы начать встречаться, а осенью сыграть свадьбу. О будущем счастливом браке девчата пели:

«Купайла на Йвана.

РЕКЛАМА

На долині кущ калини,

На калинi три соловейки,

РЕКЛАМА

Три соловейки —

Всi три веселенькi.

Перший соловейко —

Молодий Василейко.

Купайла на Йвана.

На Волині три зозуленьки,

Три зозуленьки —

Всі три веселенькi.

Перша зозуленька —

Молода Гануня…»

По народным традициям, после Ивана разрешалось купаться в речках и озерах. Люди говорили, что в этот день и пророк освятил воду, и солнце в ней искупалось — вода стала святою та цiлющою. Стоит ли говорить, что предки считали невероятно полезными купания в праздник на рассвете: «Це додає здоров’я та краси, змиває біль, невдачі, непорозуміння». Обязательно ходили в баню и первый раз в этом году хлестали себя свежим березовым веничком, который так и назывался — «Іванський віник».

Вишневый суп с варениками

Для приготовления потребуется: на два литра воды — 600 г вишен, 0,5 стакана сахара. Для теста — мука, вода, соль.

Вишни промыть и удалить косточки. Одну часть ягод размять и проварить в воде. Другую использовать для начинки вареников.

Приготовить тесто для вареников (мука, вода, соль), чтобы оно было достаточно плотным. Раскатав его и вырезав кружки, положить на них начинку (вишни посыпать сахаром) и налепить вареников. Варить их в вишневом отваре 5—10 минут и подавать к столу.

С верой в чудодейственную силу солнца и воды связан также обычай купаться в росе. Так, на Покутье женщины и девушки до восхода солнца волочили по луговой траве чистый холст, затем выжимали из него влагу и умывались.

Согласно поверьям, любое растение в ночь на Ивана обретает чудодейственные свойства, поэтому знахари и целители на рассвете собирали лекарственные травы: чабрец, зверобой, череду, мяту, полынь, мелиссу, золототысячник… Зелье это называлось иванками, его высушивали, освящали в церкви и хранили в полотняных мешочках. Так, чередой запасались, чтобы лечиться от золотухи, медвежьи ушки использовали при болезнях почек и нарывах, отвар ромашки и полыни применяли при отравлениях и болях в животе, а тысячелистник — для аппетита и как противоглистное средство.

Рвали иванки, приговаривая: «Земля-мати, благослови мене траву брати». В Карпатах, выкопав корни белладонны, женщины оставляли в том месте хлеб и соль. На Буковине, собирая травы в Иванов день, люди крестились и говорили: «Мати Божа ходила, зiлля родила, вiдром поливала, нам на помiч давала».

На Ивана-травника запасались и оберегами. К примеру, в Карпатах мужчины отламывали от небольшой смереки верхушку — «царя». С этой веткой глава семьи обходил пастбище, огороды, чтобы уберечь свое хозяйство от мора, засухи и неурожая. Потом оберег прикрепляли над входной дверью — от злых духов и молний. Кроме «царя», мужчины старались раздобыть и «Иванову голову» — так называли двойной колос ржи. Легенда гласит, что обладатель этого талисмана может без труда находить клады.

Главный обряд Ивана Купалы — очищение огнем. Ночью хлопцы приносили на холм у реки хворост, который заранее собирали по всему селу. Просить дрова не полагалось, для купальского костра односельчане оставляли перед воротами поленья, а также старые вещи: соломенные коврики, рассохшиеся бочки, сломанные прялки, ушаты, корзины и прочую утварь. Парни сбрасывали все это в мешки и тащили к реке. Зажечь костер поручали старейшим жителям деревни. Причем огонь деды должны были добыть одним из древних способов и до появления на небе первой звезды. Кстати, наши предки приписывали купальским кострам магическую силу. Люди верили, что, прыгая через огонь, можно избавиться от сглаза, наговоров и бесплодия:

«За цiлий рiд плигала,

Усе лихо пiд ноги стоптала!»

Купальский костер также помогал парубкам и девчатам выяснить, ранним или поздним будет брак. «Ой, на горі, на горі горіли купальські вогні. А то не вогні горять, то ж дівчата ходять», — пели парни и девушки, брались за руки и прыгали через огонь. Если пара при этом не разнимет рук, значит, они вскоре поженятся и станут жить дружно и счастливо. Через огонь перескакивали и семейные люди, считавшие, что, чем выше подпрыгнешь, тем здоровее будешь…

На Полтавщине рядом с костром складывали крапиву, через которую тоже нужно было перескочить. На Слобожанщине делали три травяных «вогнища» из колючего бурьяна. Прыгали босиком: с хорошим разбегом — через первую кучу, с небольшим — через вторую и с места — через третью. Считалось, что самые ловкие участники этого обряда здоровыми будут и «не втратять свою долю». Отказываться от испытания не полагалось, чтобы не упустить удачу.

А еще на Ивана Купалы девушки гадали, когда будет свадьба и с какой стороны ждать сватов. Вечером красавицы плели веночки из 12 трав. Каждая украшала венок по-особенному, чтобы не перепутать с чужим, а в середину ставила свечку. Ночью девушка у реки зажигала свечу, пускала свой венок на воду и шла за ним по берегу:

«Пливи, пливи, віночку з барвіночку,

за миленьким у цю нічку…»

Если венок плыл ровно и свеча не гасла, это был знак, что девушка скоро выйдет замуж, если крутился на месте — ще дiвуватиме, потухнет свеча — жених бедным будет, утонет венок — готовься к похоронам. А еще следили за тем, к какому берегу венок прибьется, ведь оттуда и любимый придет. Если венок быстро приставал к берегу и свеча продолжала ясно гореть — значит, замуж выйдешь в своем селе.

На Полтавщине существовал и такой обычай. Суженый девушки старался перехватить ее венок. Для этого хлопцы даже лодки на воду спускали. Девчата, кстати, старались помочь возлюбленным: каждая вплетала в венок особые ленты и большой цветок. На следующий день парубки хвастались своими трофеями. А те девицы, чей венок так и не оказался в руках парня, грустили, ведь это означало, что думать о замужестве еще рано.

Ну и конечно же, купальской ночью смельчаки пытались раздобыть цветок папоротника, который, по поверьям, цветет всего несколько секунд. Легенда обещает, что счастливчику откроются все клады, он будет понимать язык птиц и животных, покорит сердце самой красивой девушки, а также станет удачливым во всем: хто цю квiтку знайде — щастя матиме.

Утром 7 июля, отстояв праздничную службу в церкви, девушки шли на берег реки к деревцу — Купале, или Марене, водили вокруг него хороводы и пели песни:

«Ходили дівчаточки

навколо Мареночки,

Зелені дубочки — то парубочки,

Червона калина — то дівчина…»

Парубков в хоровод не пускали. Пока девушки пели, ребята договаривались между собой, как похитить и поломать Марену. Чтобы уберечь деревце, девушки старались перехитрить хлопцев и подсунуть им вместо Марены охапку колючих сорняков. После шуточной битвы молодые люди вместе купали деревце в реке, приговаривая: «Мареночка потонула, наверх кісочки зринула».

Некоторые смельчаки прыгали за ней в воду, что считалось очень рискованным поступком, так как, согласно поверьям, в этот момент деревце окружено разной нечистью. Искупав Марену, ее с криками и смехом ломали на части так, чтобы каждому досталась веточка. Самые ловкие старались забрать верхушку, приносящую счастье. Веточки несли на огороды и раскладывали там, чтобы лучше росли огурцы. А на Галичине было принято закреплять ветки под крышей дома — на богатство.

Кстати, кроме деревца, наряжали и самую красивую девушку. Ее тоже называли Марой, Мареной. На Слобожанщине в день Ивана Купалы парни приносили своим возлюбленным срубленное молодое деревце клена или вишни, а также угощали их ягодами. Сладкий гостинец означал, что парубок вскоре посватается.

А еще наши предки следили в праздник за погодой и делали свои прогнозы на урожай: «Коли на Йвана буде просо з ложку, то буде i в ложці»; «Якщо на Iвана гроза, то горiхи порожні й мало їх буде».

Рыбный паштет

Для приготовления потребуется: на 500 г морской рыбы — по 50 г моркови и лука, 80 г подсолнечного масла. Соль и перец — по вкусу.

Помытую и почищенную рыбу отделить от костей и перекрутить на мясорубке. Морковь, лук измельчить, поджарить и добавить в рыбу. Еще раз все пропустить через мясорубку. Затем выложить в чугунок, приправить черным перцем, при желании — мускатным орехом, влить подсолнечного масла, посолить и тушить на слабом огне 15—20 минут.

Выложить паштет в формочки и охладить. Украсить зеленью петрушки и листьями салата.

2235

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів