ПОИСК
Культура та мистецтво

Знаменитой Потемкинской лестнице присвоен статус "Сокровище европейской кинокультуры"

15:37 12 липня 2015

В Одессе поздно вечером в субботу в неповторимом кинотеатре «под открытым небом», более 15 тысяч зрителей присутствовали на уникальном киносеансе.


Накануне, за несколько часов до этого события, состоялось другое — открытие памятного знака о присвоении Потемкинской лестнице статуса «Сокровище европейской кинокультуры». Церемония состоялась на Приморском бульваре, у подножия памятника Дюку де Ришелье, в рамках проходящего в городе Одесского международного кинофестиваля (ОМКФ). В ней приняли участие руководители городского совета и организаторы фестиваля, представитель Совета Европейской Киноакадемии Марек Розенбаум. Также на открытии присутствовали члены Европейской киноакадемии Срджан Драгоевич, Алик Шпилюк и Денис Иванов.

Как отметил Марек Розенбаум, Потемкинская лестница вошла в историю кинематографа, благодаря фильму Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин».


— Впервые я увидел сцену с Потемкинской лестницей из «Броненосца Потемкина» около 50 лет назад, а сегодня впервые вижу воочию, — сказал Розенбаум. — Для меня огромная честь выступать сегодня от имени Совета киноакадемии.

РЕКЛАМА

Памятный знак представляет собой прямоугольник из специального стального сплава, с высокопрочным прозрачным покрытием, с соответствующей надписью на английском языке и символами киноакадемии. Знак вмонтирован в вертикальный каменный парапет — между первым и вторым маршами лестницы. В частности, по соседству с указателем о том, что Потемкинская лестница — памятник архитектуры республиканского значения.

РЕКЛАМА


Потемкинская лестница стала своеобразным кинотеатром под открытым небом шесть лет назад, на первом ОМКФ, когда здесь была показана ретроспектива Сергея Эйзенштейна. Каждый год, разместившись на ступенях данной лестницы, бесплатный киносеанс могут увидеть более 15 тысяч зрителей.

Установкой вышеназванного знака Европейская киноакадемия (объединяющая более 3 тысяч профессионалов, которые продвигают европейское кино, в их числе — 14 украинцев) стремится повысить осведомленность общественности о местах символического значения для европейского кино, которые необходимо сохранить для будущих поколений. Такие знаки уже установлены в Лионе (Франция) на доме, где родились братья Люмьер; научно-методическом кабинете-музее Эйзенштейна в Москве; Центре Бергмана на острове Форе (Швеция) и музее «Мир Тонино Гуэрра» в Пеннабилли (Италия).

РЕКЛАМА

В тот же вечер тысячи людей пришли на демонстрацию немой киноленты Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», состоявшуюся на Потемкинской лестнице. (К слову, это первый за все шесть «фестивальных» лет украинский фильм, демонстрирующийся здесь).

Кинопоказ прошел в рамках шестого Одесского международного кинофестиваля. Чтобы увидеть этот документальный фильм, который начался в 21:30, местные жители и туристы собирались на Потемкинской лестнице, занимая места прямо на ее ступенях, еще за несколько часов до начала показа.


66-минутный фильм люди смотрели, стоя и сидя на ступенях. Кому не хватило мест, остались наверху — на Приморском бульваре и площади возле памятника Дюку, где выискивали «свободное местечко», откуда можно было наблюдать действо.


Кинолента демонстрировалась в сопровождении всемирно известного английского камерного оркестра Michael Nyman Band под руководством легенды киномузыки, лауреатом премии Оскар, композитором Майклом Найманом.

— Второй год подряд мы собираемся на Потемкинской лестнице, демонстрируя ленты под патронатом Британского Совета в Украине, — сказал, выступая перед собравшимися, Чрезвычайный и Полномочный посол Великобритании в Украине Самон Смит. — В прошлом году британский киношедевр показывали в сопровождении Одесского симфонического оркестра, а в этом году — наоборот. «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова — уникальное явление в истории кинематографа. Украинский первопроходец создал неповторимое кино без актеров и сюжета, но при этом понятное каждому — кино без границ и временных рамок.

Как отметил Майкл Найман, одна из основных причин его приезда в Украину состоит в том, что «Человек с киноаппаратом», к которому композитор написал музыку, снимался в Одессе.

— Считается, что фильм якобы полностью снят в Москве, но это не так, — констатировал маэстро. — Часть снимали в Одессе, еще часть — в Киеве.

Он добавил, что счастлив быть в черноморском городе и узнавать места, запечатленные в этой ленте — классике мирового кинематографа. Композитор отметил, что перед выступлением переживал и не исключает, что Вертов счел бы его саундтрек неприемлемым, но… он (Найман) видит музыкальное сопровождение именно таковым.

Зрители встретили показ и выступление музыкантов длительными аплодисментами.

Справка «ФАКТОВ». «Человек с киноаппаратом» (1929) — экспериментальный фильм одного из пионеров документалистики — радикального советского кинематографиста Давида Кауфмана, известного под псевдонимом Дзиги Вертова. Фильм составлен из коротких документальных фрагментов (зачастую всего несколько кадров), изображающих хаотичную жизнь современного города: движение транспорта и людей, труд рабочих на промышленных предприятиях, культурные мероприятия, медицинские учреждения.

На протяжении четырех лет на улицах Одессы, Киева и Москвы режиссер вместе со своим братом — оператором Михаилом Кауфманом — снимал бурлящую жизнь современного города во всех ее проявлениях, после чего был смонтирован 66-минутный урбанистический калейдоскоп. В картине нет ни сюжета, ни сценария, ни титров, ни актеров, ни декораций. Единственный протагонист — человек с камерой, фиксирующий окружающую реальность.

«Городская симфония» Вертова была воспринята современниками как «кинохулиганство» и забыта вместе с его автором. Вернули Дзигу Вертова кинематографу представили «французской новой волны». Уже с 1960-х годов «Человек с киноаппаратом» становится хрестоматийным пособием для изучения монтажных и операторских техник, а Вертов вдохновляет режиссеров синема-верите, Годара и Трюффо, а позже и кинематографистов группы «Догма» во главе с Ларсом фон Триером.

В 2012 году в опросе почти тысячи кинокритиков британского журнала Sight& Sound («Зрение и звучание») «Человек с киноаппаратом» занял 8 место списка лучших фильмов всех времен. В 2014 году Sight & Sound назвал картину лучшим документальным фильмом всех времен.

Как сообщали «ФАКТЫ», шестой Одесский международный кинофестиваль проходит 10−18 июля.

Фото автора

1273

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів