День святого Николая

Светлый праздник

Праздник Николая Чудотворца наши предки старались отметить добрыми делами, помогая сиротам, вдовам и старикам

Татьяна САГУЛА, Анна ВЫСОЦКАЯ, «ФАКТЫ»

19.12.2015

Размер текста: Абв  Абв  Абв  

Сегодня ночью в золотых санях с небес спустился святой Николай Чудотворец и всем добрым и милосердным деткам положил под подушку подарки: пряники и конфеты, книжки и игрушки, обновки, елочные украшения и приглашения на новогодние представления… Правда, некоторые ребята рядом с гостинцами могли обнаружить и прутик. Это напоминание о том, что в следующем году нужно изменить себя: подтянуть оценки в школе, стать вежливым и внимательным к другим людям.

В Украине День святого Николая, 19 декабря, всегда был большим христианским праздником. Николай Чудотворец является одним из наиболее почитаемых святых. Наши предки называли его своим заступником, покровителем моряков и путешествующих. К святителю с молитвами обращаются в болезнях, в бедствиях и самых трудных, порой отчаянных, ситуациях.

В старину встречать праздник Николая Чудотворца люди начинали очень рано — на рассвете. Первым поднимался хозяин дома и отправлялся осматривать свое хозяйство. Остальные домочадцы оставались в хате. Ведь существовало поверье, что если кто-нибудь опередит отца и выйдет на подворье, то в следующем году семью может постигнуть несчастье — потеря кормильца. Хозяин обязательно заходил в хлев, кормил скотину и приговаривал: «Дай, Боже, добрий день, щоб худобонька здорова була та я з своєю жоною».

Когда отец возвращался в дом, семья начинала собираться в храм на праздничную службу. Поскольку по всей Украине много церквей святителя Николая, часто в селах и городах в этот день отмечаются храмовые праздники. Пропустить литургию было большим грехом. Во время войн или других бедствий после службы люди оставались на специальную єдину молитву. Всем миром верующие просили Всевышнего о скорейшем возвращении домой всех воинов, странников и пропавших без вести.

В хорошие времена после церкви по домам не торопились, ведь на улицах устраивались народные гулянья. День Николая-угодника приходится на середину Рождественского поста (Пилипівку), и люди радовались возможности немного передохнуть и развлечься.

В честь праздника устраивались большие обеды. Мясных блюд в пост на столе, конечно, не было. Зато хозяйки подавали пироги и вареники с грибами и капустой, жареную, запеченную и тушеную рыбу, соленья, узвар. На торжественный обед традиционно приглашали родственников и кумовьев. А еще к столу звали соседей или друзей, с которыми из-за ссор или недоразумений были испорчены отношения. Отказываться не полагалось, ведь к Рождеству все должны были покончить с враждой. В гости с пустыми руками не ходили, брали «для примирения» домашнюю наливку и несколько блюд, чтобы стол был накрыт в складчину.

Специально к празднику варили также «Mиколине пиво». Об этом обычае даже вспоминается в одной из колядок:

«Чому так нема, як було давно,
Як було давно, як було з первовiку:
Святому Миколi пива не варять?..»

Для детей (своих и сирот) женщины пекли специальные медовые пряники — «Миколайчики». Малышам в пост разрешалось есть молочные продукты, поэтому в тесто добавляли молоко, сливочное масло и сметану.

«Миколайчики»

Для теста понадобится: 500 г муки, 250 г меда, 100 г сахара, 100 г маргарина, любые пряности (корица, имбирь) по вкусу, чайная ложка соды, 50 г водки, немного соли, свежая мята или мятный сироп.

Для начала нужно растворить сахар в небольшом количестве воды, положить мяту или мятный сироп. На водяной бане приготовить заливку, после чего вынуть мяту. Охладить, добавить мед, соду и взбивать до образования однородной массы. Затем ввести маргарин, просеянную муку, специи, водку, соль.

Поставить тесто в холод на полчаса, накрыв влажной салфеткой. Потом тесто раскатать в пласт толщиной один сантиметр, вырезать формочками фигурки и выложить на смазанный противень. Выпекать в разогретой до 220 градусов духовке 15—25 минут.

Для белой глазури понадобится: 3 белка, 2 стакана сахарной пудры.

Белки взбить, постепенно вводя пудру. Необходимо добиться такой консистенции, чтобы глазурь была похожа на жидкую сметану, так как это удобно для рисования. Можно разлить глазурь по баночкам и добавить в нее пищевого красителя. Тогда пряники получатся особенно красивыми.

Для темной глазури: можно растопить черный шоколад и смешать его с небольшим количеством масла либо приготовить ее самостоятельно. Для этого на водяной бане довести до кипения 2—3 столовые ложки молока, 2 столовые ложки какао, полстакана сахара и 50 граммов сливочного масла.

Формочки для пряников заранее вырезали из липовых досок. Чаще всего выпекали печенье в виде святого Николая, ангела, льва, коня или карася. К слову, в казацкую эпоху именно рыба была главным символом праздника. Этнографы и фольклористы связывают это с тем, что запорожские казаки были православными рыцарями, а рыба — один из древнейших символов христианства. Ихтис (по-древнегречески рыба) — это акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов «Иисус Христос Сын Божий Спаситель». Кроме того, первые апостолы были рыбаками. Призывая их, Христос сказал, что они будут ловцами людских душ.

Ожидая гостей, все домочадцы внимательно следили за тем, кто же первый переступит порог. Если это будет состоятельный женатый родственник, значит, в следующем году, до Николая «весеннего» (22 мая), нужно ждать сватов от богатого жениха. Вообще, в старину с Николая начинались зимние сватанья, ведь после Рождества уже можно было играть свадьбы.

Молодежь за столами долго не сидела. Девчата и парубки спешили гулять. В честь праздника парни запрягали коней в украшенные разноцветными лентами и еловыми ветками сани и с песнями возили девушек вокруг села: «Треба ж знати, чи слизький сніг цього року випав!»

Ну, а как только опускались сумерки, молодые люди отправлялись по дворам, чтобы поздравить всех песнями. Традиционно на подворье первыми заходили юноши, и только после того, как хозяева разрешали петь, к парням присоединялись девушки. Молодежь желала всей семье здоровья и богатого урожая, свадеб и детишек, ну и, конечно же, поздравляла с Днем святого Николая.

В каждом регионе Украины были свои особенности и традиции праздника. Так, на Киевщине хозяин, придя в этот день из церкви, наливал в миску святой воды, брал паляницу и немного соли, букет из высохших трав, который всегда стоял возле образов, и шел окроплять все свое хозяйство, приговаривая: «Святий Миколаю, помилуй та сохрани нас від усякого лиха!»

А на Харьковщине устраивали Миколині святки: три дня отмечали торжество, подавая на стол кутью и узвар, чтобы в следующем году был богатый урожай зерновых и фруктов.

Но все же праздник Николая Чудотворца старались отметить не столько гуляньями, сколько добрыми делами. Считалось, что у того, кто не позаботится о бедных, сиротах, бездомных и больных людях, в доме могут поселиться злыдни. Так что нуждающимся помогали независимо от собственного материального положения. Например, одиноким старикам и вдовам привозили дрова, чтобы те встретили Рождество в тепле. Для сирот благодетели оставляли опекунам значительные суммы денег — споможину на життя. Эти средства шли детям на новую теплую одежду или на оплату учебы.

Кроме материальной помощи, не забывали и о духовной стороне праздника. Детей нужно было не только одеть, но и обязательно порадовать. Поэтому в старину для ребят устраивались веселые представления. Так, малышей водили в гости к Николаю, на роль которого выбирали самого уважаемого в селе пожилого мужчину. «Скажiть, мамки, хто у нашому родi найслухнянiший?» — спрашивал переодетый в святого дедушка. Дети с надеждой смотрели на его мешок и без утайки рассказывали о своих успехах и шалостях. Потом Николай загадывал ребятам загадки, просил спеть и станцевать для него. Честным, способным и умным деткам полагались гостинцы.

В старину на Николая принято было заключать деловые договоры и соглашения. Люди верили, что в этот день никто не решится на обман. А еще с праздника открывались ярмарки, на которых устанавливались цены на хлеб и муку.

Со святого Николая начинали готовиться к Рождеству. Хозяйки наводили порядок в доме, делали покупки на базаре, а главное — обильно кормили свиней, чтобы на Святки побаловать семью вкусными мясными блюдами. Девчата и парубки на вечорницях репетировали вертеп, распределяли обязанности и роли, мастерили маски, костюмы, изготовляли звезду и разучивали колядки.

Кстати, по погоде в праздник определяли, каким будет будущий урожай. Пойдет снег на Николая — уродит пшеница, а если дождь — капуста и огурцы. Голая земля — жди голода. В народе говорили: «Миколини морози — не рiвня введенським», «Хвали зиму пiсля Миколи», «Микола бородою трусить — дорогу стеле».

Ну, а через два дня после Николая, 22 декабря, верующие отмечали еще один праздник — зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы. На Анну беременные женщины не работали, а девчата, у которых часто болела голова, не пряли. В старину этот день называли еще и «родинами сонця», ведь после зимнего солнцестояния «сонце повертає на лiто, а зима — на мороз». Потому и говорили люди: «Прийшли Ганки — сiдай у санки», «Яка Ганка до полудня, така зима до кiнця грудня».

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter


Загрузка...
Загрузка...

— Петя, ты двери закрыл? — Да. — На ключ? — Ну да, на ключ. — На два оборота? — На два... — Так, мужики, Пете больше не наливать! Мы же в палатке...