Аудитория одного номера газеты «ФАКТЫ» является самой массовой в Украине — 587 тысяч 610 человек (данные MMI Украина)
Рождество Христово

Светлый праздник

Прежде чем сесть за стол, наши предки произносили особую рождественскую поминальную молитву

Татьяна САГУЛА, Анна ВЫСОЦКАЯ «ФАКТЫ»

06.01.2016

Размер текста: Абв  Абв  Абв  

Сегодня, 6 января, когда на небе появится первая звезда, православные и греко-католики соберутся своими семьями на тихую торжественную трапезу — ожидание рождения Сына Божьего. В Святой вечер на стол подают 12 постных блюд, главными из которых считаются сладкая пшеничная кутья и узвар. Этим ужином заканчивается 40-дневный Филиппов пост, длившийся с 28 ноября.

А на следующее утро, 7 января, когда придет Рождество, можно отправляться в гости с подарками, ждать колядников, устраивать богатые застолья с мясными блюдами и ворожить на суженых…

К Рождеству теплые обновки покупали всем домочадцам, а также крестникам и сиротам

Святой вечер — праздник домашний. В этот день за одним столом собираются все члены семьи. Причем опаздывать к трапезе не полагается.

Готовясь к торжеству, наши предки наводили порядок в доме и на подворье. Трудились всегда дружно, всей семьей. Посильную работу выполняли даже старики и маленькие дети. В обязанности женщин, помимо приготовления традиционных блюд, входила стирка. В хате не должно остаться ни одной грязной вещи, так как в Святки — от Сочельника до Иордана (праздник Крещения — 19 января) — нельзя полоскать белье в реке. К Рождеству также подбеливали стены и печь в доме, украшали иконы новыми рушниками. Мужчины помогали наводить порядок, гнали горилку и кололи кабанчика. Мясных блюд готовилось много: жарили колбасу, коптили окорока, солили сало.

Перед Рождеством семья ездила на ярмарку за покупками. Во-первых, к празднику полагалось справить новую одежду всем домочадцам, а также крестникам. Теплые обновки покупали сиротам и бедным соседям. Во-вторых, на ярмарке нужно было приобрести посуду. В старину существовал обычай накануне Рождества выбрасывать все надбитые или треснувшие миски, кувшины и горшки, а взамен выставлять на полки новую утварь. Кроме того, на ярмарке покупали подарки и сладкие лакомства для детворы.

У парубков и девчат тоже было много забот. Молодые люди не только помогали родителям по хозяйству, но и готовились к колядованию: учили новые песни, шили для представления костюмы и мастерили звезду на шесте. С этой звездой, которая напоминает о вифлеемской, звiздар первым будет входить к людям в дома, чтобы возвестить, що вже син Божий народився. В компании выбирали побажальників (тех, кто будет желать), казначея, міхоношу (того, кто будет носить мешок) и других участников рождественского действа.

Молодежи и детишкам полагалось потрудиться и для украшения дома. Они вырезали из бумаги витинанки, а также плели из соломы своеобразную конструкцию — павука. Паук в древних дохристианских легендах символизирует творца-ткача, который наполняет мир красками и звуками. Двенадцать гирлянд из соединенных соломинок и бумажных кружков — павука — вешали под потолком, а к ним прикрепляли так называемые теремки — ромбики из соломы, украшенные цветами из бумаги. Кроме того, полы в доме укрывали сеном — в память о яслях, в которые Дева Мария положила новорожденного Христа. Сено клали и на стол под скатерть.

Кутья — символ спасения, которое Христос принес своим рождением в Вифлееме

В Святой вечер на стол подавали 12 постных блюд. Это могли быть борщ, приготовленный на свекольном квасе и без капусты, жареные караси и карпы, голубцы с пшеном и грибами, вареники с картошкой и квашеной капустой, а также сладкие — со сливами, грушами, яблоками. Кроме того, для торжественной трапезы пекли медовики и маковые коржики, варили узвар. Но главным блюдом Святого вечера была кутья — пшеничная каша с медом, маком и орехами. Согласно верованиям, все ингредиенты в кутье имеют символическое значение. Зерно обозначает воскресение из небытия и продолжение рода, мак — бесконечность Божьего милосердия, мед — чистоту, сладость слова Божьего, а орехи с изюмом — долголетие. Ну, а в целом кутья — символ спасения, которое Христос принес своим рождением в Вифлееме. Поэтому на протяжении всех праздников вплоть до Крещения (19 января) это блюдо занимало на столе почетное место. Ее даже ставили в небольшой мисочке возле образов. На Святой вечер также выпекали специальный хлеб — кныш. Кныш замешивали из лучшей муки на принесенной до рассвета воде, сверху на буханку выкладывали маленький хлебец, который называли душой.

Кутья

Для приготовления потребуется: 800 г пшеничной крупы, 500 г мака, 1 стакан меда, 1,5 стакана измельченных грецких орехов, 1 стакан изюма.

Хорошо промыть и замочить на 4 часа пшеницу: на одну часть пшеницы взять три части воды. Когда крупа размокнет, поставить ее варить на маленький огонь в той же воде. Лучше не брать для варки эмалированную кастрюлю, в которой каша может пригореть. Через 1,5—2 часа, когда пшеница будет готова, ее следует остудить.

Тем временем мак запарить водой или, что лучше, узваром. Затем мак отцедить и растереть или пропустить трижды через мясорубку. Мед разбавить теплой кипяченой водой или, опять же, узваром. Измельчить орехи, промыть изюм. Осторожно смешать все ингредиенты в такой последовательности: в растертый мак небольшими порциями добавляется каша, мед, орехи и так далее. При желании можно положить в кутью чернослив, курагу или цукаты.

Накануне Рождества верующие весь день ничего не ели, соблюдали строгий пост. Кормили только маленьких детей. Наконец, когда солнце садилось и детвора замечала на небе первую звезду, хозяин торжественно заносил в хату Святки. Отец брал за руку старшего сына и шел с ним в овин, неся святую воду. Там уже стоял приготовленный дидух (сноп пшеницы, ржи или овса, символизировавший плодородие и достаток) и 12 вязанок душистого сена. Все это обрызгивали водой и произносили молитву: «Милостивий Боже, і ти, Святе Різдво! В минулому році дали ви врожай, дали добро та здоров`я. Подайте ще краще і в цьому році!» Затем брали дидух и сено и несли в дом, где хозяйка встречала их с кнышом и зажженной свечой. Все вместе устанавливали дидух в углу под образами.

Согласно традиционному украинскому мировоззрению, вместе с дидухом, которого еще называют «Раем», духи предков приходят на Святую вечерю. Пока дидух стоит в хате, строго запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом. В эту пору хозяйки даже выносили из жилища веник, чтобы не подметать в доме.

Установив дидух на почетное место, глава семьи желал здоровья и благополучия всем домочадцам, чтобы те весело праздники провели и следующих дождались, и зажигал тройную свечу — трiйцю — в знак объединения человека с Богом и другими христианами, живыми и почившими.

Стол на Святой вечер тоже сервировали по-особенному. Кроме сена под скатерть по углам клали зубчики чеснока, чтобы в семье царили мир и согласие, кусочки яблока, чтобы род был здоровым, и орешки — для достатка. Согласно обычаю на стол ставили лишнюю тарелку на случай, если кто-то заглянет на огонек. Ходить в Святой вечер в гости не полагалось, но, если в дом стучал путник, его принимали с особой теплотой.

Прежде чем сесть за стол, семья произносила «Отче наш» и особую рождественскую поминальную молитву, приглашая на праздник души умерших и пропавших без вести родичей. Для них на подоконник ставили тарелку кутьи. За ужином не разрешалось шуметь и тем более ссориться: бо буде у родинi колотнеча цiлий рiк. А еще за столом следили, не чихнет ли кто из молодежи. Существовало поверье: если чихнет дочь, то она скоро выйдет замуж, а если сын, то добрым казаком вырастет.

Спать в ночь перед Рождеством не полагалось, особенно хозяевам. Желая подремать, они могли прилечь около печи в одежде, чтобы крепко не заснуть. Родители отдыхали, а дети начинали колядовать, ведь первые слова о рождении Христа должны прозвучать в своем доме. Спев у себя, отправлялись к кумовьям и родичам. В старину верили: чем больше колядников заглянет в дом в Святой вечер и на Рождество, тем счастливее и богаче будет семья в следующем году.

А еще о будущем достатке и урожае судили по погоде в Сочельник: «Якщо на Багату кутю iнiй або снiг, то лiто буде мокрим. Зоряне небо — кури добре нестимуться і вродить горох. Місячна ніч — врожай на баштани. Ожеледь на деревах — вродять горіхи й садовина. Сніг іде — врожай на яблука».

Колядники призывали в дом счастье и благополучие, поэтому их старались щедро одарить

Рождественским утром семья чинно отправлялась в церковь на литургию. С этого дня (7 января) и до Крещения (19 января) принято было приветствовать друг друга словами: «Христос народився!» — и отвечать: «Славiмо його!»

После службы ребятишки, взяв кутью и пирожки, шли поздравлять своих крестных родителей и пожилых родственников. Радушные хозяева приглашали в этот день родню и кумовьев за рождественский стол, чтобы всем вместе разговеться и отведать жареного поросенка или гуся, холодца и, конечно же, домашней колбаски.

Парни и девчата ходили по дворам с вертепами и колядками. Самыми популярными персонажами рождественских представлений были Иосиф, Ангел, Волхвы, Пастухи, Казак, Черт, Смерть, Ирод. Поскольку колядники призывали в дом счастье и благополучие, их старались щедро одарить: в мешки бросали пироги, пампушки, орехи, яблоки, конфеты, пряники, колбасы и деньги. Чтобы хозяева не «забывали» угостить колядующих, молодежь «напоминала»:

«Дай, Боже, господарю вечiр добрий,
А нам — пирiг довгий,
На всю лопату,
Такий — з вашу хату!»

К слову, колядовали на Рождество не только парубки и девчата, но и пожилые люди. Правда, пели они не возле домов, а на дорогах, ведь сами уже, как говорили в старину, стоят на Божiй дорозi (то есть на пути к смерти). Таких колядников одаривали особенно щедро, поскольку собранные ими деньги принято было тратить на благотворительность: помощь вдовам и сиротам, украшение храмов.

А на западе Украины существовал забавный рождественский обычай «водить кобылку». Парни вырезали из доски голову лошади, которую украшали соломенной гривой. «Всадник» переодевался в казака и приклеивал себе усы из конопляной пакли. Парубки «заводили» кобылку на подворье, чтобы та под величальные песни отметила своим копытом пашню, хлев, амбар и хату. Считалось, что такой ритуал приносит богатый урожай зерновых, а также увеличивает рождаемость всей живности в хозяйстве.

На второй день Рождества, 8 января, отмечается Собор Пресвятой Богородицы. Наши предки всегда собирались вместе, чтобы поблагодарить Пречистую Деву за то, что дала миру Спасителя. Поэтому и называется праздник — Собором. Еще полагалось навестить местных повитух и угостить их лучшими рождественскими лакомствами. Люди считали, что довольная таким уважением повивальная бабка в следующий раз придет на роды с добрыми мыслями, приложит максимум усилий и напоследок даст молодой маме несколько толковых советов об уходе за младенцем.

Вечер накануне Нового года (или дня святого Василия Великого), 13 января, назывался Щедрым. Хозяйка готовила скоромный ужин: пироги с творогом и налистники, вареники и галушки в сметане и тушеную с мясом капусту. В некоторых регионах Украины делали вторую кутью — щедрую.

Рано утром на старый Новый год мальчики ходили по домам и разбрасывали зерно, приговаривая при этом: «Роди, Боже, жито, пшеницю i всяку пашницю! Будьте здоровi, з Новим роком!» Ребят принято было одаривать бубликами, яблоками и пирожками. Молодежь на Василия ходила по дворам и пела щедрiвки:

«Щедий вечiр, добрий вечiр,
Добрим людям на здоровья!»

На Новый год девчата гадали на суженого. Например, расчесывались, клали гребень под подушку и загадывали имя. Если во сне понравившийся парубок признался в любви — быть свадьбе. Еще наливали в миску воды и клали на ее поверхность две корочки хлеба. Соприкоснутся кусочки — жди сватов.

Заканчивались Святки праздником Богоявления, известным в народе как Крещение (Иордан). Накануне, в крещенский Святой вечер, как и перед Рождеством, домашними делами старались не заниматься и соблюдали пост. Мужчины приносили с реки воду для приготовления традиционного ужина, состоявшего из семи блюд: рыбного борща, галушек, жареной рыбы, тушеной капусты, гороха, кутьи и узвара. В церкви освящали воду, которой полагалось окропить все комнаты в доме. Перед этим хозяин, перекрестившись, пил воду сам и давал по три глотка всем членам семьи.

Фото в заголовке с сайта ilikenews.com

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter

Новости партнеров
Загрузка...

Загрузка...

Одесса, рынок. Крупных размеров дама подходит к контейнеру с кофточками и спрашивает у продавца: — А что-нибудь веселенькое на меня есть? — Нет, мадам. Вас хочется... обнять и плакать.