Владимир Гройсман

Возможны варианты

Владимир Гройсман: "Конституционные изменения не предусматривают ни федерализации страны, ни особого статуса для отдельных районов Донбасса"

Александр МИХАЙЛОВ, «ФАКТЫ»

21.01.2016

Размер текста: Абв  Абв  Абв  

Состоявшиеся на этой неделе не афишируемые встречи Петра Порошенко c представителями канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда Кристофером Хойсгеном и Жаком Одибером, а ранее — с посланником Путина Борисом Грызловым обрастают слухами и домыслами. Но эксперты не сомневаются, что украинский президент обсуждал с ними пути имплементации Минских соглашений.

Как ранее сообщали «ФАКТЫ», накануне визита кремлевского посланника в Киев российский президент в интервью немецкому изданию Bild дал понять, что сначала Украина должна принять поправки к Конституции (в которых, напомним, помимо децентрализации присутствует положение о том, что особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяется отдельным законом), и только после этого можно будет говорить о прекращении боевых действий в Донбассе. А на этой неделе о необходимости соблюдения Минских соглашений официальному Киеву напомнили и в Евросоюзе. По завершении заседания министров иностранных дел стран ЕС руководитель британского внешнеполитического ведомства Филип Хаммонд сказал: «Важно, чтобы украинская сторона могла смело смотреть в глаза россиянам в том случае, когда обвиняет их в нарушении договоренностей».

Как известно, один из наиболее болезненных для Украины пунктов соглашений, достигнутых в столице Беларуси в феврале минувшего года, — конституционное закрепление так называемого особого статуса Донбасса. Напомним, что Верховная Рада 31 августа приняла в первом чтении предусмотренные Минскими соглашениями изменения в Основной закон, касающиеся децентрализации власти. Предложенные президентом поправки предусматривают передачу громадам из центра значительной части полномочий и финансовых ресурсов. Исполнительную власть на местах вместо госадминистраций будут представлять префекты, которые, как декларируется, не должны вмешиваться в дела местного самоуправления. Префект сможет приостановить действие актов местных властей, если документы окажутся не соответствующими Конституции или законам Украины, с одновременным обращением в суд. Президенту предоставляется право прекратить полномочия местных советов в случае принятия ими решений, угрожающих суверенитету страны. Конституционный суд должен подтвердить такое решение главы государства, а Верховная Рада — назначать перевыборы распущенного совета.

Голосование за внесение изменений в Конституцию в первом чтении проходило под вой сирен и в условиях блокирования трибуны. Ряд политиков заявили, что прописанное в законопроекте положение об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донбасса предоставляет террористическим организациям особый статус, закладывает фундамент для ползучей федерализации и угрожает суверенитету государства. В свою очередь Петр Порошенко уверял, что эта норма не угрожает целостности Украины и строго соответствует Минским договоренностям, которые официальный Киев обязался выполнить. Как бы там ни было, после результативного голосования под зданием Верховной Рады начались массовые беспорядки, один из протестующих бросил в правоохранителей боевую гранату, от взрыва которой погибли трое бойцов Нацгвардии.

Законопроект о внесении изменений в Конституцию парламент планировал рассмотреть во втором чтении до конца текущей сессии, то есть до конца января. Председатель Верховной Рады Владимир Гройсман в недавнем интервью телеканалу «Эспрессо TV» заявил, что по поводу голосования за поправки к Основному закону еще идут консультации. Спикер считает, что интрига будет сохраняться до последнего момента, но надеется, что в парламенте найдется 300 голосов для принятия конституционной реформы в части децентрализации.

«Я убежден, что все политические силы должны найти в себе силы для того, чтобы обеспечить принятие решения, которое позволит в конце концов поставить точку в нашем постсоветском прошлом и построить качественное европейское настоящее и будущее… Считаю, что децентрализация является очень важной реформой для страны. Я готов и дальше за нее бороться для того, чтобы максимальные полномочия были переданы на места», — сказал Владимир Гройсман. По его словам, конституционные изменения не предусматривают ни федерализации страны, ни особого статуса для отдельных районов Донбасса. «Я хотел бы подчеркнуть, что очень много слухов, которые распространялись вокруг Конституции, не имеют под собой никаких оснований», — добавил Владимир Гройсман.

Ранее представитель фракции «Самопомiч», член комитета по вопросам правовой политики и правосудия Руслан Сидорович заявлял, что если Верховная Рада до конца текущей сессии не рассмотрит во втором чтении законопроект о внесении изменений в Конституцию в части децентрализации, документ будет считаться отклоненным. «Изменения в Конституцию не могут переноситься. Они голосуются в целом на следующей очередной сессии (после того, как эти поправки были предварительно одобрены 226 голосами. — Ред.). Сейчас и есть эта следующая сессия. Если их не проголосуют, то поправки будут считаться отклоненными», — сказал Руслан Сидорович.

Впрочем, его коллеги по коалиции считают неоднозначной норму Конституции, согласно которой итоговое голосование по изменениям в Основной закон должно проходить на «следующей очередной сессии». Группа народных депутатов от фракций «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт» обратились в Конституционный суд с просьбой разъяснить это положение.

Парламентарии отмечают, что, согласно Основному закону, «очередные сессии Верховной Рады начинаются в первый вторник февраля и в первый вторник сентября каждого года». И спрашивают, когда следует вносить окончательные изменения в Конституцию: на следующей по очередности сессии или на любой другой следующей сессии? Такой маневр позволит отложить голосование за конституционные поправки на несколько месяцев, чтобы продолжить торги и консультации в рамках «минского процесса». Кроме того, по словам народных депутатов, в Верховной Раде просто не хватает голосов для внесения изменений в Основной закон.

Политический обозреватель еженедельника «Зеркало недели. Украина» Сергей Рахманин написал, что, по одной из версий, предложения Путина, озвученные Борисом Грызловым в Киеве, Петра Порошенко не устроили. И пока он не заинтересован в результативном голосовании за конституционные изменения. «Возможная суть этих предложений: сначала — амнистия, конституционные изменения, принятие закона о выборах в ОРДЛО (отдельные районы Донецкой и Луганской областей. — Ред.), избирательная кампания на неконтролируемых территориях, признание их Киевом, затем — все остальное, вплоть до контроля над границей. Кремль якобы выражал готовность идти навстречу Киеву в вопросе допуска к выборам в ОРДЛО украинских партий. И окончательно соглашался с украинской версией конституирования „особенностей самоуправления“, — считает Сергей Рахманин. По его словам, Москва дала понять, что если Конституция не будет изменена до февраля, а выборы в оккупированном Донбассе не пройдут весной и не будут признаны Украиной, то Кремль в вопросе Донбасса займет более жесткую позицию.

Согласно другой версии, написал журналист, Петр Порошенко якобы сообщил Грызлову о готовности обеспечить принятие конституционных изменений, а также трех требуемых Москвой законов — об „особенностях самоуправления“, о выборах и об амнистии, но с нюансами. „Возможную сговорчивость украинского президента поясняют не только давлением Москвы, но и очередным нажимом со стороны Запада. Якобы совсем недавно о необходимости соблюдать обещания Киеву напомнил Берлин“, — отмечает Сергей Рахманин.

Неожиданно к заочной полемике с Брюсселем и Москвой, требующих от Киева конституционных изменений и обещающих после этого все остальное, подключился российский журналист Михаил Кожухов, некоторое время работавший пресс-секретарем Путина. В разговоре, видеозапись которого выложили на „Ютуб“, Кожухов заявил: „Если бы была перекрыта граница, то проблема юго-востока Украины закончилась бы очень быстро“. Ведь, по его словам, „ополчение“ и лидеры сепаратистов — лишь ширма, прикрывающая действия профессиональных российских военных».

«Я — абсолютно гражданский человек, но так сложилась жизнь, что я четыре года был на войне, — сказал Михаил Кожухов. — Абсолютно точно знаю, что никакой „Моторолла“ не смог бы привести в движение 20-тысячную группировку войск и организовать котел под Иловайском или под Мариуполем. Я точно знаю не потому, что мне так сказали, а потому что по-другому и быть не может. Этой группировкой должны руководить люди, у которых как минимум есть диплом Генерального штаба. Это должны быть сработавшиеся, знающие друг друга, привычные друг другу люди. Мне говорят люди, которые оттуда приезжают в Россию, что если бы была перекрыта граница, то проблема юго-востока Украины закончилась бы очень быстро».

Однако сейчас основной вопрос переговоров по урегулированию конфликта в Донбассе — не возобновление украинского контроля над границей, а конституционные изменения. И страсти по этому поводу накануне пленарных заседаний Верховной Рады, намеченных на 26 — 29 января, накаляются.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter


Загрузка...


Жена говорит мужу: — В Африке есть племена, где мужья продают своих жен. Если бы мы там жили, ты бы меня продал? — Ни за что! Я бы тебя... подарил.