ПОИСК
Історія сучасності

12 июня 1966 года в Киеве началась успешная эксплуатация первого в мире троллейбусного поезда

8:30 6 червня 2016
Інф. «ФАКТІВ»

6 июня 1956 г. В СССР вышло постановление об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях.

7 июня 1864 г. В день праздника святого Иоанна Крестителя в Перемышле впервые была исполнена хоровая композиция «Ще не вмерла України ні слава, ні воля…»

7 июня 1991 г. Верховная Рада Украины приняла решение о переподчинении союзных предприятий, находившихся на территории УССР.

8 июня 1926 г. Родился Олег Кошевой — руководитель подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия» в Краснодоне (1942—1943 гг.).

РЕКЛАМА

8 июня 1876 г. Скончалась известная французская писательница Жорж Санд (настоящее имя Амандина Аврора Дюпен).

9 июня 1896 г. В Нижнем Новгороде состоялось открытие самой крупной дореволюционной Всероссийской художественной и промышленной выставки.

РЕКЛАМА

10 июня 1936 г. В СССР была основана киностудия «Союзмультфильм».

11 июня 1921 г. В Украине объявлено о начале борьбы с беспризорностью.

РЕКЛАМА

В 1966 году киевский инженер Владимир Веклич соединил два троллейбуса в поезд, в котором управление тяговыми двигателями ведется с одного поста управления. Работать над троллейбусным поездом 26-летний новатор начал в связи с тем, что в депо была острая нехватка водителей. Необходимо было поднять рентабельность перевозок и качественно обслужить маршруты при большом пассажиропотоке. В час пик в Киеве возле станции метро «Университет», где пересекалось несколько троллейбусных маршрутов, интервал движения составлял 20 секунд, на 18-м маршруте (на нынешнем майдане Незалежности) — 30—40 секунд.

Первый в мировой практике троллейбусный поезд был создан в киевском депо № 2 с использованием двух троллейбусов марки МТБ-82/82Д. Его пробная эксплуатация началась в июне 1966 года на маршруте № 6. Троллейбусные поезда получили широкое распространение. Только в Киеве за период с октября 1967 года до июля 1968 года было сформировано 48 сцепок. Экономический эффект от их внедрения на маршруте № 6 составил почти 160 тысяч рублей (в ценах 1968 года это 32 машины «Москвич-412»).

Позже Владимир Веклич усовершенствовал свою систему таким образом, что можно было быстро (за три-пять минут) расцеплять троллейбусные поезда прямо на маршруте между утренними и вечерними часами пик. После разъединения водитель поезда продолжал движение в первом троллейбусе, а водитель следующего за ним поезда пересаживался во второй. Освободившиеся троллейбусы оставались на маршруте для отстоя или следовали в депо для профилактического осмотра. Летом 1976 года успешно прошли испытания трехзвенного троллейбусного поезда, однако для него требовалась отдельная полоса движения, из-за этого он не был внедрен.

Двойные троллейбусы появились более чем в 20 городах бывшего СССР. Конструкция оказалась настолько удачной и простой, что сдвоенный киевский троллейбус на многие годы стал визитной карточкой города. Всего таких поездов было сформировано около 300, что позволило высвободить более 800 водителей. Но до 1976 года троллейбусные поезда эксплуатировались… нелегально. Перед началом их эксплуатации необходимо было провести приемочные испытания и разработать соответствующие технические условия, что не было сделано, поскольку Госавтоинспекция СССР не могла определиться с организацией, которой можно было поручить эту нестандартную задачу. Ведь опыта испытания нерельсовых поездов ни у кого не было. Только в 1975 году заняться этим уполномочили ГАИ УССР. Введением в действие технических условий «Поезд троллейбусный» 31 марта 1976 года поезда были узаконены.

Максимальное количество троллейбусных поездов «Skoda 9Tr», эксплуатировавшихся на одном маршруте (№ 18), составляло 60 единиц. Они вмещали до 200 пассажиров, а в часы пик — 300—350 и отличались надежностью. Пиком их эксплуатации является 1983 год — тогда в поездах работало около половины имеющихся в наличии троллейбусов (свыше 500). И лишь с появлением в столице Украины троллейбусов-«гармошек» «Skoda 15Tr» и румынских «DAC 217E» применение сцепок пошло на убыль. Последние поезда на основе «Skoda 9Tr» были расцеплены в 1994 году.

Подготовила Светлана ВИШНЕВСКАЯ, «ФАКТЫ»

1261

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів