ПОИСК
Історія сучасності

Археологи нашли остатки деревянной набережной, по которой в старину киевляне прогуливались вдоль Днепра (фото)

9:00 30 червня 2016

Мы спускаемся с руководителем раскопок Михаилом Сагайдаком в обширное подземное пространство на киевском Подоле под Почтовой площадью возле Речного вокзала. Там планируется открыть очередной торгово-развлекательный центр, но работы пришлось приостановить: под землей оказались остатки старинных построек, мостовых, и археологи их исследуют.

Михаил Сагайдак подводит нас к участнику раскопок, молодому ученому Максиму Вакулюку.

— В той стороне подземного пространства, которая ближе всего к Днепру, мы обнаружили остатки деревянной набережной, ведь река протекает совсем рядом, — говорит Максим Вакулюк. — Набережная была построена приблизительно в конце XVII — начале XVIII веков. Более точную дату позволит установить специальный анализ.

По влажному грунту идем вслед за Максимом, и он демонстрирует нам довольно хорошо сохранившуюся прогулочную дорожку шириной около двух с половиной метров.

РЕКЛАМА

— Дерево в земле быстро истлевает, однако здесь, у берега, благодаря высокой влажности почвы условия для его сохранности неплохие, — продолжает Максим Вакулюк. — Основания набережной сделаны из дубовых бревен, а настил из сосны.

— С противоположной стороны мы обнаружили остатки деревянной мостовой, идущей в сторону холма над Днепром, — говорит директор Центра археологии Киева Института археологии НАН Украины Михаил Сагайдак (на фото). — Это весьма интригующая находка. Вполне возможно, именно по этому пути, по которому сейчас проходит трасса фуникулера, во время крещения Руси князем Владимиром киевляне катили к Днепру идолов с языческого капища, располагавшегося в верхней части города. Капище было там, где сейчас находится дворик здания Министерства иностранных дел Украины. Князь Владимир очистил то место от идолов, построив там церковь святого Василия (при крещении он принял имя Василий). В XII веке этот храм перестроили и назвали Трехсвятительским. Версию о том, что во времена Киевской Руси оттуда шла дорога к Днепру по маршруту, по которому сейчас ездит фуникулер, я опубликовал еще в 1980-е годы. Исходил из того, что этот путь с Подола в верхний город наиболее удобен. Эта моя концепция шла вразрез с устоявшимся мнением о том, что в княжескую эпоху основным путем сообщения двух частей Киева был Боричев Ток (он частично совпадает с нынешним Андреевским спуском). И вот теперь мы нашли остатки дороги, которая, похоже, подтверждает мою точку зрения. Впрочем, куда именно она вела, покажут дальнейшие раскопки.

РЕКЛАМА

— Но уже сейчас ясно, что эта дорога существовала много веков, ведь самый ранний из обнаруженных ее слоев относится ко временам Киевской Руси, а самый поздний — к XVIII веку, — добавляет Максим Вакулюк. — Деревянный настил изнашивался, и его обновляли примерно раз в пятнадцать лет.

— В районе нынешнего Речного вокзала в княжеские времена находилась Киевская гавань — порт международного значения, — говорит Михаил Сагайдак. — Из него в Х веке отправилась в Константинополь княгиня Ольга с многочисленной свитой и приняла там христианство. Этот визит в подробностях описан византийскими историками, благодаря чему мы знаем даже, какие денежные подарки получили как сама Ольга, так и ее приближенные.

РЕКЛАМА

Поток товаров, проходивших через Киевскую гавань, контролировался властями. С купцов брали мыто, выдавали разрешения на торговлю. Неудивительно, что мы раскопали здесь остатки обширной усадьбы, в которой, должно быть, жил высокопоставленный служащий, следивший по поручению князя за работой порта. Подтверждением этому являются княжеские свинцовые печати, найденные на территории усадьбы. Их крепили на шнурке, которым обвязывался скрученный в трубочку документ. Одна из обнаруженных печатей выдавалась от имени младшего сына Ярослава Мудрого Всеволода. Другие, вероятно, использовались во времена правления старшего сына князя Изяслава. Об этом свидетельствует изображение на них святого Дмитрия — это христианское имя Изяслава Ярославовича.


*Печати, которые княжеские чиновники крепили на документы

Здесь в старину проходила южная граница города (она была защищена фортификационными сооружениями), стояли Крещатицкие ворота. Многие подумают, что это название они получили из-за того, что от них можно было подняться на Крещатик. Но, скорее всего, их так назвали потому, что в этом месте князь Владимир крестил киевлян. Тогда, более тысячи лет назад, река Почайна, где проходил обряд крещения, впадала в Днепр как раз здесь, в районе нынешнего Речного вокзала. Почайна была глубокой, судоходной, и обряд проходил на ее отмелях.

— Какие старинные вещи, кроме княжеских печатей, удалось найти в ходе раскопок?

— Перстни XVII—XVIII вв.еков, нательные крестики, фрагменты браслетов, наконечники стрел, части огнестрельного оружия, монеты. На территории усадьбы княжеского чиновника мы обнаружили хорошо сохранившиеся остатки погреба, а в нем две бочки: одна из досок, скрепленных обручами, предназначалась для хранения продуктов, другую, изготовленную из цельного бревна, использовали для стирки.

Пока мы ведем раскопки на глубине пять метров, но чтобы добраться до самых древних слоев, следует углубиться еще метра на четыре. Кроме этой задачи, предстоит отреставрировать найденные вещи и провести консервацию бревен и досок, из которых были сделаны старинные постройки и мостовые.

— Используете опыт консервации бревен времен Киевской Руси, найденных в начале 1970-х годов во время строительства линии метро на Подоле?

— Тогда консервацию значительной части древней древесины провели не очень удачно. Обнаруженные больше сорока лет назад остатки деревянных жилищ, хозяйственных построек, заборов времен Киевской Руси стали сенсацией. О них с восторгом рассказывали газеты и телевидение, на место раскопок приезжал лидер советской Украины Владимир Щербицкий. Но для консервации значительной части древних бревен реставраторы использовали фенольные спирты. Это замедлило разрушение древесины, но изменило оттенок, придало бревнам неестественный вид. А вот древесина, которую проварили в сахарном растворе, сохранилась неплохо. Большинство деревянных конструкций, найденных при строительстве метро, передали Музею народной архитектуры и быта в Пирогово, что на окраине Киева, там они хранятся по сей день.

— А что будет в подземном пространстве, в котором мы сейчас находимся?

— Добиваемся с коллегами, чтобы здесь был создан музей. Многие нас в этом поддерживают, но пока идея на стадии обсуждения.


*Археологи исследуют остатки старинной деревянной дороги. Дальнейшие раскопки покажут, верна ли версия о том, что она соединяла Подол с верхним городом

Фоторепортаж с места археологических раскопок смотрите здесь

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

4175

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів