ПОИСК
Історія сучасності

На Маковея наши предки готовили коржи с маком и медом, а на Великий Спас — пироги с фруктовой начинкой

8:00 12 серпня 2016
В воскресенье, 14 августа, начинается один из самых строгих постов в году — Успенский

Последний месяц лета богат христианскими праздниками. Главными считаются три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый. Первый из них православные и греко-католики встретят в воскресенье, 14 августа. Медовый, или Маковея, как называют в народе этот церковный праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. С этого торжества начинается один из самых строгих постов в году — Успенский, который закончится через две недели, 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы.

Наши предки называли этот пост частью Великого. Согласно легенде Господь заповедовал людям говеть перед Пасхой девять недель, но святые отцы упросили Всевышнего, чтобы он укоротил испытание. Якобы тогда-то две недели Великого поста и были перенесены на конец августа и превратились в Успенский пост. Между прочим, наши предки радовались возможности очистить свои души молитвой и усмирить плоть фруктово-овощным постом. Наверное, потому и называли эти две недели «Спасiвка-ласiвка».

Успенский пост

Строгий пост, который продлится с 14 по 27 августа. Согласно церковному уставу, верующие должны питаться следующим образом:

РЕКЛАМА

понедельник, среда, пятница — невареная пища без растительного масла;

вторник и четверг — горячая пища без растительного масла;

РЕКЛАМА

суббота и воскресенье — горячая пища с растительным маслом.

В день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (19 августа) позволяются рыба, растительное масло и вино.

РЕКЛАМА

В старину Медовый Спас был любимым праздником девушек. Собираясь утром в церковь, они надевали лучшие вышиванки и вплетали в косы новые ленты. Из чабреца, полыни, мяты, головок мака и цветов девчата составляли особые букеты, называемые маковiйчиками. Цветы и мак освящали, щоб цiлий рiк господарство квiтло.

Матери, чьи сыновья в это время были на войне, несли такие букеты к родовому дубу (когда-то дубы сажали в честь рождения мальчика), клали между ветками, привязывали красной нитью и говорили: «На тобі, дубе, за те, що мені любе, аби його куля не взяла, аби силу мав твою і твою міць. Даю тобі, а ти дай моїй дитині».

Глава семьи шел в церковь не с букетом, а с медом. В честь праздника он нарезал свежие медовые соты и выкладывал их на большое блюдо. В старину считалось, что после Маковея пчелы перестают делать мед. Мужчины молились перед иконой Святых Зосимы и Савватия (их наши предки считали покровителями пчеловодов) и просили батюшку освятить мед. Часть лакомства было принято оставлять в храме, а также медом угощали сирот, вдов и убогих.

После освящения букетов и меда люди вместе со священниками шли крестным ходом, чтобы окропить все колодцы в селе. В обрядах наших предков первый Спас — праздник, связанный еще и с водой. Его даже называли мокрым или водяным. В это время люди молились и просили у Бога дождей, которые подготовят землю к посеву озимых. Верили, что на Медовый Спас вода приобретает чудодейственную силу: «Вода цього дня стає цілющою». Поэтому обязательно купались целыми семьями, а также загоняли в воду домашний скот. После купания принято было вплетать в волосы освященные в церкви цветы: это должно сохранить красоту волос и предотвратить облысение.

Хозяева, ожидая на своем подворье крестный ход, украшали колодец цветами и ставили возле него два стола. На одном — хлеб, соль и зажженная свеча. Это дары людям. На другом — кувшин с водой и миска с коливом, сваренным из пшеницы нового урожая, чтобы помянуть усопших. А еще на Маковея хорошо было обозначить место, где будут копать новый колодец: «Сам Господь водичку на добру споживу благословить».

Освятив воду, люди садились за праздничный стол. На Маковея трапеза была довольно скромной: без мясных, рыбных и молочных угощений. А горячительных напитков даже пробовать не разрешалось. Ведь это первый день Успенского поста. В меню были в основном фруктовые и овощные блюда. Так, хозяйки готовили вареники с капустой, картошкой и грибами, тушили фасоль с луком, жарили деруны и блинчики. В западных областях Украины в пост на стол подавали блюда с добавлением кукурузной муки и крупы.

Кулеша-риплянка (закарпатское блюдо)

Для приготовления потребуется: 800 г картофеля, 200 г кукурузной муки, луковица, 100 г подсолнечного масла, соль — по вкусу.

Очищенные картофелины разрезать пополам и варить до готовности (лучше всего — в горшочке). Затем, не сливая воду, присыпать кукурузной мукой, посолить, накрыть крышкой и варить еще 3—5 минут, чтобы мука пропарилась.

Не снимая с огня (он должен быть минимальным), растирать картофель с мукой деревянной скалкой до образования однородной массы. Когда кулеша начнет отставать от стенок кастрюли или горшочка, вывернуть ее на большую тарелку и полить луковой зажаркой.

Но основным традиционным лакомством были шулики. Готовили их так: пекли пресные коржи, ломали их на небольшие кусочки и поливали медом с перетертым маком. Это праздничное блюдо упоминается в «Энеиде» Ивана Котляревского:

«На закуску куліш і кашу,
Лемішку, зубці, цутрю, квашу
І з маком медовий шулик».

На первый Спас запасались лекарственными травами. Считалось, что в этот праздник растения приобретают магические силы. Существовало поверье: если на Маковея обратиться к цветам и травам с просьбой, то все желания исполнятся. Только просить должен человек с чистой душой.

Чтобы сделать своих детей сильными и здоровыми, мамы плели для них особые веночки из чабреца, льна, календулы. Каждый цветок играл роль оберега, который женщина вплетала со словами: «Рости, льоне, вище, по колiна, щоб нi в кого з нас голова не болiла. Бiлися бiло, щоб хустками твоїми нашiй (имя дочери) весiльну голову покрило». А освященный мак матери насыпали в первую купель младенца: девочке — чтобы в будущем у нее было много женихов, а мальчику — чтобы, став хозяином, всегда имел достаток в семье.

Второй Спас — Яблочный, или Великий (19 августа). Это один из двенадцати самых больших праздников в году — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Верующие, соблюдающие пост, могут побаловать себя рыбкой и выпить немного вина.

Перед праздником хозяйки старались приготовить побольше вкусных угощений. Обязательно варили постный борщ. Тушили овощи, рыбу, пекли пироги с яблоками и сливами, а также делали особые яблочные галушки, вареники с фруктовой начинкой, бабки и яблочный кисель. Ну, а чтобы домочадцы могли в жару утолить жажду холодным напитком, в погреб заранее опускали бутыли с яблочным квасом.

Пока женщины хлопотали на кухне, хозяин с сыновьями по старинному обычаю отливал из воска свечи, которых должно было хватить на все церковные праздники грядущего года: Рождество, Крещение, Пасху… Кроме того, эти свечи считались оберегами от всяких житейских невзгод. Делали также свечи, которые раздавали беднякам, сиротам, вдовам. Хозяйка дома присоединялась к мужчинам, чтобы отлить специальные свечи: родильнi (их полагалось зажигать при родах), а также хрестильнi и весiльнi. Но главной свечой, конечно, считалась трiйця. Люди верили, что три соединенные свечи, символизирующие Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого, уберегут род от всех бед. Специально для трiйцi изготовляли красивый деревянный или глиняный подсвечник.

Великий Спас считался еще и праздником урожая, а потому утром в церковь на освящение несли не только яблоки, груши и виноград. В корзины клали также початки кукурузы, огурцы, помидоры и даже картофель.

Кстати, в старину верующие люди не ели яблок до Спаса. Особенно строго придерживались этой традиции женщины, у которых умерли в младенчестве дети. Впрочем, в прежние времена у нас не было такого разнообразия ранних сортов яблок, как сейчас. Яблоки и груши нового урожая появляются на рынках уже в конце июня.

Большим грехом считалось забыть в праздничный день о душах покойных родственников. После службы полагалось сходить на кладбище и справить поминки: помолиться, раздать нуждающимся освященные фрукты. «На другий Спас и жебрак яблучко з'їсть», — говорили люди.

Обед на Преображение устраивался в саду. Туда приносили стол, накрывали его белой скатертью. В центре ставили большую миску с освященными фруктами. С яблок, груш, винограда и начинали трапезу, запивая фрукты вином и приговаривая: «Щоб садовина родила». Затем переходили к борщу, рыбе и вареникам. Кстати, если во время обеда начинался дождь, люди не расстраивались, поскольку он предвещал снежную зиму и богатый урожай следующим летом.

Именно после Спаса начинали заготавливать яблоки и груши на зиму. Традиционно на деревьях оставляли несколько плодов для птиц, поскольку считалось, что «Бог родить не тiльки для людей, а й на пташину долю i на всякоє диханiє». Селяне верили: если сорвут все яблоки, то «Бог покарає i наступного року нiчого не вродить».

По народному календарю второй Спас знаменует окончание лета: «Із Спаса-Преображення погода преображається», «Після другого Спаса дощ — хлібогній». Даже самая сильная жара с этого дня спадала. Наши предки заметили: после 19 августа приходят первые холода. А значит, пора настраиваться на осень и приближающуюся зиму: «Прийшов Спас — пiшло лiто вiд нас», «Минув Спас — тримай кожух про запас».

Пост закончится 28 августа, на Успение Пресвятой Богородицы. Праздник называют еще первой Пречистой. Устраивать в этот день шумные гулянья с песнями, танцами и играми не полагалось. Люди воздерживались даже от громких разговоров.

Согласно традиции после Успения селяне заносили в дом последний из оставшихся на ниве сноп пшеницы и венки из колосьев. Делалось это для того, чтобы отдать дань уважения покровителям урожая и попросить их позаботиться о благополучии семьи и в следующем году.

С началом самого длительного в году мясоеда (период без многодневных постов), который закончится аж 28 ноября, разрешалось засылать сватов, проводить оглядини и заручини. В народе говорили: «Як прийде Пречиста, стане дiвка речиста».

После Успения девчата ходили в лес рвать калину. Дома ее связывали в пучки, а также вплетали в венок, который полагалось освятить в церкви. Самые красивые кисти развешивали под крышей над входом, чтобы показать сватам: здесь живет девушка на выданье.

А еще с этого дня начиналось «молоде бабине літо», продолжавшееся до 11 сентября. В это время в лесах и на полях летает много паутины, которую, как верили наши предки, разбрасывает… Баба-Яга. Считалось, что бабье лето иногда «пробуждает» растения. В это время среди зелени деревьев можно увидеть нежные цветы вишни, груши или яблони. Второй раз могут зацвести некоторые травы. Таким образом природа перед наступлением холодов напоминает людям о прошедшей весне.

Третий Спас — Ореховый, или Хлебный, отмечается 29 августа. В календаре хлебороба праздник знаменует окончание жатвы и сева озимых: «Третій Спас хліба припас». С этого дня люди, закончив работы в поле, переходили к делам торговым.

17445

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів