ПОИСК
Інтерв'ю

Сергей Никитин: "Горжусь званием "Мастер художественного плова", которое мне дал Зиновий Гердт"

8:30 16 вересня 2016
Накануне приезда в Украину известный музыкант рассказал «ФАКТАМ» о том, как ему живется сегодня

Многие годы популярны песни в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных «Под музыку Вивальди», «Александра», «Большой секрет для маленькой компании», «Собака бывает кусачей», «Бричмулла» и другие.

Голос Сергея Никитина звучит и в песнях в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром». Он написал музыку к получившей «Оскар» картине «Москва слезам не верит», где тоже спел с супругой.

Вскоре легендарный дуэт выступит в Украине — в Одессе, Киеве, Днепре и Харькове.


*Татьяна и Сергей Никитины: «Мы выступали во многих странах мира, были в Европе, Австралии, США, Канаде»

РЕКЛАМА

— Последний раз мы с Татьяной были в Украине в 2013 году, — рассказывает Сергей Никитин. — Гастроли организовал киевский продюсер Семен Рубчинский, с которым мы дружим больше тридцати лет. В Киеве у нас с Татьяной много любимых мест: Андреевский спуск, Подол, Софийский собор, Владимирская горка… Прекрасен вид на Днепр. Много раз мы с Татьяной выступали в Политехническом институте. В Киеве проходил и Всесоюзный фестиваль авторской песни.

Особенно запомнился концерт во Дворце «Украина». Мы собирались исполнить песню «Очень вкусный пирог» и пригласили детей из зала подняться на сцену и петь вместе с нами. Вышло невероятное количество детворы! Я спросил девочку лет пяти: «Что ты любишь есть?» Думал, она скажет: мороженое, конфеты или пирог. А она громко ответила в микрофон: «М'ясо!» (Улыбается.)

РЕКЛАМА

— К слову, знаю, что ваше коронное блюдо — плов с перепелами.

— Да, люблю готовить его и горжусь званием «мастер художественного плова», которое мне дал Зиновий Гердт. 21 сентября Зиновию Ефимовичу, с которым я имел счастье близко общаться, исполнилось бы сто лет. Мы бывали друг у друга дома. Ездили с Татьяной и за город к нему в Красную Пахру, где потом он жил постоянно.

РЕКЛАМА

Прежде всего нас с Зиновием Ефимовичем породнило отношение к поэтическому слову. Так, как знал поэзию Зиновий Гердт, ее никто не знал. Он никогда не заучивал тексты, а просто впитывал их. Ни одного вечера перед сном у него не обходилось без чтения поэзии. Любил стихи Бориса Пастернака, Давида Самойлова, с которым дружил. Зиновий Гердт прекрасно разбирался в искусстве. Когда он говорил: «Здесь запахло искусством», — все понимали: происходит что-то действительно важное и ценное. Это касалось и театра, и кино, и музыки…

С Зиновием Гердтом мне доводилось бывать и на рыбалке на реке Даугава в Латвии. Как же он радовался пойманному окуньку весом в сто граммов! Восторг был такой, будто поймал огромную щуку.

— Вы, словно магнит, притягивали к себе таких людей, как Булат Окуджава, Эльдар Рязанов…

— Я бы ваши слова, конечно, переиначил. С нашей с Таней стороны было бы нескромно говорить, что мы притягивали. Я бы сказал: нас притягивали, принимали в свою «орбиту». К примеру, Эльдар Рязанов был человеком чрезвычайно доброжелательным, открытым. Вспоминаются посиделки у него в гостях в компании с Александром Ширвиндтом, Людмилой Гурченко, Григорием Гориным… Пели песни, общались. Такие встречи были и в доме у Гердта. Также присутствовал на них Петр Тодоровский, с которым мы вместе музицировали и записали диск «Ретро вдвоем». Иногда и у нас с Татьяной собирались.

А еще мы были хорошо знакомы с Юрием Никулиным, бывали у него в цирке и дома, а он у нас. Нашему с Таней сыну тогда было года четыре. Когда мы взяли его в цирк, Юрий Владимирович подошел к нему и сказал: «Саша, позволь пожать твою мужественную ногу!» Такое на всю жизнь запоминается… Сейчас понимаешь: общение со всеми этими людьми и были моментами счастья.

— Чем вам запомнилась работа в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром»?

— Когда я записывался на студии звукозаписи, задача передо мной стояла такая, чтобы голос был обыкновенный, не вокальный, а разговорный. Я ее сразу же выполнил, ведь так, собственно, пел всегда. А вот у Аллы Пугачевой была уже своя эстрадная манера, поэтому доходило до сорока дублей, пока не добивались нужного звучания.

Что касается моей части, то затруднения вызвала песня на стихи Александра Аронова «Если у вас нету тети»… Рязанов поставил задачу перед композитором Микаэлом Таривердиевым, чтобы песня по интонации была словно «из подворотни». Микаэл Леонович, как человек, исповедующий высокие художественные стандарты, наотрез отказался выполнять эту задачу. И тут, может быть, я немножечко помог режиссеру, попытавшись объяснить композитору на языке музыкантов, чего именно хочет Рязанов. Песня получилась. Более того, ее тема звучит в оркестровом исполнении за кадром — такой новогодний искрящийся вальс.

По-моему, фильм «Ирония судьбы, или С легким паром» — уникальное явление, когда сошлись все звезды, чтобы случилось то чудо, на которое мы все надеемся в новогоднюю ночь.

— А в вашей жизни чудеса случались?

— Вы знаете, когда начинаешь формулировать какие-то такие вещи, то как-то все выглядит фальшиво. Но я верю в то, что лучшее и доброе в человеке победит злое и худшее. И стараюсь жить так, чтобы этому способствовать.

— В отношении чудес скромничаете, Сергей Яковлевич. Не каждый физик, кандидат физико-математических наук выходит на большую сцену и становится кумиром миллионов.

— Ну, наверное, действительно повезло. Не знаю… На этот счет хочу вспомнить высказывание Михаила Светлова. Одному молодому поэту, очень интересовавшемуся карьерными вопросами, Михаил Аркадьевич посоветовал: «Пишите бескорыстно. За это больше платят».

— Ваша супруга Татьяна Никитина ведь тоже кандидат наук?

— Да, мы были научными работниками в системе Академии наук. В 1970—1980 годы, имея две профессии — физиков и музыкантов, чувствовали себя свободными, могли себе позволить роскошь не попадать в зависимость от концертных организаций.

— А сейчас интересуетесь физикой?

— Думаю, это интерес на всю жизнь. Я беседую с коллегами, которые работают в этой сфере, читаю не только научно-популярную, но и специальную литературу.

— Не жалеете, что оставили науку?

— Хорошо помню момент, когда это случилось. В стране началась перестройка, и уже не так страшно было оставить солидный статус сотрудника Академии наук. Когда нести обе работы стало трудно, я решил: то, что делаю с гитарой, за меня никто не сделает. Как раз тогда я получил приглашение стать в театре «Табакерка» заведующим музыкальной частью.

— Много стран удалось увидеть?

— Все поездки связаны преимущественно с нашими гастролями. В основном мы выступаем в странах, где есть русскоязычная публика. Конечно, объездили Европу, были в Австралии, США, Канаде… Не так давно выступали в Киргизии. Публика принимала нас замечательно.

— У вас есть какое-то хобби, кроме музыки?

— Как я уже рассказывал, мое увлечение — рыбалка. И этого, думаю, мне достаточно (улыбается).

— Однажды ваша с композитором Виктором Берковским песня на стихи Александра Величанского «Под музыку Вивальди» так потрясла известного французского композитора Поля Мориа, что он сделал на нее аранжировку.

— Сочинить музыку к песне, где фигурирует имя знаменитого композитора Вивальди, оказалось достаточно сложно. Я призвал на помощь друга — профессора Виктора Берковского, который работал в это время в Индии, читал там лекции. После его возвращения в Москву мы «сложили» свои варианты, и получилось нечто единое под названием «Под музыку Вивальди». И когда песню услышал Поль Мориа, у него глаза загорелись!

Я в это время работал в Институте органической химии. И на следующее утро после знакомства с Полем Мориа был послан на овощную базу разбирать гнилую капусту. Вечером буквально на минуту захожу на работу, а мне сотрудник говорит: «Где ты шляешься? Тебе все утро Поль Мориа звонил!» Вот такая петрушка…

К слову, спустя время песня «Под музыку Вивальди» вошла в кинофильм Петра Фоменко «Почти смешная история». Моя музыка звучит и в его картине «Поездки на старом автомобиле», где Люда Максакова играет…

— Вы автор музыки и к фильму Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Как появилась знаменитая песня «Александра»?

— Сроки оказались сжатыми. Было шесть вариантов песни «Александра». Моим «худсоветом» стала семья: жена Татьяна, мама Вера Сергеевна и сын Александр. У песни два автора стихов — Дмитрий Сухарев и Юрий Визбор.

— На концерте в Киеве публика с нетерпением ждет исполнения вами песен и из фильма о приключениях Буратино — «Поле чудес», песни кота Базилио и лисы Алисы «Какое небо голубое»…

— Это песни композитора Алексея Рыбникова, которого я очень люблю и уважаю. Но у Булата Окуджавы были свои музыкальные варианты, которые в фильм не вошли. Их я и исполняю на сцене. Что касается детских песен, среди них и «Большой секрет для маленькой компании», и «Собака бывает кусачей» на стихи Юнны Мориц…

— Помните первый момент славы?

— Все началось с программы «Алло, мы ищем таланты» — еще в начале 1970 годов. Мы тогда пели квинтетом физиков, в котором была и Татьяна. Председателем жюри в программе был Микаэл Таривердиев. Он нас заметил, мы познакомились. И вскоре он пригласил меня в фильм «Пропавшая экспедиции», а потом в картину «Ирония судьбы, или С легким паром». И хотя в титрах этой картины не было указано, кто поет, народ-то знал… А потом была телепрограмма с Эльдаром Рязановым «Мы поем стихи». Она шла полтора часа и тоже послужила толчком к популяризации нашего с Татьяной творчества.

— К слову, скоро ведь у вас с Татьяной намечается золотая свадьба?

— В 2018 году.

— Как считаете, в чем секрет вашего столь прочного творческого и семейного союза?

— Может быть, в том, что мировоззрение и отношение к жизни у нас общие. Но «в деталях» очень много разного. Скажем, у каждого свое видение, как донести зрителям ту или иную песню. Поэтому нередко возникают споры, дискуссии. И по темпераменту мы с женой разные люди. Я разгильдяй, немножко ленивый, а Татьяна, наоборот, собранный человек. Мы дополняем друг друга. И на сцене, если бы мы несли одну краску, это было бы неинтересно.

— Ваш сын Александр тоже стал музыкантом?

— Саша прекрасно играет на гитаре. Он и звукорежиссер, и аранжировщик. И в наших проектах с Татьяной Александр принимает участие.

— Вы счастливый человек?

— Грех жаловаться. Ну, конечно же, есть какая-то неудовлетворенность, но в основном — самим собой. Когда видишь людей, которые относятся к себе гораздо более строго и требовательно, понимаешь, что тебе еще тянуться и тянуться до их уровня.

Фото в заголовке с сайта ria.ru

1838

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів