Полугодовая аудитория газеты «ФАКТЫ» является самой массовой в Украине — 1 миллион 716 тысяч человек (данные MMI Украина)
Геннадий Татарченко

Таланты и поклонники

Геннадий Татарченко: "Толю Хостикоева и Наташу Сумскую соединила наша с Рыбчинским "Белая ворона"

Ольга СМЕТАНСКАЯ, «ФАКТЫ»

17.11.2016

Размер текста: Абв  Абв  Абв  

Двадцать пять лет назад в Киеве состоялась премьера первой украинской рок-оперы

Первая украинская рок-опера «Белая ворона» была создана поэтом Юрием Рыбчинским и композитором Геннадием Татарченко. Ее премьера состоялась в Киеве на сцене Национального драматического театра имени Ивана Франко в 1991 году. Постановка, посвященная легендарной Жанне д’Арк, много лет шла в столице Украины с неизменными аншлагами.

Сейчас рок-опера идет в Ровенском музыкально-драматическом театре, а недавно была поставлена в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна.


*Постановка, посвященная легендарной Орлеанской деве, много лет шла в столице Украины с неизменными аншлагами (на фото — сцена из спектакля. Фото УНИАН)

— Геннадий Петрович, образ Жанны д’Арк — один из самых популярных в мировой культуре. Свои литературные произведения ей посвящали Вольтер, Шиллер, Марк Твен, Бернард Шоу. В музыке — Верди, Россини, Чайковский. В живописи — Рубенс, Гоген… В кинематографе этот образ пытались воплотить Инна Чурикова в фильме Глеба Панфилова «Начало» и Милла Йовович в исторической драме Люка Бессона «Жанна д’Арк». Трудно сказать в этой теме что-то новое. Как вы решились?

— Символ «белой вороны» первоначально появился в одноименной нашей с Юрой Рыбчинским песне, которая в исполнении Валерия Леонтьева держалась на первых местах во всесоюзном хит-параде больше восьми месяцев. Затем мы решили сделать рок-оперу о Жанне д’Арк. Но главной линией в ней избрали не роль личности в истории, как это было в большинстве художественных произведений, а драматическую любовь Жанны и предавшего ее жениха Жюльена, который впоследствии стал ее палачом. Уверен, наша постановка оказалась столь популярной именно потому, что мы рассказали о личной драме героев на фоне исторических событий. Ведь и фильм Джеймса Кэмерона «Титаник» получил множество «Оскаров» и стал самым известным среди множества картин о затонувшем корабле, думаю, прежде всего потому, что в нем рассказана не просто история морской трагедии, а на ее фоне история любви героев, которых блестяще сыграли Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо.

— Жених Жанны д’Арк Жюльен — реально существовавший человек?

— Отвечу так. Личность Жанны д’Арк овеяна легендами. И гениальный драматург и поэт Юрий Рыбчинский переосмыслил историю этой героической крестьянской девушки так, что, если даже чего-то не было, это стоило бы придумать. Судьба Жанны — одна из самых трагических страниц в мировой истории. XV век. Между Францией и Англией идет Столетняя война. Юная пастушка Жанна услышала голоса святых, которые пророчествовали ей особую миссию — спасти свою страну. В 17 лет Жанна, собрав отряд, повела его на врага. И под ее предводительством был освобожден Орлеан. С тех пор ее прозвали Орлеанской девой. Погибла Жанна в 19 лет. Попав в плен, была объявлена еретичкой и по приговору инквизиции сожжена. Лишь спустя многие годы католическая церковь причислила ее к лику святых. Историческая драма в нашей рок-опере усиливается личной. Жюльен участвует в сожжении Жанны на костре как еретички, хотя и любит ее. Последние слова Жанны о том, что она хотела бы жить, испытать счастье материнства, но ей не суждено… Зрители в финале спектакля рыдали.

— Роль Жанны играла Наталья Сумская, ее жениха Жюльена — Анатолий Хостикоев.

— Толю и Наташу соединила наша с Юрой Рыбчинским «Белая ворона». Вскоре они поженились. К слову, роль Карла Валуа в постановке исполнял Остап Ступка. Шута играл Богдан Бенюк. А в качестве рассказчика выступал Богдан Сильвестрович Ступка.

— Как на сцене удалось воссоздать костер?

— В основе декорации были качели. И, конечно же, свое дело сделали пиротехнические эффекты. Жанна раскачивалась на качелях и потом… словно улетала в небо.

— Попасть на премьеру было практически нереально.

— Мне рассказывали, что «лишний билетик» зрители начинали спрашивать не у театра, как обычно, а уже у Бессарабского рынка. Люди были готовы платить любые деньги. А спустя время, когда рок-опера стала невероятно популярной, отдельные организации и предприятия стали выкупать весь зал для своих сотрудников.

— Среди зрителей бывали и знаменитости?

— На один из спектаклей пожаловала Вия Артмане. Ее пригласил Богдан Ступка. Она была в восторге, подошла ко мне за кулисами и сказала: «Поздравляю. Это гениально».

К слову, «Белая ворона» была одним из любимых спектаклей и Евгении Мирошниченко. Она смотрела его не один раз. Видели постановку и зрители за пределами Украины. Показывали мы ее во многих городах России, в Польше (в Кракове и Лодзе) и даже в Англии. В Лодзе рок-опера шла на украинском языке без перевода. Мы волновались, как зрители воспримут. Я был шокирован, когда после спектакля все присутствовавшие в зале, словно по команде, встали и аплодировали стоя. Зрители в первых рядах были все в слезах. А вообще нужно сказать, что «Белая ворона» — одна из самых «долгоиграющих» в Украине постановок. Двенадцать лет она шла в Театре имени Франко. Потом перекочевала на подмостки Театра русской драмы имени Леси Украинки и Театра оперетты, оказавшись в репертуаре частной антрепризы «Бенюк — Хостикоев». Ну, а сейчас идет в Ровенском музыкально-драматическом театре — причем в сопровождении симфонического оркестра. И в московском Театре у Армена Джигарханяна совсем недавно состоялась премьера. Думаю, это вечная вещь. Ведь в самые сложные исторические периоды в обществе обязательно появляются «белые вороны». Это люди, которые мыслят нестандартно, не так, как все остальные. Но, увы, часто они не поняты большинством. Юра Рыбчинский очень сильно об этом сказал:

«Ливни лета отпели, отплакали,
И однажды в студеную ночь
В стае черных ворон, одинаковых
Родилась нерадивая дочь.

Нерадивая, гордая, смелая,
Но уродиной звали ее,
Потому, что была она белая,
Не такая, как все воронье.

И решили тогда братья вороны
Суд над белой сестрой учинить.
Семь ночей они думали, спорили
И решили ее очернить.

Нерадивую, гордую, смелую
Искупали в болотной грязи.
— И теперь это платьице черное
До последнего вздоха носи.

Если мы черны, если мы черны,
Будь и ты черна, будь и ты черна…

А она от обиды забилася,
Зарыдала, душою светла.
И слезами от грязи отмылася,
Стала снова такой, как была.

Нерадивая, гордая, смелая,
Беззащитна, как сердце мое,
Как туманы осенние, белая,
Не такая, как все воронье.

— Если мы черны, если мы черны,
Будь и ты черна, будь и ты черна…

— Стая черных ворон оголтелая,
Мои перья не втаптывай в грязь.
Разве я виновата, что белая?
Я такою на свет родилась».

— Сильная вещь. В студенчестве я видела рок-оперу «Белая ворона». И до сих пор остался шлейф неизгладимого впечатления. С рок-оперой связаны какие-то мистические моменты?

— Не знаю, можно ли это считать мистикой. Я дружил с папой Миллы Йовович, которая сыграла в конце 1990-х Жанну д’Арк в фильме Люка Бессона. Боги Йовович тоже был в определенном смысле «белой вороной». Он бежал от диктаторского режима из Югославии в Киев. Год занимался на стоматологическом факультете в мединституте. Боги привез мне из Югославии первую мою электрогитару, на которой я играл и его учил играть на ней. Он часто бывал у меня дома, знал мою маму. Родившуюся в Украине Миллу я держал на руках. Мог ли я тогда предположить, что она станет всемирно известной актрисой и сыграет Жанну д’Арк? В этом тоже мистика какая-то присутствует.

— Как вам работалось с Юрием Рыбчинским?

— Юрий Рыбчинский — выдающийся драматург современности. Кстати, третьим нашим соавтором считаю его жену Александру. Когда они с Юрой жили на улице Мостицкой на Куреневке, я у них просиживал днями и сочинял. Саша и вкусно кормила, и психологом для нас была, и советчиком.

— Рок-опера стала столь популярной, что по ее мотивам был выпущен состоящий из двух пластинок альбом?

— Сначала был альбом. Чтобы «раскрутить» рок-оперу до всесоюзного масштаба, я занялся менеджерско-продюсерской деятельностью. К участию в рекламном проекте были приглашены известные певцы и актеры: Тамара Гвердцители, Александр Малинин, Николай Караченцов, Евгений Паперный, Виталий Билоножко, Ольга и Наталья Сумские… Мы записали альбом, который сразу же разошелся. Записывали в Киеве в Доме звукозаписи. Жанну д’Арк озвучивала Тамара Гвердцители, Александр Малинин — ее жениха, Виталий Билоножко — архиепископа Реймского, Николай Караченцов — шута, Евгений Паперный — герцога Бургундского.

— Кроме славы рок-опера принесла ее авторам и приличные деньги?

— Думаю, на Западе у нас были бы совсем другие гонорары.

— А в природе белых ворон хоть раз в жизни вам приходилось видеть?

— К сожалению, нет. Они встречаются крайне редко и, к слову, очень уязвимы для хищников из-за своей заметной окраски.

— Кстати, в европейских языках аналогом выражения «белая ворона» является «черная овца». Такие овцы рождаются нечасто. И, что характерно, в отличие от шерсти белых овец их шерсть невозможно перекрасить в другой цвет.

— Интересно.

— А вы себя когда-нибудь ощущали «белой вороной»?

— В юности. Это было время хиппи, моды на длинные волосы и западную музыку. У фарцовщиков я покупал джинсы, заграничные пластинки, значки с изображением зарубежных музыкальных кумиров. Носил очень длинные волосы. Все это тогда не приветствовалось. Обладателей экстравагантных причесок отлавливали на улицах дружинники. Лично у меня было семнадцать приводов в милицию, где я выслушивал нотации и каждый раз обещал постричься. Это были 1960-е годы.

— Над чем сейчас работаете?

— Уже записан альбом молодой талантливой певицы Анны Конды, который завершается бонус-треком «Белая ворона». Заканчиваю оркестровку нашей с Александром Вратаревым новой рок-оперы «Джоконда». Главная его героиня — певица и актриса с непростой судьбой. В рок-опере будет звучать голос Богдана Сильвестровича Ступки. За три месяца до того, как его не стало, мы записали его монологи. Я приехал к нему в больницу в Феофанию. По дороге купил килограмм очень вкусной черешни. Мы лакомились ею и обсуждали замысел. Богдану Сильвестровичу он пришелся по душе. Ступка приехал в студию, и мы успели сделать эту бесценную запись. Герой, которого озвучил Богдан Ступка, — Голос. Он звучит как вестник Космоса, вестник Правды…

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter

Читайте также
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнеров

Загрузка...

Женщинам очень легко снимать стресс на кухне. Например, достала индюка или петуха, назвала его Петей или Ваней, отрезала все, что захотела — и медленно-медленно опустила в кипяток...

Версии