интернет-магазин

Полезно знать

"Вместо заказанных зимней куртки, свитера и настольной игры, в посылке я обнаружила… старые тряпки"

Иван РЫБАЛКО, «ФАКТЫ»

13.12.2016 7:15 3827

Размер текста: Абв  Абв  Абв  

Если на сайте интернет-магазина или на страничке продавца указаны только адрес электронной почты и номер мобильного телефона, то покупатель оказывается фактически беззащитным с точки зрения закона

Чем популярнее становятся покупки через Интернет, тем больше мошенников появляется в Сети. Жулики создают фейковые сайты по продаже дорогой электроники, выставляют на своих страницах-однодневках чужие фотографии детской одежды и игрушек, выманивают у порядочных, но доверчивых покупателей пин-коды банковских карточек…

При этом контролирующие органы признают, что потребители, покупающие товары и услуги в Интернете, совершенно не защищены. «ФАКТЫ» поинтересовались, какие жалобы обманутых покупателей даже не будут рассматриваться и как уберечься от обманщиков?

Светлана Кадышева из Киева часто покупает в Интернете детские вещи, но недавно попалась на удочку мошенницы.

— У меня двое детей — восьмилетний Денис и трехлетняя Даринка, — рассказала Светлана. — Если бы у меня было двое сынишек, младший мог бы что-то донашивать за старшим. А так приходится покупать одежду и для сына, и для дочки. Тем более что Даринка растет модницей. Я постоянно ищу на разных сайтах игрушки, одежду, обувь для детей, иногда покупаю и ношеные вещи, если они в хорошем состоянии.

Довольно долго подыскивала сыну зимнюю куртку. Он сильно вырос за лето, пришлось обновлять весь его гардероб. Удалось недорого купить импортный комбинезон, но хотелось найти еще «запасную» куртку, теплую и удобную, в которой можно было бы кататься с горки, выгуливать собаку. Такую вещь надо часто стирать, поэтому я искала ношеную и недорогую.

Именно такую куртку подходящего размера за 550 гривен предлагала Юлия из Харькова на сайте OLX. Меня подкупило то, что на страничке продавца было много детских товаров и хороших отзывов. Еще я подобрала свитер для Дарины за 80 гривен и детскую настольную игру за 120 гривен. Всего получилось покупок на 750 гривен. Я позвонила Юлии, и она согласилась выслать вещи наложенным платежом. Правда, попросила перечислить ей предоплату 50 гривен.

— Вы перечислили незнакомому человеку 50 гривен?

— Меня вполне устроили такие правила. Ведь бывает, что покупатели делают заказ, а потом не приходят на почту за посылкой. Тогда продавцу приходится самому оплачивать пересылку товара туда и обратно. Часто люди перестраховываются и просят предоплату, равную стоимости почтовой пересылки. Поэтому просьба Юлии меня не смутила. Я сделала предоплату и довольно быстро получила посылку на почте. Там же оплатила заказ полностью. В почтовом отделении была большая очередь, и я не стала сразу вскрывать коробку. А дома обнаружила, что вместо обещанной куртки, свитера и настольной игры мне прислали… старые тряпки.

Тут же позвонила Юлии, но ее телефон был отключен. Свою страничку на сайте она к тому времени уже удалила. А «моя» Юлия обнаружилась в «черном списке продавцов» (в Интернете есть много таких сообществ, которые постоянно обновляются). Оказывается, я была не первой ее жертвой. Несколько человек указали номер банковской карточки Юлии, на которую и я перечислила 750 гривен. Меня поразило, что эта мошенница до того обнаглела, что в течение нескольких месяцев не меняла банковскую карту! К тому же Юлия использовала фото вещей с чужих страничек в Интернете. Кстати, на ее странице была только одна фотография куртки. А когда в телефонном разговоре я попросила сфотографировать швы на рукавах, чтобы можно было понять, насколько куртка поношена, Юлия замялась и ловко перевела разговор на другую тему.

Кстати, фальшивыми оказались и положительные отзывы о Юлии как о продавце.

— После этого случая вы перестали делать покупки через Интернет?

— Нет. Ведь большинство продавцов все-таки работают честно. Но теперь, прежде чем сделать покупку в Интернете, я прошу продавца прислать дополнительные фотографии вещи, слежу, чтобы отзывы на его страничке были с интервалом в несколько дней, а не в две-три минуты. Иногда списываюсь с кем-то из покупателей, чтобы узнать, какие у него впечатления о продавце. Как правило, люди охотно откликаются. Если рекомендации хорошие, решаюсь на покупку. Но перед тем, как переводить деньги на карту продавца, не ленюсь и забиваю его фамилию, имя, отчество, а также номер карточки в интернет-поисковик — не числятся ли такие данные в «черных списках продавцов». Времени это занимает немного, а на душе спокойнее.

— Обращались в полицию по поводу мошенничества? — спрашиваю у Светланы Кадышевой.

— Не обращалась. Потому что не верю, что интернет-мошенников можно разыскать и наказать. Жалко тратить свое время и нервы на таких негодяев.

Если вы стали жертвой интернет-мошенников, первым делом напишите заявление в полицию, предоставьте копии переписки и платежных документов. Получите подтверждение от правоохранительных органов о том, что ваше заявление принято. Также подайте заявление в банк, обслуживающий карточку мошенника. Обычно банки не дают ответ на подобные жалобы, но у себя делают пометку о владельце данного счета. Вполне возможно, что при общении представителей банка с правоохранителями ваше заявление сыграет свою роль.

Помимо полиции, интернет-торговцев контролирует Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и прав потребителей (Госпродпотребслужба).

По словам исполняющей обязанности заместителя председателя Госпродпотребслужбы Лилии Стиренко, в Госпродпотребслужбу поступает большое количество жалоб, обращений и заявлений о нарушении прав потребителей, пользующихся услугами интернет-магазинов.

— Такие субъекты хозяйствования фактически функционируют вне юрисдикции законодательства о защите прав потребителей, пренебрегают основными требованиями по информированию потребителей, не указывают полное наименование и адрес местонахождения предприятия, — отметила Лилия Стиренко. — При этом они выступают непосредственными получателями значительных средств от потребителей за реализацию товаров или услуг.

Из-за того что невозможно установить личность продавца и его местонахождение (часто на сайте интернет-магазина указаны только адрес электронной почты и контактный номер мобильного телефона), покупатель оказывается фактически бесправным. Кроме того, человек не может ознакомиться с товаром, а ориентируется только на его изображение или словесное описание.

— Пользуясь таким положением вещей, продавцы часто не только реализуют некачественный или фальсифицированный товар, но и избегают ответственности, — подчеркнула Лилия Стиренко, добавив, что некоторые интернет-магазины реализуют нелегальную продукцию, которая попала на территорию Украины вне таможенного контроля. Это приводит к колоссальным потерям госбюджета. А поскольку контрабанда не имеет документов, подтверждающих ее качество, покупатель рискует приобрести откровенный суррогат или опасную для здоровья продукцию.

Из-за отсутствия детальной информации об интернет-магазинах (фактического адреса и названия предприятия) Госпродпотребслужба не может отреагировать на жалобы потребителей. Для осуществления плановой или внеплановой проверки надзорный орган издает приказ, содержащий наименование субъекта хозяйствования, относительно которого будет осуществляться надзор. На основании приказа оформляется удостоверение на проведение проверки, в котором тоже необходимо указать наименование субъекта хозяйствования либо его обособленного подразделения или фамилию, имя и отчество физического лица-предпринимателя, а также фактический адрес.

Лилия Стиренко заявила, что деятельность интернет-магазинов, в том числе информационных посредников, нуждается в срочном нормативном урегулировании. Это позволит предотвращать нарушения прав потребителей, выведет из тени значительный сегмент малого и среднего бизнеса, а также обеспечит поступление дополнительных средств в государственный бюджет.

Впрочем, уже были попытки заставить всех интернет-продавцов открыть реальные магазины с физическим адресом, чтобы контролирующие органы могли их разыскать в случае необходимости. Однако мелкие торговцы заявили, что это убьет их бизнес или приведет к удорожанию продукции. Какой тогда смысл продаж через Интернет? И как быть людям, изредка продающим новые вещи, которые по каким-то причинам не подошли, или ношеные одежду и обувь? У чиновников пока нет ответов на эти вопросы.

Как не стать жертвой мошенников при торговле через Интернет

  • Для любых покупок или продаж в Интернете лучше завести отдельную банковскую карту, на которой не хранить существенные суммы. Отключите на этой карте кредитный лимит и установите дневной лимит списания средств. Тогда, даже если вы допустите оплошность, мошенники не смогут воспользоваться вашими деньгами.
  • У добросовестного продавца на странице содержится максимум информации: заполнены графы о контактах, много разъяснительного текста к товару, большое количество фотографий. Обычно продавец фотографирует вещь в разных ракурсах, подписывает фото, делает коллажи. Мошенник не станет тратить на это время. Просите сделать дополнительные снимки и замеры вещи. Если этого товара у продавца нет, он не сможет выполнить просьбу.
  • Если, несмотря на хорошие отзывы о продавце, вас что-то смущает, не стесняйтесь написать человеку, который оставил отзыв, и спросить о реальных впечатлениях от сделки.
  • Обязательно созвонитесь с продавцом. Иногда разговор может развеять ваши подозрения или, наоборот, их укрепить.
  • Перед тем как пересылать свой товар покупателю, даже если вы получили фото чека из терминала о перечислении денег либо вам на телефон пришло sms-сообщение о зачислении средств, проверьте реальное состояние счета. Не давайте в объявлениях для контакта телефон, который привязан к вашей банковской карте. Тогда вам будет проще не растеряться и понять, что звонок из банка фальшивый.
  • Работники банка никогда не будут запрашивать дополнительные сведения, когда звонят вам сами. Если же у вас пытаются выведать пин-код, срок действия карты, CVV-код (трехзначное число на обратной стороне карты), разовые пароли безопасности, интересуются остатком средств на счете, будьте уверены: вы имеете дело с мошенниками.
  • Не выбрасывайте платежные документы. Дождитесь подтверждения получения денег. Документы вам пригодятся и в случае, если начнутся «выяснения отношений».
  • В Интернете есть «черные списки продавцов». Не поленитесь вбить номер банковской карты, телефон и имя человека в любой интернет-поисковик.
  • Если вас обманули, пишите заявление в полицию.

Читайте также
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнеров

Загрузка...

— Не знаю, что хуже — то, что муж написал: «Давай расстанемся», или то, что через две минуты прислал другую sms-ку: «Извини, это не тебе»?

Версии