ПОИСК
Культура та мистецтво

"Когда Римма Казакова прочитала в Харькове свое стихотворение "Вожди", разразился скандал"

8:30 9 лютого 2017
Известной поэтессе, автору слов популярных песен «Мадонна», «Ты меня любишь» исполнилось бы 85 лет

Римма Казакова была яркой фигурой в плеяде поэтов-шестидесятников. На ее счету десятки поэтических сборников: «В тайге не плачут», «Помню», «Набело», «Русло», «Там, где ты», «Страна любовь»… Особая же страница в ее творчестве — песни. Среди самых популярных — прозвучавшие в исполнении Александра Серова (на музыку Игоря Крутого) «Мадонна», «Ты меня любишь», «Музыка венчальная».

Исполняли песни на стихи Риммы Казаковой также Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Ирина Аллегрова, Маша Распутина…

Судьба отмерила Римме Федоровне 76 лет. О том, каким она была человеком, «ФАКТАМ» рассказала ее подруга, поэтесса, секретарь Союза писателей Москвы Татьяна Кузовлева.

— Татьяна Витальевна, как вы познакомились с Риммой Казаковой?

РЕКЛАМА

— Это произошло в начале 1960-х годов. Я, молодой поэт, выступала в большом зале Центрального дома литераторов. Представил меня Михаил Светлов. А после выступления подошла Римма и наговорила много хороших слов. Даже сказала, что напишет обо мне что-то. Слово она сдержала. Римма была старше меня на семь с половиной лет. Я человек не трибунный, не эстрадный, а ей, напротив, нравилось быть в центре внимания. Любой зал через несколько минут после того, как она появлялась на сцене, оказывался ею завоеванным. Ее узнавали на улицах, в метро, магазинах… С поэтессами отношения складывались сложно — она любила лидерство. Не случайно один из лучших критиков-шестидесятников Евгений Сидоров назвал ее «Евтушенко в юбке». В Москву приехала с Дальнего Востока. У нее никогда не было литературных нянек. Всего добивалась сама. Из всех коллег по человеческим качествам выделяла Роберта Рождественского. С ним часто советовалась, многим делилась.

*Татьяна Кузовлева: «У Риммы никогда не было литературных нянек. Она всего добивалась сама»

РЕКЛАМА

— Как Римма Казакова обычно отмечала свои дни рождения?

— Иногда праздновала в Доме литераторов, но чаще — дома. Запомнился день рождения Риммы, когда она получила свою первую большую квартиру от Союза писателей СССР. Одновременно отмечалось и новоселье. В квартире еще не было стола. Вместо него приспособили две снятые с петель двери. Гостей было много. Римма любила петь. К слову, в юности она хорошо играла на аккордеоне.

РЕКЛАМА

— Готовила вкусно?

— Замечательно! Она переводила на русский язык лирику многих узбекских поэтов, поэтому часто бывала в Ташкенте и там научилась готовить настоящий узбекский плов. Получался он у нее — пальчики оближешь. А бабушка в Севастополе, где Римма родилась, научила ее варить козинаки.

— Какие подарки любила получать ваша подруга?

— Ей больше нравилось самой дарить. Когда ездила в санаторий, одаривала шарфиками всех — от докторов до горничной и буфетчицы. Легко раздавала свои вещи случайно зашедшим в гости приятельницам: кофточки, платья, босоножки… Это доставляло ей радость. Как-то купила себе норковую шубу, которая была ей чуть узковата. «Римма, зачем? — удивилась я. — Возьми побольше размером. Эту ведь все равно кому-то отдашь…» Она ответила: «Нет. Надо худеть! Похудею». А через год подарила шубку приятельнице. Но никогда не жалела о том, что отдавала. Когда я открыла Риммин шкаф, чтобы одеть ее в последний путь, он оказался практически пустым.

— А какой подарок подруги вам особенно запомнился?

— Как-то из Латинской Америки Римма привезла мне кольцо с топазом цвета крепко заваренного чая. Она знала, что этот камень соответствует моему знаку зодиака. Я — Скорпион. Очень долго я его носила. А недавно отдала это кольцо дочери. Она тоже была знакома с Риммой.

— Сама Римма Казакова любила украшения носить?

— Да, особенно серьги. Она была женственна, но характер имела сильный, мужской. После развода с первым мужем (известным публицистом Георгием Радовым, который был значительно старше ее) Римма какое-то время была одна. Как-то к ней решил посвататься писатель-фронтовик, в прошлом военный летчик, Герой Советского Союза, жена которого погибла в авиакатастрофе. Он попросил моего мужа, поэта Владимира Савельева, и меня составить ему компанию для ужина с Риммой, но при этом ей о его намерениях не говорить. И вот сели за стол. Примерно в середине трапезы после нескольких тостов Римма энергично пододвинула Героя Советского Союза вместе со стулом вплотную к себе и что-то горячо зашептала ему на ухо, загородясь от нас ладошкой. После ужина бывший летчик с огорчением сказал Володе: «Извини, старик, но когда женщина двигает меня к себе вместе со стулом, во мне мужчина умирает… Хорошо, что я не успел ей ничего сказать».

— Энергичная женщина была.

— Очень. Она-то и на свет появилась стремительно, под револьверный выстрел. В белорусском гарнизоне две молодые офицерские жены, совсем еще девчонки, болтали о чем-то своем в отсутствие мужей. Одна из них — Риммина мама — была на сносях. Неожиданно она увидела под подушкой оставленный мужем револьвер. Подруги решили, что он не заряжен. Гостья шутливо поднесла револьвер сначала к своему виску, потом рассмеялась и так же в шутку направила ствол на беременную подругу. Случайно задела указательным пальцем спусковой крючок. Раздался выстрел, со стены посыпалась побелка. Пуля прошла совсем близко от лица беременной, опалив ей кудри у виска. Начались схватки. Так на свет появилась Римма. Наверное, не случайно характер у нее был взрывной. Привыкшая сама защищать себя, не раз давала обидчикам пощечины. Однажды звонкую оплеуху отвесила на центральной улице Хабаровска секретарю крайкома комсомола, который сказал что-то нелицеприятное в ее адрес. Римме было года 22, она только закончила Ленинградский университет… Был и такой случай. Как-то мы отмечали в Центральном доме литераторов Новый год. Когда Римма проходила мимо одного столика, где сидели поэты, вдруг услышала, что один из них, лауреат Государственной премии, бросил ей вслед что-то нелицеприятное. Она моментально развернулась и на виду у всех присутствующих дала ему звучную пощечину. В то время Римма была уже секретарем правления Союза писателей СССР.

— У нее было два официальных брака?

— Да, второй муж — Валерий Заев, челюстно-лицевой хирург и стоматолог. Римма была старше его. Познакомились, когда она пришла к нему лечить зубы. Но, увы, семья у них не сложилась. Единственный сын Егор, родившийся в браке с Георгием Радовым, пережил ее на девять месяцев. Это трагическая история. Он окончил Литературный институт имени Горького и выпустил более десяти романов. А когда ему было 46 лет, отправился на Гоа с дочерью и там неожиданно умер.

— Верила ли ваша подруга в судьбу?

— Все ей давалось в жизни нелегким трудом. А верила ли? В последние годы у нее появилось стихотворение «Бог за ниточку ведет». Видимо, все-таки верила. Помню, как в 1990-е годы многие писатели и поэты один за другим получали премии, а о ней даже никто не вспоминал. Ее это, конечно, расстраивало. И вдруг в 1998 году один из крупных московских банков выделил деньги на премию Союза писателей Москвы с условием, что вся сумма — 10 тысяч долларов — будет вручена Римме Казаковой. Крутые деньги! Римма была счастлива. Вообще, деньги приносили ей не стихи, а песни, которые она начала писать в начале 1980-х. Как-то мы ехали в такси, и она рассуждала: «Поэты-песенники — особая каста: они гребут деньги лопатой, поэтому в их ряды не пробиться. Но я пробьюсь». Я в этом не сомневалась, помня ее давние строки, обращенные к дальневосточному летчику, в которого она была влюблена и с которым одно время встречалась: «Поудивляйся: „Пробивная баба!“ О, я пробьюсь! До самого Генштаба! Но ты прощай. Прощай, мой лейтенант!»

И пробилась. За одну песню «Ненаглядный мой» на музыку Александры Пахмутовой она долгое время получала от агентства по авторским правам ежемесячно по 400 «гонорарных» рублей. На эти деньги можно было жить припеваючи. Для сравнения: оклад министра в ту пору составлял 500 рублей.

— Каким человеком Римма Федоровна была в быту?

— Она жила в хорошей, уютной двухкомнатной квартире. Чаще всего гости собирались на кухне. Дома одевалась очень просто. Предпочитала блузки без рукавов. Всегда следила за собой. Ни разу не вышла из дому, не приведя в порядок лицо и прическу.

— За границей часто бывала?

— Поездок за рубеж столько было, что не перечислить. Много ездила и по Союзу. Любила бывать в Киеве. Приезжала в столицу Украины к подруге юности и, конечно, не раз выступала. Когда Римма прочитала в Харькове свое стихотворение «Вожди», разразился скандал.

Смогли без бога — сможем без вождя.
Вожди, вожди! Народец ненадежный.
Гадай: какая там опять под хвост вожжа,
куда опять натягивают вожжи…
Послушные — хоть веники вяжи —
шли за вождем, как за козлом овечки.
Пещерный век, анахронизм, вожди!
Последней веры оплывают свечки.
Лупите, полновесные дожди,
чтоб и в помине этого не стало!

Аминь, вожди! На пенсию, вожди!
Да здравствует народ! Да сгинет стадо!
Я, может, и не так еще живу,
но верю в совесть. По ее закону
я больше лба себе не расшибу

ни об одну державную икону.

— И это в годы застоя! Смело.

— КГБ и ЦК компартии Украины тут же отреагировали, направив письма в КГБ СССР и в ЦК КПСС. В одном из них, датированном 13 мая 1969 года, говорилось:

«В последнее время в республику на гастроли приезжают отдельные представители творческой интеллигенции, исполняющие в концертном исполнении произведения, имеющие ущербную тенденциозную направленность и идейную нечеткость. Так, в апреле сего года в Харькове выступали московские поэтессы Римма Казакова и Инна Кашежева с чтением своих стихов, в том числе и идейно порочных. С 29 марта по 1 апреля сего года в Харькове гастролировал народный артист СССР Райкин А. И., в концертах которого литератор Михаил Званицкий (речь идет о Михаиле Жванецком. — Прим. Татьяны Кузовлевой.) и другие исполняли ряд интермедий, искажающих нашу действительность.

Выступления концертной группы А. Райкина, Р. Казаковой, И. Кашежевой не могли не вызвать отрицательной реакции среди слушателей. Присутствовавшие на концертах А. Райкина говорили о тягостном впечатлении, которое они оставляют, высказывали удивление тенденциозно-злопыхательским характером отдельных номеров программы, оскорбляющих достоинство советских людей. Стихотворения Р. Казаковой и И. Кашежевой, исполнявшиеся перед молодежной аудиторией, проникнуты чувством неверия, разочарования. Сложные периоды нашей истории освещены в них крайне односторонне. В отдельных стихотворениях утверждаются идеи космополитизма. Считаем, что Министерству культуры СССР, Союзу писателей и другим творческим организациям необходимо усилить контроль за репертуаром, предназначенным для исполнения перед широкой аудиторией».

В Москве Римму, конечно, вызвали в Союз писателей на ковер. Но что удивительно, никаких наказаний не последовало. По-моему, она даже заинтересовала своей необузданностью определенные инстанции. Иначе как объяснить, что вскоре ее неожиданно назначили секретарем правления Союза писателей СССР… по пропаганде. Возможно, чтобы прибрать ее к рукам, погасить непредсказуемость. Но на Римму это не подействовало. Она никогда себе не изменяла, всегда говорила то, что думает.

— От чего умерла Римма Федоровна?

— На отдыхе в подмосковном санатории у нее, видимо, оторвался тромб. Мы говорили с ней по телефону за день до случившегося. Римма сказала, что у нее гости, но на следующей неделе собирается в Москву. Напоследок хихикнула: «Я, кажется, опять влюбилась. В одного врача…» А на следующее утро ее не стало. Она ушла из жизни так же стремительно, как родилась и жила.

Фото в заголовке из личного архива Татьяны Кузовлевой

2407

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів