Полугодовая аудитория газеты «ФАКТЫ» является самой массовой в Украине — 1 миллион 716 тысяч человек (данные MMI Украина)
купюра 100 гривень

Как это было

"300 миллионов гривен, напечатанных в Берлине, так и не смогли доставить в Украину"

Игорь ОСИПЧУК, «ФАКТЫ»

31.03.2017

Размер текста: Абв  Абв  Абв  

Специалисты рассказали «ФАКТАМ», как во время Украинской революции 1917—1921 годов создавались атрибуты государственности

— Если вы внимательно рассмотрите знаменитую картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», заметите, что в левой части полотна Илья Репин изобразил свернутый сине-желтый флаг, — говорит один из ведущих в стране специалистов по геральдике заслуженный художник Украины Олекса Руденко. — Сохранилась переписка Репина с учеными-историками, которые единодушно соглашались, что такие знамена были в ходу у казаков наряду с малиновыми. Этот пример наглядно иллюстрирует, почему после провозглашения Украинской Народной Республики у ее лидеров не вызывало сомнений, что государственный флаг будет сине-желтым. А вот по поводу герба единого мнения не было.

«Трезубец — один из древнейших символов человечества»

— Председатель Украинской Центральной Рады Михаил Грушевский разработал проект герба, в котором хотя и присутствовал трезубец, но основным символом являлся золотой плуг, — продолжает Олекса Руденко. — Среди предлагавшихся вариантов также были изображение 30 золотых звезд на синем фоне (столько земель было в УНР), казака с мушкетом, архангела Михаила, семи звезд — по количеству букв в слове «Украина», золотой литеры «У», аббревиатуры «УNР»… И все же выбор пал на знак великого князя киевского Владимира Крестителя — трезубец.

— Кто создал герб УНР?

— Известный киевский художник и архитектор Василий Кричевский — он автор большого и малого гербов, а также государственных печатей УНР. Правда, ему затем пришлось выслушивать немало замечаний за незнание правил геральдики. Одним из самых активных критиков Кричевского был неимоверно талантливый художник-график Георгий Нарбут.

В апреле 1918 года гетман Скоропадский упразднил УНР и провозгласил Украинскую Державу. Ее герб разработал Нарбут. На синем щите он изобразил казака с мушкетом в золотом одеянии. Щит обрамляет геральдическое украшение — намет — в виде растительного орнамента в стиле украинского барокко. Над щитом — золотой трезубец.

— Это правда, что знак князя Владимира — трезубец — является символическим изображением сокола?

— Убедительных подтверждений такой версии нет. Трезубец — один из древнейших символов человечества, который использовался в различных уголках земли задолго до возникновения Киевской Руси. Но именно на наших землях он получил связь с княжеской властью, а затем и с самой идеей государственности.

У каждого киевского князя был свой знак. Скажем, у отца Владимира Святослава — двузубец. У Ярослава Мудрого — трезубец, центральная ветвь которого увенчана крестом.

— У запорожских казаков были в ходу сине-желтые знамена. А в Западной Украине сочетание этих цветов тоже являлось частью национальной символики?

— Да. Это наглядно было продемонстрировано во время «Весны народов» — революции 1848 —1849 годов, охватившей несколько стран Европы. Тогда в Австро-Венгерской империи венгры попытались завоевать независимость. В этой ситуации украинцы Галичины и Буковины стали на сторону центрального правительства, организовали отряды самообороны, бойцы которых носили на одежде сине-желтые ленты. Традиция использовать эти цвета в качестве национальных возникла в Западной Украине еще во времена Киевской Руси благодаря тому, что гербом выдающегося государственного деятеля князя Данилы Галицкого (1201—1264) был золотой лев на синем фоне.

Запорожские казаки использовали знамена различных цветов: малиновые, бело-красные, сине-желтые… Почему у них были в ходу сине-желтые флаги, науке не известно. О чем можно говорить уверенно, так это о том, что сочетание этих двух цветов издревле было очень популярно на украинских землях.

— Приходилось читать, что Центральная Рада якобы утвердила в 1918 году решение, согласно которому на флаге УНР верхняя полоса желтая, нижняя — синяя. А пришедший затем к власти гетман Скоропадский «перевернул» стяг.

— Ни гетманская, ни какая-либо иная власть такого решения не принимала. Те, кто популяризирует озвученную вами легенду, ссылаются на снимки времен Украинской Революции. Тогда еще не было цветной фотографии, но на черно-белых видно: на украинских флагах верхняя полоса светлее, чем нижняя. Казалось бы: вот оно, неоспоримое доказательство, что желтый цвет выше. Ан нет. На самом деле, при фотографировании с помощью черно-белых фотопластин (именно их использовали в те времена) синий цвет кажется светлее, чем желтый.

Почти на всех дошедших до наших дней флагах времен Украинской Революции синяя полоса сверху. Одно из таких знамен — стяг Третьей железной стрелковой дивизии армии УНР — хранится в Национальном военно-историческом музее (находится в киевском Доме офицеров). Это знамя сохранил патриарх Украинской православной церкви Мстислав Скрипник. В молодости он был бойцом армии УНР. Патриарх умер в 1993 году.


*Олекса Руденко: «Это реконструкция мундира сотника шестой стрелковой дивизии армии УНР полковника Марка Безручко»

Кстати, первыми в ХХ веке сине-желтую символику стали использовать военные — бойцы легиона Украинских сечевых стрельцов, который был создан в составе Австро-Венгерской армии в начале Первой мировой войны в августе 1914 года. Они носили стандартную австро-венгерскую униформу, но на кепи цепляли «чички» (это слово из гуцульского диалекта, означает «украшение») из синей и желтой лент.

«Первые деньги УНР в народе прозвали «яичница»

— В 1917 году Украинская Центральная Рада объявила конкурс на лучший эскиз денег УНР, которые тогда решили назвать карбованцами (в 1918 году им на смену пришли гривни), — вступает в разговор ведущий научный сотрудник сектора нумизматики Национального музея истории Украины кандидат исторических наук Андрей Бойко-Гагарин (на фото). — Конкурсная комиссия рассмотрела порядка 300 эскизов, предпочтение отдала работе Георгия Нарбута.

Вначале выпустили купюру лишь одного номинала — 100 карбованцев. В народе ее прозвали «яичница» — за то, что по цвету напоминала желток.


Надписи на этих деньгах сделаны на языках четырех наиболее многочисленных народов страны: украинском, русском, польском и идише. У молодого государства практически не было золотого запаса, поэтому на банкнотах указывалось, что они обеспечиваются всем имуществом, которым УНР располагала: лесами, недрами и прибылью от монополий. Наряду с карбованцами было официально разрешено хождение других валют без каких-либо ограничений, в том числе рублей Временного правительства.

— Где были отпечатаны карбованцы?

— В Киеве в типографии потомственного печатника Василия Кульженко. Он был патриотом Украины, и это стало ключевым аргументом в выборе его предприятия. Дело в том, что в Киеве тогда было немало людей, не поддерживавших идею независимости. От них можно было ожидать провокаций. Поэтому выпуск первых украинских денег доверили человеку, в надежности которого не возникало ни малейших сомнений.

Типография Кульженко, как, вероятно, и другие такого рода предприятия Киева, не имела возможности печатать банкноты или иные ценные бумаги с высокой степенью защиты от подделок. Не удивительно, что за короткое время в денежный оборот попало большое количество фальшивок. Даже пришлось издать инструкцию для населения с рекомендациями, как их распознать. Когда фальшивки оказывались в банках, специалисты без труда их выявляли и ставили печать, гласившую, что купюра ненастоящая.

— Удалось наладить выпуск денег, надежно защищенных от подделки?

— Заказ на изготовление дензнаков с высокой степенью защиты разместили в Берлине. Первая партия отпечатанных там банкнот (это были уже не карбованцы, а гривни) поступила в Украину в августе 1918 года. Везти ценный груз наземным транспортом через охваченные войной территории казалось небезопасно. Поэтому решили нанять пять больших самолетов немецкой компании, переоборудованных из бомбардировщиков. К сожалению, и воздушный мост оказался не очень-то надежным. Крылатым машинам тех времен было не под силу без промежуточных посадок перелететь из Германии в Украину. Во время дозаправки в Вене на борту одного из самолетов обнаружили нелегального пассажира. «Зайца» задержали, а груз — партию новеньких гривен — конфисковали. Другой самолет не дотянул до речки Днестр (по ней тогда проходила украино-румынская граница) каких-то десяти километров, совершил вынужденную посадку. Он вез 300 миллионов гривен. Деньги попали в руки румынских властей, Украине они их не отдали. Куда делись эти миллионы, до сих пор не известно.

В обороте тогда критически не доставало мелких денег. Царскими серебряными монетами население старалось не расплачиваться — держало на их черный день, ведь они сделаны из драгметалла. Собственные монеты — шаги — украинские власти не чеканили. Выход был найден в том, что шаги изготавливались в виде почтовых марок, на обратной стороне которых указывалось: «Ходить на рівні із дзвінкою монетою». Их, конечно же, тоже начали подделывать. Однако фальшивки было несложно распознать — злоумышленникам не удавалось хорошо имитировать зубцы. Коллекцию таких фальшивок — порядка 20 различных образцов — собрал Георгий Нарбут. Ему как автору эскизов целой серии украинских марок это было интересно.

— На одной из них Нарбут изобразил символ молодого украинского государства — девушку в венке, — продолжает Олекса Руденко. — Она нарисована в профиль — как и Дева Марианна, символ Франции.


*Георгий Нарбут

Нарбут был одним из самых ярких представителей целой плеяды художников, писателей, поэтов, музыкантов, создававших в те годы новое украинское искусство. Он разработал узнаваемый во всем мире и широко используемый поныне стиль украинской графики, получивший название «нарбутовский». Художник родился в родовом имении Нарбутовка на Черниговщине, окончил гимназию в Глухове. Был влюблен в искусство украинского барокко, возникновение и расцвет которого приходится на XVII—XVIII вв.ека. Свой авторский графический стиль он создал на основе лучших барочных образцов и шрифтов старинных книг.

Одиннадцать лет (с 1906 по 1917 год) Георгий Нарбут учился и работал в Санкт-Петербурге. Прослыл там оригиналом: одевался по моде столетней давности (а-ля Евгений Онегин), изъяснялся так, как было принято во времена Пушкина. Входил в новаторское творческое объединение «Мир искусства», подружился с очень модным петербургским художником Иваном Билибиным и даже поселился у того на квартире. Нарбут стал главным художником журнала «Гербовед», иллюстрировал детские книги для крупного петербургского издательства «Кнебель».

После переезда в Киев в 1917 году стал одним из основателей Академии художеств, возглавлял в ней отделение графики. Участвовал в разработке мундиров Украинской армии, государственной символики, банкнот, почтовых марок и открыток, создал великолепно иллюстрированную «Українську азбуку».

— Когда большевики оккупировали Украину, Нарбуту пришлось эмигрировать за рубеж?

— Нет, он остался в Киеве. К сожалению, его жизнь оборвалась в 1920 году в возрасте 34 лет — умер от тифа. Художник завещал похоронить себя в украинском жупане с серебряными пуговицами. Его дело продолжил сын Даниил.


*Эти и другие денежные знаки Георгий Нарбут выполнил в своем авторском стиле, который выработал на основе лучших образцов искусства украинского барокко и шрифтов старинных книг

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter

Читайте также
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнеров

Загрузка...

— Вышла из бани и понеслась: крем для лица, крем для рук, крем для ног, крем для тела... Вопрос сына меня убил наповал: «Мама, а ты вообще зачем мылась?»...

Версии