Клуб потребителей Поживем - увидим

Введение Евро-6 в Украине могут отложить на два года

7:00 13 апреля 2017   2384
евро-6
Максим ЗАДОРОЖНЫЙ, специально для «ФАКТОВ»

Новый стандарт — высокая планка даже для Европы, считают авторы законопроекта. В Украине же его внедрение фактически ограничит импорт подержанных авто

Не успели отечественные автомобилисты свыкнуться с недавним введением в действие экологического стандарта Евро-5, как на горизонте забрезжило еще более жесткое ограничение. Вступление в силу стандарта Евро-6 может негативно сказаться на автомобильном рынке Украины, особенно на вторичном. Впрочем, появилась надежда, что «армагеддон» удастся пережить — в Верховной Раде находится законопроект, предусматривающий отсрочку введения нового стандарта.

Приведение украинского законодательства в соответствие с европейским у нас обычно связывают с требованиями, выдвигаемыми Евросоюзом в рамках подписанного Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС. Чаще всего их выполнение полезно для нас. Так, введение в нашей стране экологических требований к транспортным средствам, которые наносят избыточный вред окружающей среде, мы взяли на себя добровольно. Напомним, что в 2012 году Верховная Рада приняла закон № 5177−17, в котором как раз и прописан график введения в Украине экостандартов для автотранспортных средств. Стандарт Евро-3 вступил в силу с 1 января 2013 года, Евро-4 — с 1 января 2014 года, Евро-5 — с 1 января 2016 года, а Евро-6 планируется запустить с 1 января 2018 года.

Однако в самой Европе нормы менялись не так быстро. Евро-3 начал действовать с 1999 года, Евро-4 — с 2005-го, Евро-5 — с 2009-го, а Евро-6 — только в сентябре 2015 года. То есть промежутки между внедрением очередного стандарта в Евросоюзе составляли в среднем около пяти лет.

Введение Евро-6 в Украине сейчас, мягко говоря, не ко времени. Во-первых, львиная доля реализуемого у нас топлива не соответствует требованиям столь строгого экологического стандарта, а во-вторых, эта планка высока даже для Европы. Как сообщил народный депутат Украины Роберт Горват, по данным Ассоциации европейских производителей автомобилей (АСЕА), средний возраст машин в Европе составляет 9,7 года. Принимая во внимание эту информацию, можно сделать вывод, что автомобиль среднестатистического европейца соответствует экологическому стандарту Евро-4.

В то же время средний возраст транспортных средств в Украине составляет около 21 года. То есть автомобиль нашего среднестатистического соотечественника фактически соответствует экологическому стандарту Евро-0.

Из-за девальвации национальной валюты и значительного сокращения реальных доходов и покупательной способности украинцев продажи транспортных средств в нашей стране снизились в несколько раз. В 2015 году было продано только 80 тысяч автомобилей, в том числе новых — всего 46,5 тысячи. С 2016 года количество купленных машин стало постепенно увеличиваться, но тенденция может измениться с введением Евро-6.

Прогнозируется, что продажи новых автомобилей резко сократятся, ведь модели, созданные по самым современным технологиям, дороже своих предшественников. К тому же импортеры уже не смогут завозить в Украину более доступные по цене авто, соответствующие требованиям Евро-5. Жесткий экостандарт фактически ограничит и ввоз подержанных автомобилей. Ведь транспортные средства, соответствующие Евро-6, выпускаются только с 2015 года. Таким образом, в Украину будет разрешено ввозить машины, возраст которых не превышает трех лет! Более старые авто наши соотечественники смогут приобретать только на внутреннем рынке. В итоге снизятся поступления в госбюджет от налогов с автомобильного рынка.

Учитывая негативные последствия от введения жестких экологических норм, народный депутат Роберт Горват подготовил законопроект № 5624, предусматривающий отсрочку вступления в силу стандарта Евро-6 до 2020 года. По мнению парламентария, это позволит автомобильному рынку и производству адаптироваться к поэтапному внедрению в Украине требований экологической безопасности. А сохранение импорта автомобилей с пробегом обеспечит стабильные налоговые поступления в госбюджет на уровне трех миллиардов гривен в год. «Это очередной шаг на пути формирования цивилизованного рынка авто в Украине», — считает народный избранник, законопроект которого получил одобрение Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, предложившего принять документ за основу и в целом.

Интересно, что на депутатский запрос к вице-премьер-министру по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины и на депутатское обращение в Комитет Верховной Рады по вопросам евроинтеграции были получены ответы, что у нас нет каких-либо определенных норм по темпам введения в Украине международных экологических стандартов, относящихся к транспортным средствам. То есть в рамках Соглашения об ассоциации Украина не давала обязательств по четким срокам приведения национального законодательства в соответствие с требованиями Евросоюза, связанными с выполнением стандарта Евро-6.

А значит, как мы и предполагали, введение в Украине экологических стандартов для импортируемых транспортных средств — не обязательное требование Евросоюза, а всего лишь добровольная инициатива наших народных избранников, как обычно, возложивших непосильную ношу на плечи соотечественников. Захочет ли Верховная Рада в этот раз пойти навстречу согражданам и отсрочить введение излишне жесткой экологической нормы, покажет время. Мы же будем внимательно следить за судьбой этой законодательной инициативы.

Читайте также
Новости партнеров

Мама маленького мальчика так громко крикнула на всю улицу: «Брось каку!», что четыре мужика, оглядываясь, выбросили сигареты, а пятый шарахнулся от жены...