Полугодовая аудитория газеты «ФАКТЫ» является самой массовой в Украине — 1 миллион 716 тысяч человек (данные MMI Украина)
Медовый Спас

Из глубины веков

После Успения разрешалось засылать сватов и устраивать свадьбы

Татьяна САГУЛА, Анна ВЫСОЦКАЯ «ФАКТЫ»

11.08.2017

Размер текста: Абв  Абв  Абв  

14 августа начинается один из самых строгих постов в году — Успенский

В народном календаре главными праздниками августа являются три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый. Первый из них православные и грекокатолики отметят в понедельник, 14 августа. Медовый, или Маковея, — так называют в народе церковный праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. С этого торжества начинается один из самых строгих постов в году — Успенский, который закончится через две недели, 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы.

Наши предки называли этот пост продолжением Великого. Существовала легенда, что когда-то Господь заповедовал людям говеть перед Пасхой не семь недель, а девять. Но святые отцы упросили Всевышнего, чтобы он укоротил испытание. Якобы тогда-то две недели Великого поста и были перенесены на конец августа и превратились в Успенский пост. Несмотря на суровость, летние посты никогда не огорчали наших предков, которые считали, что это время дано для очищения души молитвой и усмирения плоти фруктово-овощным блюдами. Даже название у Успенского поста было нежное — «Спасiвка-ласiвка».

Люди просили у Бога дождей, которые подготовят землю к посеву озимых

В старину Медовый Спас был любимым праздником девушек. Собираясь утром в церковь, они надевали лучшие вышиванки и вплетали в косы новые ленты. Из чабреца, полыни, мяты, головок мака и цветов девчата составляли особые букеты — маковiйчики. Цветы и мак освящали, щоб цiлий рiк господарство квiтло.

Матери, чьи сыновья в это время были на войне, несли такие букеты к родовому дубу (когда-то дубы сажали в честь рождения мальчика), привязывали к веткам красной нитью и говорили: «На тобі, дубе, за те, що мені любе, аби його куля не взяла, аби силу мав твою і твою міць. Даю тобі, а ти дай моїй дитині».

Глава семьи также отправлялся в церковь на праздничную службу. В честь первого Спаса он нарезал медовые соты и выкладывал их на большое блюдо. В старину считалось, что после Маковея пчелы мед уже не делают. С окончанием литургии мужчины просили батюшку освятить мед. Часть лакомства оставляли в храме. Также угощали сирот, вдов и убогих. Считалось, что, если бедняк съест в праздник хоть ложку меда, в следующем году его жизнь начнет налаживаться и в кармане появятся деньги.

После освящения букетов и меда люди шли крестным ходом, чтобы окропить колодцы. В обрядах наших предков первый Спас — праздник, связанный еще и с водой. Его даже называли мокрым или водяным. В это время люди молились и просили у Бога дождей, которые подготовят землю к посеву озимых. Святой водой окропляли вспаханную для этого ниву. Верили, что на Медовый Спас вода приобретает чудодейственную силу: «Вода цього дня стає цілющою». Поэтому купались целыми семьями, а также загоняли в воду домашний скот — последний раз в этом году. Девушки после купания вплетали в волосы освященные в церкви цветы.

Хозяева, ожидавшие на своем подворье участников крестного хода, украшали колодец цветами и ставили возле него два стола. На одном были хлеб, соль и зажженная свеча. Это дары людям. На другом — кувшин с водой и миска с коливом из пшеницы нового урожая, щоб пом’янути померлих. А еще на Маковея хорошо было обозначить место, где будут копать новый колодец: «Сам Господь водичку на добру споживу благословить».

Освятив воду, люди садились за праздничный стол. Поскольку это был первый день Успенского поста, трапеза на Маковея была довольно скромной: без мясных, рыбных и молочных блюд. А горячительных напитков даже пробовать не разрешалось. В меню были в основном фрукты и овощи. Хозяйки готовили вареники с капустой, картошкой и грибами, тушили фасоль с луком, жарили деруны и блинчики. В западных областях Украины в пост на стол подавали блюда с добавлением кукурузной муки и крупы. Но главным традиционным лакомством были шулики. Готовили их так: пекли пресные коржи, ломали их на небольшие кусочки и поливали медом с перетертым маком. Это праздничное блюдо упоминается в «Энеиде» Ивана Котляревского:

«На закуску куліш і кашу,
Лемішку, зубці, путрю,
квашу І з маком медовий шулик».

На первый Спас запасались лекарственными травами. Считалось, что в этот праздник растения приобретают магические силы. С языческих времен сохранилось поверье: если на Маковея обратиться к цветам и травам с просьбой, то все желания исполнятся. Только просить должен человек с чистой душой.

Чтобы сделать своих детей сильными и здоровыми, мамы плели для малышей особые веночки из чабреца, льна, календулы. Каждый цветок играл роль оберега, который женщина вплетала со словами: «Рости, льоне, вище, по колiна, щоб нi в кого з нас голова не болiла. Бiлися бiло, щоб хустками твоїми нашiй (имя дочери) весiльну голову покрило». А освященный мак матери насыпали в первую купель младенца: девочке — чтобы в будущем вышла замуж за хорошего человека, а мальчику — чтобы, став хозяином, всегда имел достаток в семье.

Особым лакомством считались яблоки, запеченные с медом

После Маковея православные и грекокатолики встречают Второй Спас — Яблочный, или Великий (19 августа). Это один из двенадцати самых больших праздников в году — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Устав позволяет в этот день употреблять рыбные блюда.

Перед праздником хозяйки старались приготовить побольше вкусных угощений. Варили постный борщ, тушили овощи, жарили рыбу, пекли пироги с яблоками и сливами, а также делали особые яблочные галушки, вареники с фруктовой начинкой, бабки, узвар и яблочный или грушевый кисель. Особым лакомством считались печеные яблоки. Верх плода с хвостиком отрезали, вынимали середину, вливали туда мед и запекали яблоки в печи. Ну, а чтобы домочадцы могли в жару утолить жажду холодным напитком, в погреб заранее опускали бутыли с яблочным квасом.

Пока женщины хлопотали на кухне, хозяин с сыновьями по старинному обычаю отливал из воска свечи, которых должно было хватить на все церковные праздники грядущего года: Рождество, Крещение, Пасху… Кроме того, эти свечи считались оберегами от всяких житейских невзгод. Делали также свечи, которые раздавали беднякам, сиротам, вдовам. Хозяйка дома присоединялась к мужчинам, чтобы отлить специальные свечи: родильнi (их полагалось зажигать при родах), а также хрестильнi и весiльнi. Но главной свечой, конечно, считалась трiйця. Люди верили, что три соединенные свечи, символизирующие Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого, уберегут род от всех бед. Специально для трiйцi изготовляли красивый деревянный или глиняный подсвечник.

Великий Спас считался еще и праздником урожая, а потому утром в церковь на освящение несли не только яблоки, груши и виноград. В корзины клали также початки кукурузы, огурцы, помидоры и даже картофель.

Кстати, в старину верующие люди не ели яблок до Спаса. Особенно строго придерживались этой традиции женщины, у которых умерли в младенчестве дети. Впрочем, в прежние времена у нас не было такого разнообразия ранних сортов яблок. Теперь яблоки и груши нового урожая появляются на рынках уже в конце июня.

Большим грехом считалось забыть в праздничный день о душах покойных родственников. После службы полагалось сходить на кладбище и справить поминки: помолиться, раздать нуждающимся освященные фрукты. «На другий Спас и жебрак яблучко з’їсть», — говорили люди.

Обед на Преображение устраивался в саду. Туда приносили стол, в центре ставили большую миску с освященными фруктами. С яблок, груш, винограда и начинали трапезу, запивая их вином и приговаривая: «Щоб садовина родила!» Затем переходили к борщу, рыбе и вареникам. Кстати, если во время обеда начинался дождь, люди не расстраивались, поскольку он предвещал богатый урожай следующим летом.

Именно после Спаса начинали заготавливать яблоки и груши на зиму. Традиционно на деревьях оставляли несколько плодов для птиц, поскольку считалось, что «Бог родить не тiльки для людей, а й на пташину долю i на всякоє диханiє». Селяне верили: если сорвут все яблочки до единого, то «Бог покарає i наступного року нiчого не вродить».

По народному календарю, второй Спас знаменует окончание лета: «Зі Спаса-Преображення погода преображається», «Прийшов Спас — пiшло лiто вiд нас». Даже самая сильная жара с этого дня спадала. Наши предки заметили: после 19 августа приходят первые холода. А значит, пора настраиваться на осень и приближающуюся зиму: «Минув Спас — тримай кожух про запас».

С третьего Спаса люди, закончив работы в поле, переходили к делам торговым

Пост закончится 28 августа, на Успение Пресвятой Богородицы. Праздник называют еще первой Пречистой. Устраивать в этот день шумные гулянья с песнями, танцами и играми не полагалось. Люди воздерживались даже от громких разговоров.

Согласно традиции после Успения селяне заносили в дом последний из оставшихся на ниве снопов пшеницы и венки из колосьев. Делалось это для того, чтобы отдать дань уважения покровителям урожая и попросить их позаботиться о благополучии семьи в следующем году.

Кстати, до Рождества наши предки отмечали три больших Богородичных праздника. О них говорили так: «Перша Пречиста жито засіває, друга — дощем поливає, а третя — снігом покриває».

С началом самого длительного в году мясоеда (период без многодневных постов), который закончится аж 28 ноября, разрешалось засылать сватов, проводить оглядини и заручини. В народе говорили: «Як прийде Пречиста, стане дiвка речиста».

А еще с Успения начиналось молоде бабине літо, продолжавшееся до 11 сентября. В это время в лесах и на полях летает много паутины, которую, как верили наши предки, разбрасывает… Баба-Яга. Считалось, что бабье лето иногда «пробуждает» растения. В это время среди зелени деревьев можно увидеть нежные цветы вишни, груши или яблони. Второй раз могут зацвести некоторые травы. Таким образом природа перед наступлением холодов напоминает людям о прошедшей весне.

Третий Спас — Ореховый, или Хлебный, отмечается 29 августа. В календаре хлебороба праздник знаменует окончание жатвы и сева озимых: «Третій Спас хліба припас». С этого дня люди, закончив работы в поле, переходили к делам торговым.

Постный яблочный пирог

Для приготовления потребуется: 200 г муки, 40 г сахара, 120 г растительного масла, 70 мл холодной воды, соль на кончике ножа. Для начинки: 2—3 яблока, 100—120 г сахара, 2—3 ст. ложки муки, 0,5 ч. ложки корицы.

В миску просеять муку, добавить сахар, щепотку соли, влить растительное масло и холодную воду. Все перемешать и замесить тесто. Тесто разделить на две части (одна должна быть немного больше), завернуть в пищевую пленку и убрать в холодильник на 40—60 минут.

Выложить большую часть теста в форму для выпекания и равномерно распределить его, делая небольшие бортики.

Приготовить начинку. Яблоки вымыть, обсушить, разрезать на четыре части и вырезать семена. Нарезать ломтиками толщиной полсантиметра. Муку просеять в миску, добавить сахар, корицу и перемешать. Перемешать яблоки с сахарно-мучной смесью и выложить на тесто в форму.

Раскатать меньшую часть теста и накрыть пирог.

Края защипать, а в центре пирога сделать небольшое отверстие для выхода пара. Поверхность пирога смазать растительным маслом и посыпать сахаром. Выпекать 50—60 минут при температуре 180 °C. Вынуть из духовки, дать постоять десять минут и подавать к столу.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter

Читайте также
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнеров

Загрузка...

— Вышла из бани и понеслась: крем для лица, крем для рук, крем для ног, крем для тела... Вопрос сына меня убил наповал: «Мама, а ты вообще зачем мылась?»...

Версии