Наука и технологии Знай наших!

«Если велосипедист часто ездит по одной дороге, «умный» шлем запомнит ее, и повороты будут включаться автоматически»

10:28 1 марта 2018   367
велошлем
Маричка КУРИЛО-АЛЕКСЕВИЧ, специально для «ФАКТОВ» (Львов)

Разработка 19-летнего Маркияна Зубрицкого из Дрогобыча (Львовская область) позволяет поворотом головы сигнализировать автомобилистам, когда велосипедист хочет повернуть, включает стоп-сигнал и запоминает маршруты, которые используются чаще всего.

На интервью изобретатель пришел с небольшим рюкзаком, в котором был шлем с многочисленными цветными дротиками на макушке и черными квадратиками на задней части, а также ноутбук — для связи с чудо-устройством. Маркиян сразу же объяснил, что это рабочая версия:

— Сейчас я допечатываю корпус на 3D-принтере, который есть в нашем Украинском католическом университете. В результате получится компактный аксессуар, позволяющий сделать «умным» любой шлем. Устройство легко крепить и снимать. Оно весит не более 50 граммов, то есть вы этого даже не почувствуете.

— Работа устройства внешне выглядит очень просто: когда вы едете на велосипеде и хотите показать водителям поворот, достаточно повернуть голову вправо или влево и слегка наклонить ее, — рассказывает Маркиян Зубрицкий. — В этот момент в задней части шлема — там, где расположены светодиоды, — включается красная стрелочка, которая показывает водителям, в какую сторону вы хотите повернуть. Есть в устройстве и Bluetooth-модуль, позволяющий подключиться к смартфону. А на мобильном телефоне разработанная мною программа демонстрирует, действительно ли включен поворот. Кроме того, в этой программе интегрированы Google-карты, которые позволяют строить маршруты. Сейчас обучаю программу их запоминать. А это значит: если вы часто ездите по одной дороге, программа ее запомнит, пошлет запрос на шлем, и повороты будут включаться автоматически. Тогда вам даже не придется поворачивать голову.


* «Я — заядлый велосипедист, — говорит Маркиян, — поэтому знаю, как неудобно постоянно крепить и снимать поворотники на байки. Так появилась идея создания „умного“ шлема». Фото предоставлено Украинским католическим университетом

19-летний Маркиян выглядит старше своих лет. Это и неудивительно, ведь парню в свое время помог повзрослеть статус старшего брата: у Маркияна двое младших братьев и сестра.

Мой собеседник отчетливо помнит один определяющий момент из своего детства: когда ему было шесть лет, а сестренке только три, отец поставил их на лыжи. С тех пор, говорит парень, у него и появилась любовь к экстриму. Сейчас отец преподает в семинарии, все младшие Зубрицкие в «Пласте» (скаутская организация Украины). Самый младший брат ездит на соревнования по шахматам и сборке кубика Рубика. В жизни Маркияна много музыки, учеба, комиксы и экстремальный велоспорт. Парень учился в школе с углубленным изучением немецкого, однако будущее решил связать с точными науками.

Несмотря на то что Маркиян сейчас на втором курсе факультета прикладных наук и разработка таких устройств напрямую связана с его будущей специализацией, парень признается: «умный» шлем он разрабатывает вне учебного процесса, а побудила его к этому любовь к экстремальному велоспорту.


* Уже к лету, по словам изобретателя, устройство будет готово к массовому использованию. Фото предоставлено Украинским католическим университетом

— Я — заядлый велосипедист, — продолжает Маркиян. — Уже почти пять лет занимаюсь экстремальным велоспортом. Велосипеды, которые мы с друзьями используем для тренировки, мало пригодны для шоссейных дорог. Навешивать на байки поворотники, во-первых, достаточно долго, во-вторых, на тренировках можно их повредить. А каждый раз снимать — неудобно.

Вырваться на тренировку удается лишь на несколько часов в неделю, каждая минута на вес золота. Поэтому однажды мы с друзьями решили вообще не крепить на велосипеды светодиодные элементы. И когда я ночью возвращался домой, водители останавливали с вопросом, почему меня плохо видно на дороге. Поэтому и появилась идея разработать аксессуар, который бы крепился прямо на шлем. Таким образом, каждый мог бы видеть велосипедиста на дороге.

На создание устройства, которое Маркиян уже активно тестирует, ушел год. Сначала у парня появились акселерометр (прибор, вычисляющий ускорение) и светодиоды, которые показывают повороты. Потом добавился Bluetooth, возникла потребность в налаживании коммуникации устройства со смартфоном. Уже к лету, по словам Маркияна, устройство будет готово к массовому использованию. Парень посетил с «умным» шлемом несколько выставок, где получил не только положительные отзывы, но и конструктивную критику.

— Сначала поворотники включались всякий раз, когда поворачивал голову влево или вправо. Но во время езды велосипедист часто поворачивает голову, чтобы просто оценить ситуацию на дороге. Поэтому я переделал шлем. Теперь поворотники включаются только тогда, когда поворачиваешь голову с небольшим наклоном к плечу.

— А как велосипедисту узнать, что у него на шлеме действительно засветился поворотник?

— Об этом сообщит смартфон — он начнет вибрировать. А если, допустим, во время езды вы не используете телефон, на помощь придет вибромотор, которым я оборудовал устройство. Шлем начинает вибрировать, когда поворотник включился.

— Сколько времени устройство может работать без подзарядки?

— Сейчас я использую повербанк на 5 тысяч миллиампер-часов. Это самый дешевый повербанк — стоит до 200 гривен. Его заряда мне хватало на четыре дня выставки. Все это время я постоянно демонстрировал гостям и участникам мероприятия, как работает устройство. Если поставить более-менее хороший аккумулятор, он должен выдерживать полторы недели.

По подсчетам Маркияна, стоимость всех деталей, из которых состоит изобретение, не превышает 500 гривен. Несмотря на это, уверен парень, устройство не только не хуже иностранных аналогов, но и может с ними конкурировать.


* Сейчас Маркиян пытается усовершенствовать работу радиомодулей, чтобы они действовали на большее расстояние. Фото предоставлено Украинским католическим университетом

— У аналогов есть пульт управления, который крепится на руль, — говорит Маркиян. — Это неудобно, потому что надо постоянно убирать руку с тормозов, тянуться к пульту, нажимать, чтобы показать поворот или стоп-сигнал. А, к примеру, одна из компаний встроила устройство со светодиодными элементами в сам шлем. То есть приходится покупать весь шлем, а не аксессуар к уже имеющемуся, как предлагаю я.

Маркиян подсчитал, что его устройство будет стоить в пределах 50 долларов. У изобретателя остается несколько месяцев до лета, чтобы усовершенствовать прибор, а также систему подзарядки. Между тем парень уже взялся за следующий проект.

В родном Дрогобыче, кроме экстремального катания, Маркиян еще строит велотрассы. Вместе з другими активными жителями города он получил разрешение от мэрии сделать в лесу несколько трасс и устраивать там соревнования. Работая над этим проектом, энтузиасты обнаружили, что в Украине результаты состязаний до сих пор измеряют дедовскими методами.

— Обычно стоят два человека — один на старте, другой — на финише, — объясняет Маркиян. — И они по рации сверяются, когда запустить секундомер, а когда остановить. В спорте это недопустимо. Погрешность может быть и до 0,5 секунды, а для соревнований это очень много! Поэтому я решил создать систему, которая измеряла бы время. В чем идея: есть прибор на старте и на финише. Фактически это блок с электроникой и лазером. Когда велосипедист пересекает лазерный луч, со старта посылается сигнал на финиш, и там включается электронный секундомер. Время отсчитывается до тех пор, пока велосипедист не пересечет финишную прямую. Только после этого отсчет останавливается, и на дисплее выводится результат.

Свой хронометр Маркиян уже успел протестировать на реальных соревнованиях. Сейчас парень пытается усовершенствовать работу радиомодулей, чтобы они действовали на большее расстояние. Взялся и за разработку надлежащего интерфейса для пользователя. Маркиян хочет, чтобы программа стала универсальной и ею могли воспользоваться все желающие.

Читайте также
Новости партнеров

Лекарства так подорожали, что скоро их впору будет дарить друг другу на Новый год.