ПОИСК
Культура та мистецтво

Композитор тихон хренников: «если бы сталин остался жив, то евреев депортировали бы и нас с женой кларой отправили бы в биробиджан»

0:00 19 вересня 2007
Інф. «ФАКТІВ»
Ровно 40 дней назад умер автор легендарных песен к фильмам «Свинарка и пастух», «Верные друзья», «Гусарская баллада», «Поезд идет на Восток»

В 1990 году Тихон Хренников и дирижер Евгений Светланов выступали с концертами в Париже. Как-то музыканты зашли пообедать в ресторан и услышали знакомую мелодию. Светланов несказанно удивился: «Тихон, твои «Московские окна» звучат!» Они пригласили к своему столику скрипача и поинтересовались: «Откуда вы взяли эту мелодию?» — «Услышал по радио из Москвы. Мне понравилось, я записал и теперь мы ее играем. Сейчас во всех ресторанах Парижа под нее танцуют». «А вот перед вами автор музыки», — представил Тихона Хренникова французу Евгений Светланов.

Десять фактов из жизни Тихона Хренникова

В школьном оркестре Тихон солировал… на стаканах

1. Тихон Хренников родился 10 июня 1913 года в уездном городе Елец Орловской губернии. Его отец Николай Иванович служил приказчиком у местных купцов. Мать Варвара Васильевна вела домашнее хозяйство — в семье росли 10 детей. Самым младшим был Тиша.

Особого достатка в семье Хренниковых не было, но все свободные средства определяли на образование. Старшие братья окончили Московский университет. Средний Глеб обладал красивым лирическим тенором, учился в Московском университете и одновременно в консерватории. Сам Собинов, великий русский тенор, прочил ему блестящее вокальное будущее, но грянула Первая мировая, Глеб ушел добровольцем на фронт и погиб в 1918 году.

РЕКЛАМА

2. Когда Тихону было семь лет, ему попалась книжка о Моцарте. Рассказ о жизни великого австрийца так захватил мальчишку, что он поклялся стать композитором. В школьном оркестре Тихон Хренников уже солировал на… стаканах. Причем инструмент настраивал при помощи различного количества налитой в них воды. А в 2003 году уже знаменитый композитор был удостоен медали Моцарта, вручаемой ЮНЕСКО за самые выдающиеся достижения в мировой культуре. Свой первый опус — этюд для фортепиано — Хренников написал в 13 лет. За ним последовали вальсы, марши и пьесы. Слава о молодом таланте докатилась до Москвы и композитора Михаила Гнесина. Со временем Тихон Хренников закончил Музыкальное училище имени Гнесиных. Будучи третьекурсником московской консерватории написал свой фортепианный концерт и исполнил его на экзамене. На следующем курсе будущий композитор уже работал над дипломной симфонией. После ее премьеры студента Хренникова стали называть московским Шостаковичем.

Но на выпускных экзаменах Тихон Хренников, уже известный, исполняемый композитор, получил по специальности четверку. Судачили, что эту отметку ему поставили по настоянию председателя государственной экзаменационной комиссии Сергея Прокофьева. Хренников его боготворил и понимал, что маэстро дано высшее право судить о музыке. Поразмыслив, выпускник консерватории выработал для себя жизненное кредо: не огорчаться неудачам и никогда не праздновать свои успехи.

РЕКЛАМА

19s12 Khrennikov.jpg (19055 bytes)3. 1937 год для молодого композитора ознаменовался творческим успехом и личной драмой. Хренников получил заказ от Театра Вахтангова на музыку к спектаклю «Много шума из ничего». Успех премьеры был ошеломляющим. В это время в Москве находился Лион Фейхтвангер, который присутствовал на спектакле, восторгался им и музыкой и описал его в книге «Москва 1937 г. »

Как вдруг грянула беда — арестовали братьев Хренникова Николая и Бориса. Тихон Николаевич писал письма, просил об открытом суде, но оба брата погибли. Впрочем, благонадежность Тихона Хренникова ни у кого не вызывала сомнений, хотя нервы ему портили так же, как и другим композиторам: запретили оперу «Фрол Скобеев», написанную для Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Постановку даже успели откатать на генеральной репетиции… Хренников, к тому времени уже секретарь Союза композиторов СССР, решился написать письмо Сталину. В результате оперу разрешили. Был сделан новый вариант постановки, и она появилась на сцене под названием «Безродный зять» только в 60-х годах.

РЕКЛАМА

Секретарем Союза композиторов Хренников был 43 года, вплоть до 1991-го

4. В годы войны супруга композитора Клара Арнольдовна с матерью уехали в эвакуацию в Свердловск, а Тихон Хренников остался в Москве. Наиболее популярные песни композитора тех лет — «Все за Родину», «Есть на свете хороший городок», «Прощание».

В 1943 году Иван Пырьев и поэт-сценарист Виктор Гусев предложили Хренникову написать музыку к фильму «В шесть часов вечера после войны». После выхода на экраны песни из киноленты мгновенно стали популярными, а «Марш артиллеристов» по сути стал гимном артиллеристов: «Артиллеристы, Сталин дал приказ!»

День Победы Тихон Хренников встретил в Берлине, куда в составе концертной бригады дошел вместе со знаменитой армией генерала Чуйкова, отличившейся в Сталинграде. Кстати, там же впервые в жизни увидел магнитофон. Советских артистов повезли на радиостанцию и продемонстрировали чудеса звукозаписывающей техники. Константин Симонов и Евгений Долматовский начитали на магнитофон свои стихи, а Тихон Хренников и Матвей Блантер записали по песне в своем исполнении — «Прощание» и «В лесу прифронтовом» соответственно. Эта пленка чудом сохранилась, и иногда берлинская запись транслируется по радио.

5. В 1948 году с подачи Сталина Тихон Хренников стал секретарем Союза композиторов СССР. Тогда известному композитору было всего 34 года. И от одной только мысли, что настанет время, когда придется не сочинять музыку или писать партитуру, а ходить на службу, его бросало в холодный пот. Но начиная с первого съезда и на всех последующих коллеги избирали Хренникова секретарем Союза композиторов СССР тайным голосованием. На этой должности он пробыл бессменно 43 года, вплоть до 1991 года. От жалованья секретаря сразу же отказался, так как считал, что общественной работой нужно заниматься бесплатно и свой хлеб нужно зарабатывать профессиональным трудом, а не общественной деятельностью.

Согласившись на административную карьеру, Хренников окончательно и бесповоротно заключил себя в тесные рамки: отныне он мог только исполнять госзаказ, о свободном творчестве не могло быть и речи. На печально известных обсуждениях постановления ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» Вано Мурадели» в феврале 1948-го секретарь Союза композиторов СССР Хренников критиковал и Прокофьева, и своего однокашника Хачатуряна, и Шостаковича. Но в то же время ни один композитор не был отдан на растерзание, никто не был арестован. Когда организовали травлю Исаака Дунаевского, Хренников выступил в ЦК и защитил его. К тому же единственным отмененным «историческим постановлением» в 1957 году оказалось именно «композиторское». Такой реабилитации не дождались ни писатели, ни художники, ни кинематографисты.

6. Со Сталиным Тихон Хренников, по совместительству еще и заместитель председателя Комитета по Сталинским премиям, встречался несколько раз на заседаниях Политбюро. Когда Комитет по искусству и архитектуре выдвигал произведения на присуждение Сталинской премии. На Хренникова произвело огромное впечатление, что Сталин все эти вещи знал и читал.

Например, председатель комитета Александр Фадеев критиковал роман Константина Седых «Даурия». Фадеев говорил, что он сам был на Дальнем Востоке, делал там революцию (кстати, известный революционер Лазо был двоюродным братом Фадеева), а в романе Седых плохо показана роль партии. И стал упорно спорить с вождем. В конце концов Сталин сказал: «Товарищ Фадеев, это все-таки не публицистика, а литературное произведение. Нельзя же требовать от него такой пунктуальности в описании событий и роли партии… »

Последний раз Хренников видел вождя за несколько месяцев до его смерти. Как всегда, заседание Политбюро вел Маленков, а Сталин безучастно сидел в сторонке. И вдруг спросил: «Товарищ Маленков, у нас что, в ЦК антисемиты завелись?! Это же безобразие, это же позорит нашу партию!» (в это время во всю гудело «дело врачей», в стране царила антисемитская атмосфера, дело доходило до того, что евреев уже собирались вывозить из Москвы).

Придя домой, Хренников сказал жене-еврейке: «Клара, Сталин, оказывается, ничего не знал об этом. Только что он говорил, что это позор для партии. Все изменится, все!» И Хренниковы стали ждать изменений к лучшему, но все стало только ухудшаться. «Если бы Сталин остался жив, то евреев депортировали бы и нас с женой отправили бы в Биробиджан», — вспоминал потом Тихон Хренников.

Шлягер «Московские окна» — одна из самых популярных в России мелодий для мобильных телефонов

7. В конце 50-х годов к Тихону Хренникову приехал Григорий Васильевич Александров и сказал: «Я начинаю снимать новый фильм «Русский сувенир». Напишите к нему музыку. Сейчас мне срочно нужен шлягер для Любочки Орловой». Хренников и Александров дружили, и, конечно, Тихон Николаевич согласился. И сочинил нужную мелодию.

Но, поскольку композитор должен был по делам Союза композиторов уехать за границу, от работы над фильмом пришлось отказаться. И мелодия, написанная по просьбе Александрова для Любочки Орловой, осталась лежать в столе.

Через 10 лет председателю Союза композиторов СССР позвонил Леонид Утесов и поинтересовался, нет ли у него новой песни. Тихон Хренников вспомнил о мелодии, которую написал для Орловой. Слов еще не было. Утесов предложил позвонить поэту Михаилу Матусовскому. Матусовский приехал к Хренникову, сделал ритмическую «рыбу» и уже на следующий день по телефону начитал композитору слова. Вот так и родились «Московские окна». Леонид Утесов включил песню в свою новую программу, но нельзя сказать, чтобы она пользовалась особым успехом.

И только в 80-х годах, когда «Московские окна» спела Ирина Бржевская, песня стала шлягером! Тихон Хренников считал, что этому способствовала удачная аранжировка, от которой он был в восторге. Сегодня «Московские окна»  — одна из самых популярных в России мелодий для мобильных телефонов.

8. В 2005 году знаменитый композитор получил из рук Владимира Путина президентскую премию. Особо Тихону Николаевичу польстило, что именно в воскресенье, в день его рождения, президент России специально приехал в Кремль, чтобы лично вручить награду.

9. В одном из последних интервью на вопрос о своем месте в искусстве Тихон Хренников ответил: «На моем веку были Шостакович и Свиридов, Хачатурян и Прокофьев — список можно продолжать и продолжать. Так что мое место, как заметил в одном из писем Чехов о своем месте в литературе, — 99-е».

10. Выдающийся советский композитор скончался на 95-м году жизни. Незадолго до смерти Тихон Хренников завещал похоронить себя в родном Ельце  — тихом городке Липецкой области. Отсюда 15-летним подростком он поехал поступать в Москву. Здесь при жизни композитора ему поставили памятник — во дворе дома-музея, где вырос Тихон Хренников. Городское музыкальное училище тоже носит имя своего прославленного земляка. Для композитора Елец был самым святым местом на земле. Он старался бывать здесь ежегодно…

Прощание с Тихоном Хренниковым прошло в зале Елецкого училища искусств. Во время траурной церемонии звучала классическая музыка, написанная композитором. На похоронах присутствовали многочисленные ученики маэстро. Среди прощавшихся был и Максим Дунаевский.

По материалам российской печати подготовила Ирина ЛИСНИЧЕНКО

 

2188

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів