ПОИСК
Події

Самолет ан-140 сутками «замораживали» на земле, а в полете наращивали на крыльях толстую корку льда

0:00 29 лютого 2000
Проверкой на морозоустойчивость завершилась серия экстремальных испытаний новой украинской машины

В прошлом году в поисках сложных погодных условий летали к Белому морю, в горы Памира, туркменскую пустыню. А в феврале команда летчиков и инженеров вернулась из далекой Якутии. Здесь в районе Верхоянска была зафиксирована неимоверно низкая температура -- за минус семьдесят! Недаром эти места называют «полюсом холода», и якутская погода оправдала ожидания -- нашим не пришлось долго ждать нужных для испытания морозов.

-- Дошло до того, что мы использовали весь запас топлива, имевшийся на местном аэродроме Батогай. Поэтому завершать испытания полетели в Якутск -- там тоже очень холодно, -- рассказал командир экипажа летчиков-испытателей Ан-140 Сергей Трошин. -- Особенно напряженно пришлось потрудиться в первые дни. Как раз установилась морозная погода -- за минус пятьдесят. А нам только того и надо. Мы работали круглосуточно, так что приходилось просыпаться и в два, и в четыре часа ночи. Ведь в Якутии только недавно закончилась полярная ночь -- когда мы прилетели, световой день длился лишь пару часов. Но рос он гораздо быстрее, чем в наших широтах -- за две недели до шести часов. Для нас это было особенно важно, поскольку летать мы имели право только в светлое время суток: Батогай находится рядом с горным хребтом, а самолет следовало испытывать в основном на малых высотах.

Испытания на морозоустойчивость специфические. Главное в них то, как самолет выдержит холода во время стоянки на аэродроме, ведь в воздухе гораздо теплее. Если на земле 50-градусный мороз, на высоте 1000 метров каких-то минус двадцать пять. Мы почти сутки «вымораживали» Ан-140. Затем включали двигатели, а инженеры-испытатели проверяли, как работают те или иные системы. Оказалось, что машина отличается особой морозоустойчивостью. Например, старые самолеты требуют, чтобы уже при -15 C масло подогревали (для этого на аэродромах есть специальные машины). А вот Ан-140 обходится без такого подогрева при температурах до минус сорока. Это особенно важно, ведь якутские авиаторы изъявили желание купить значительное количество Ан-140. Скажем, авиакомпания из Сургута готова приобрести 35 самолетов -- это весьма солидный контракт.

Замечу, что мы показали самолет правительству Якутии и во многих городах автономной республики. Везде нас встречали на «ура». Авиатехника-то в тех краях имеет особое значение -- порой добраться до нужного места можно только по воздуху.

РЕКЛАМА

-- А как вы сами выдерживали якутские морозы?

-- Мы чувствовали себя вполне комфортно -- в Англии нам заказали первоклассную полярную одежду. Да и морозы в Якутии переносятся не так, как у нас. При минус 30--35 холод почти не чувствуешь. Например, когда нам организовали экскурсию в Верхоянск (Батогай находится в 60 километрах от этого «полюса холода»), на обратном пути мы в свое удовольствие порыбачили, поохотились на куропаток, ухи наварили на морозце. И никто не обморозился. Хотя команда у нас была многочисленная -- 45 человек. Интересно, что это путешествие мы совершили по льду реки Яна. Оказывается, зимой в Якутии реки -- основные транспортные пути.

РЕКЛАМА

-- Приходилось ли вам испытывать самолет на отказ в воздухе различных систем?

-- Конечно, ведь нужно было в полете проверить, как ведут себя системы, охлажденные за минус пятьдесят. Мы, например, летали, отключив один двигатель. Впрочем, это не столь сложно, как полеты с обледеневшим крылом. Зимой и летом самолет льдом не покрывается. А вот весной и осенью такая угроза существует. В апреле прошлого года для проведения испытаний на безопасность при обледенении мы специально полетели к Белому морю, в Архангельскую область. Белое море выбрали не случайно -- там особенно легко отыскать опасные облака. Мы летали в них с отключенными противообледенительными системами, и винт, крыло, стабилизатор поочередно покрывались ледяной коркой. На крыле она достигала толщины до пяти сантиметров. При определенных условиях это может привести к штопору и авиакатастрофе. По этой причине самолеты разбивались не единожды.

РЕКЛАМА

Но мы готовились к полетам очень тщательно. В Киеве на самолет наклеивали имитацию льда и испытывали различные режимы полета, в том числе доведение машины до штопора. Эти опасные полеты доверили одному из лучших наших летчиков-испытателей Анатолию Хрустицкому. Замечу, что это не была самодеятельность отважного пилота -- все тщательно продумывалось. Это позволило Анатолию благополучно завершить эксперимент. С настоящим льдом мы чересчур не рисковали, тем не менее испытали достаточно опасные режимы, при которых обычный летчик летать не будет.

* * *

Редакция благодарит пресс-службу АНТК «Антонов» за помощь в подготовке материала.

537

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів