ПОИСК
Інтерв'ю

Михаил Жванецкий: «С Путиным мы познакомились вопреки желанию Райкина»

8:00 11 січня 2013

В канун Нового года отечественные и зарубежные СМИ сообщили о том, что Михаилу Жванецкому присвоено звание народного артиста Российской Федерации. Диплом о высоком отличии писателю-сатирику вручил в Кремле президент России Владимир Путин.

«„Оформившееся“ звание народный артист — это приятная неожиданность, спустя ровно девять месяцев…»

— В «ФАКТАХ» в материале «Звание свалилось абсолютно неожиданно…» написано: «Указом президента Российской Федерации Дмитрия Медведева писателю и сатирику Михаилу Жванецкому присвоено звание народного артиста. В третий раз. В 1991 году Михаил Михайлович стал народным артистом Советского Союза. Тогда он, наряду с Аллой Пугачевой, был включен в список, составленный первым и единственным президентом СССР Михаилом Горбачевым. В 1999 году писателя отметили аналогичным званием в Украине. Нынешнюю награду Жванецкий получил спустя две недели после своего 78-летия…» Выходит, «ФАКТЫ» ошиблись?

— Не переживайте, ваша газета все написала правильно, — успокоил Михал Михалыч. — Действительно, в последних числах декабря 2012-го многие российские информационные агентства и СМИ распространили информацию с заголовками: «Жванецкий стал народным артистом», «Путин присвоил Жванецкому звание народный артист России…» Самое приятное в этой истории, что я не хлопотал, не подавал. Сейчас люди звонят с удивлением, с поздравлениями: «Да вы у нас народный давно!»

*Как только на сцене появляется Михаил Жванецкий со своим неизменным потертым портфелем, в зале сразу слышится смех (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)

РЕКЛАМА

— Если у нас все верно написано, то уже в четвертый раз?

— Немного не так. Нынче у ваших коллег вышла иллюстрация к известному примеру из русской словесности: «Сижу у окна и вижу — везут покойника, потом гляжу — обратно везут». Так вот и я — гляжу в нашу прессу и вижу: «Обратно я — народный…»

РЕКЛАМА

— А вдруг «там» что-то сломалось и присвоили еще разок?

— «Там» все давно сломано, но вот что касается наград, званий и прочих «отметин» — все в полном порядке. В том смысле, что память «там» очень даже неплохая и присуждение повторно — ну никак…

РЕКЛАМА

— Припоминаю ваш язвительный монолог о том, как с помощью «определенного сорта самогона, основанного на дрожжах и буряке с небольшим добавлением сушеного кизяка», можно заглянуть в будущее. И послушать речь президента Путина образца 2020 года. «Текст почти тот же, что и в 2014-м, только голос уже немножко стариковский»…

— Есть такой!

— Путин или монолог?

— И тот, и другой.

— Тогда уточните, пожалуйста, кто все же вас наградил?

— Не монолог и не Путин. Указ Nа315 президента РФ от 21 марта 2012 года «О присвоении почетного звания народный артист Российской Федерации» мне и еще ряду деятелей культуры подписал Дмитрий Медведев. Именно он тогда был президентом России, хотя 4 марта уже был избран Путин. Диплом и нагрудный знак вручал уже Владимир Путин. В Кремле 26 декабря теперь уже минувшего года. Вот и получилось, что атрибуты к моему званию вынашивали полную беременность. Это же коснулось и моих коллег, в числе которых Мария Аронова, Эдуард Назаров, Чулпан Хаматова… Так что «оформившееся» звание народный артист — это приятная неожиданность, спустя ровно девять месяцев.

«Стоит только обидеться президенту — полстраны может быть к чертовой матери! То ли в Сибири, то ли… как когда-то было»

— На церемонии вручения наград в Кремле имел место «молчаливый инцидент» с Хабенским.

— Константин Хабенский, которого, к слову заметить, в изначальном (мартовском) списке не было, на церемонию присвоения ему звания народного артиста пришел с самодельным синим значком «Дети вне политики» на лацкане пиджака. Он заявил журналистам: «Президент успел прочитать, что у меня написано на значке. Любому нормальному человеку это должно нравиться. Я пришел не в чалме, не в ластах, а просто с маленьким значком, который говорит о том, что я думаю на самом деле. Заниматься выяснением отношений с целым парламентом не собираюсь». Ясное дело, этот жест Хабенского стал ответом на единодушное голосование в Совете Федерации за «закон Димы Яковлева».

Знаете, я по-хорошему удивился. Я Хабенского мало знаю, почти не знаю. Но я рад. Это наше общее мнение и тут говорить нечего. Как можно поменять наших следователей и представителей силовых ведомств на детей. Но самое страшное даже не в «законе Магнитского» и не в том, что запретили американцам усыновлять наших детей. Самое страшное то, что сейчас всплывают подробности, в каких условиях живут наши сироты. Вот об этом все должны говорить. Я рад за Хабенского. Я целиком на его стороне. Был бы у меня такой значок, я бы тоже вышел с таким значком, но у меня его нет.

— Это уже напоминает строки из вашей же, Михал Михалыч, миниатюры «Города»: «Такой культурный человек, я вижу у вас значок, у меня такого значка нет…»

— Возможно, но, честное слово, говорю искренне. Знаю, что после трагической смерти жены, скончавшейся от рака, Константин Хабенский в 2009 году создал благотворительный фонд. Он так и называется: «Фонд Константина Хабенского». Что касается реакции в зале, то все было спокойно, у президента не возникло никакой реакции… Впрочем, Путин умеет себя вести в самых различных ситуациях. Так, в заключение процедуры награждения он сказал: «Сейчас, когда шла церемония, Михаил Михайлович Жванецкий мне говорит: «Вы закончили свою пресс-конференцию моей фразой: «Ремонт нельзя закончить — его можно только прекратить». Это просто такой зримый пример того, что все мы (и я, ваш покорный слуга, и все граждане нашей страны) пользуемся чем-то таким, что вы производите и генерируете. Это на всех уровнях, касается всех людей нашей страны: мы все пользуемся результатами вашего труда. Большое вам спасибо! С праздником вас!».

— Странно, но при этом вы смолчали…

— Что здесь странного?

— На церемонии вручения вам звания заслуженный деятель искусств РФ (2002 год) вы подошли к микрофону и произнесли: «Мои взаимоотношения с государством сегодня я бы хотел охарактеризовать так: не нарушайте мое одиночество, но и не оставляйте меня одного».

— Честно говоря, я отношусь к Владимиру Владимировичу с симпатией. Ну он же как дитя родное, мы же его выбирали. Может быть, благодаря даже не совсем его заслугам, а благодаря тому, что ребята из оппозиции так жутко выглядят. Он, я думаю, терпелив и не обидчив. Стоит только обидеться президенту — полстраны может быть к чертовой матери! То ли в Сибири, то ли… как когда-то было. Обиды президента — страшная вещь…

— Смею предположить, что симпатия у вас обоюдная. Далеко не каждому Путин предлагает уроки по дзюдо.

— Было дело. Кстати, на церемонии в Кремле в 2002 году президент поинтересовался, нашли ли угнанный накануне мой «Мерседес». Услышав отрицательный ответ, Путин самолично предложил обучить меня приемам дзюдо и поведал историю о своем знакомом, который избежал моей участи лишь потому, что владел определенными навыками рукопашного боя. На бойца врукопашную я мало похож, но еще раз констатирую: Путин превратился в торговую марку, брэнд, с которым слишком многие стремятся себя ассоциировать — политики, артисты, юмористы, журналисты, кинематографисты… Сейчас все опять залезли под ковер, оттуда даже рычания не слышно. Только слюна течет. У меня в душе нет хамства, не люблю персонально обижать человека, не зная твердо, кто он такой. Вижу застенчивую улыбку нашего вновь назначено-избранного президента и думаю: это у Владимира Владимировича профессиональное или природное?

«Аркадий Исаакович мне сказал: «Мишенька, заведите себе толстую тетрадь и пишите. Пишите для меня…»

— С Путиным, насколько я помню, у вас давние взаимоотношения. Еще с «райкинских времен»?

— Было, было… По-комсомольски бодрый (не нахальный, но бодрый) я попросил Райкина, чтобы он нас посмотрел. «Нас» — это спектакль Одесского театра миниатюр «Парнас-2». Как сейчас помню, декорации — деревянная рамочка и марлевая занавесочка… А Райкин взял и не отказал: «Ну, хорошо, приезжайте в театр, после спектакля мы вас посмотрим». Представляете? В еще не остывшем от оваций самому Райкину зале!

Мы вышли на сцену, показали спектакль, хохот был оглушительный! Тогда Аркадий Исаакович сказал (это его слова): «Мишенька, заведите себе толстую тетрадь и пишите. Пишите для меня». Ну, я стал высылать тексты Райкину. Он потом приехал в Одессу, тут же забрал из нашего театра в свой Карцева и Ильченко. Я же остался в Одессе. И вот однажды, сидя в трюме парохода, который привез в наш порт уголь из Мариуполя, я чинил транспортирующий агрегат. За пазухой у меня — толстенький конвертик, письмо от Ромы Карцева. И вот я, черный как черт, ресницы вообще были несмываемые (очень красиво, кстати), весь перемазанный углем, не выдерживаю. Тут же под свет фонарика начинаю читать это письмо, написанное библейским стилем: они поехали с Райкиным к начальнику милиции, они получили прописку… Еще в конверте была программка спектакля, где я увидел в списке авторов свою фамилию.

— Начало большой карьеры.

— Господи, боже ты мой! Я, сменный механик порта, зарабатывал в месяц 89 рублей, а тут за один монолог, исполненный Райкиным, гонорар — 150! Да что там деньги, когда он сделал мне предложение написать для него спектакль! И я бросил все, поехал к нему. Написал для него первый спектакль — «Светофор», постановка которого была осуществлена в 1969 году. В основу легли миниатюры «Дефицит», «Авас», «К пуговицам претензий нет» и «Век техники». Авторские отчисления за это составляли уже тысячу двести рублей в месяц. Я стал богатым человеком. Стол в гостинице, где я жил, был накрыт 24 часа в сутки. Постоянно приезжали какие-то моряки, портовики, и я думал: «Сопьюсь к чертовой матери!» Как я уцелел?

— Вообще или уже в райкинском театре?

— Если честно, и там, и там. С Аркадием Исааковичем проработали десять лет.

— Почему расстались?

— Как сказать, он же ж… Он же ж человек нормальный, и он имел право выбирать: «Мишенька, это я играть не буду, это я не понимаю, это отложим в сторону». Я же все забракованное им читал друзьям — на ура. Смеялись. Читал незнакомым людям — хохотали! Постепенно приходило желание читать самому. Вот и все. Однажды я выступил в Доме культуры имени Дзержинского. Это — при КГБ. Меня туда привезли, конечно, люди по своей воле туда не ходят. Я поинтересовался: что можно, что нельзя? Мне ответили: ну, вы странный такой. Если приказ будет, все равно не спасетесь. А пока читайте все, что хотите.

Именно в том зале присутствовал молодой тогда сотрудник КГБ Владимир Путин. Он мне сам об этом рассказал потом, многие годы спустя. Потому с Путиным у нас давняя дружба. Мы познакомились вопреки желанию Райкина. Последнему крайне не нравились мои выступления «на стороне». На его упрек как-то заметил: «Аркадий Исаакович, я же из того материала, что вы отвергли, пошил себе костюм. И что?» Он настаивал на своем: «Эти тексты принадлежат архиву театра!» Какой архив? Мне ведь платили только за то, что прозвучало со сцены. Он был неправ, но сейчас я его понимаю. Он хотел, чтобы этот мальчонка в морской кепке принадлежал только ему. Он и маме моей говорил: «Раиса Яковлевна, вы будете обеспеченной женщиной, Миша будет богатым человеком, только поддержите меня»… В общем, я не сразу решился на «развод», боялся, было чувство такое, будто от отца ухожу.

— Все же вы ушли. Почему не в политику?

— Намек понимаю: язык, дескать, подвешен. Если честно, не переношу политику из-за постоянных оскорблений и участия в дебатах. Бессмысленных. Я думаю, в политику идут люди, которые чувствуют, что там их компания. Когда мне предложили пойти в Думу, я один день порадовался и… отказался. Потому давайте не будем о политике, хотя бы в честь праздника.

5516

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів