Олег Савчук: "Тренировки были адскими. Со стороны казалось, будто я издеваюсь над инвалидом"
В этой истории невероятно все. От начала и до конца. В то, что передвигающийся на ходунках Иван Маслюк из Сосновки Львовской области сможет добраться на велосипеде до Португалии, поначалу не верил никто — даже его родители и друзья. Ведь Ваня никуда дальше своего села не выезжал, хотя и вел активный для человека с ограниченными возможностями образ жизни: учился в обычной школе, играл в футбол, стоя на воротах, даже катался верхом.
Несколько лет назад Иван познакомился с Олегом Савчуком, который к тому времени проехал автостопом и на велосипеде около 30 стран. Ваня признался Олегу, что тоже мечтает путешествовать, особенно — побывать в Лиссабоне и увидеть Атлантический океан. Причем хотел бы не просто прилететь туда самолетом, а преодолеть весь путь самостоятельно. Олег Савчук и его друг Александр Луцик взялись воплотить мечту Ивана в жизнь. И сделали это, несмотря на травмы, опасности и горные перевалы, через которые приходилось тащить Ваню на плечах. Это был настоящий экстрим: 100 дней, 12 стран, 5 тысяч километров. И… всего 250 долларов в кармане.
«С Иваном познакомились на дискотеке. Он лихо отплясывал, одной рукой держась за ходунки»
— Знакомство с Ваней было случайным, хотя случайностей в жизни не бывает, — улыбается 25-летний Олег Савчук. — Я живу в 65 километрах от его села, в Березовке. Возле Сосновки живет моя бабушка. Вечером от нечего делать пошли с девчонкой на танцы. На дискотеке с удивлением увидел парня, который лихо отплясывал бум-ца-ца, одной рукой держась за ходунки, а другой — размахивая над головой. Подошли познакомиться.
— Я родился с ДЦП, — рассказывает о себе 20-летний Иван Маслюк. — Несмотря на диагноз, учился в общеобразовательной, а не специализированной школе, куда ездил на скутере. Гулял, помогал по хозяйству, общался с ребятами… Не поверите, меня никогда никто из сверстников не дразнил, поэтому я понятия не имею, что такое комплексы, депрессия и тому подобное. Конечно, хотелось большего, чем просто активная жизнь в селе. Когда мы подружились с Олегом и он стал рассказывать о том, где побывал, у меня просто глаза загорелись.
— Путешествовать я начал еще студентом, — вспоминает Олег. — Учился в Жешуве в Польше, на факультете туризма и отдыха. И жил согласно специальности — путешествовал и отдыхал (смеется). Нет, ну, конечно, подработки были. Например, в Иране мы с моим другом Сашей Луциком построили местному бизнесмену роскошный ресторан из дерева и стекла. Саша в этом мастер, составил проект, хозяин одобрил его. А я во всем помогал другу. Мы были сами себе хозяева, жили на острове. Плюс еда, зарплата и свободный рабочий график. Красота! А когда проект закончился и мы вернулись домой, я познакомился с Ваней, услышал о его мечте побывать в Лиссабоне. И решил помочь ему ее исполнить.
— Ваня, почему именно Лиссабон?
— Крайняя точка Европы. А поскольку я хотел добраться туда не на самолете, то мне предстояло бы проехать всю Европу, увидеть разные города, познакомиться с людьми. Путь к мечте всей жизни должен быть красивым и интересным.
— Олег, а вы почему взялись осуществлять эту идею? В конце концов, каждый человек о чем-то мечтает. Быть Дедом Морозом для всех — целой жизни не хватит.
— Однажды со мной произошла история, довольно незначительная на первый взгляд. Но она перевернула весь мой мир. Это было в Стокгольме. У меня оставалось всего 20 евро, и в супермаркете я на все деньги купил хлеба, молока, два банана. Вышел счастливый с пакунком, предвкушая, как буду есть. И тут увидел парня лет двадцати пяти. Он заглядывал в каждый мусорный бак. С ним была женщина — шла, обреченно опустив голову. Окликнул их, спросил, хотят ли они есть. Парень кивнул, и я отдал им половину своей еды. Женщина заплакала. У меня комок подступил к горлу. Я понял, как это круто — отдавать.
Помочь всем, конечно, нельзя. Но если есть шанс осуществить мечту людей с ограниченными возможностями, мы стараемся это сделать. Недавно к нам обратилась девочка с ДЦП, переселенка с оккупированных территорий. Ее мечтой была встреча с Дзидзьо. С помощью одного из телеканалов, через общих знакомых, мы помогли это организовать. И она, и мы были счастливы.
Теперь об Иване. Он поразил меня силой духа. Ваня каждый день борется за то, чтобы быть полноценным членом общества и жить наравне со здоровыми людьми. И мечта у него была крутая. Посовещавшись, мы с Сашей и еще одним нашим другом, оператором Антоном Семиным, решили организовать поездку в Лиссабон.
Все делалось не с кондачка. Было много тренировочных выездов. Например, Ваня скакал верхом на лошади, я ехал на велосипеде. Вдвоем плавали на байдарке. Или сажали Ивана на велик и толкали около 30 километров в гору. Тоже, кстати, было непросто. Кроме того, Иван и сам постоянно подтягивался, качался, укреплял руки. Я занимался оформлением документов. Дело стало за одним — специальным транспортным средством.
*"Оказавшись на берегу Атлантического океана, я понял: крутая все-таки у меня была мечта", — говорит Иван Маслюк. Путешествие для него организовали (на фото стоят слева направо) Олег Савчук, оператор Антон Семин и Александр Луцик
«На трехколесный велосипед с ручным управлением сбросилось все село»
— Когда близкие и односельчане поняли, что разговоры о Португалии — не шутка, что я действительно планирую ехать, они решили меня поддержать, — вспоминает Иван. — Сбросились и подарили трехколесный велосипед с ручным управлением. Выхожу из дому, а там толпа людей, чуть не все село: «Ваня, мечты сбываются!» И этот велик… Было очень трогательно. Сел на него, сперва не получалось. Потом начал понемногу набирать скорость, переключать передачи. А последний месяц перед стартом тренировки был просто адским. Буду умирать — не забуду, как по 15—20 километров тащил в гору Олега…
— Да, весело, — хохочет организатор проекта. — У меня тоже был не обычный велосипед, а так называемый «лежачий», с жесткой спинкой, педалями впереди и ручками руля по бокам. Так вот, чтобы развить у Вани выносливость, я привязывал свой велосипед на веревке позади Ваниного и ложился на сиденье. А Иван на своем ручном велосипеде, весь в поту, тащил себя и меня в гору. Со стороны выглядело, будто я издеваюсь над инвалидом.
Наконец наступил день старта. Мы загрузили полную машину тушенки, макарон и гречки, медикаментов, инвентаря и запчастей, палаток, спальников. В машине ехали Саша Луцик и наш оператор Антон. А мы с Ванькой — на велосипедах.
— Как вас только родители отпустили? — спрашиваю Ивана. — В такое опасное путешествие в компании неизвестных парней?
— Во-первых, родители к тому времени Олега уже знали. Во-вторых, папа с мамой поменяли свой взгляд на мои способности, однажды проехавшись со мной до соседней реки (это километрах в десяти от дома) на пикник. Я добрался до места вдвое быстрее, чем они. Конечно, на старте велопробега не обошлось без маминых слез.
— Вы единственный ребенок в семье?
— Нет, есть еще сестра-двойняшка. Ей повезло — она родилась здоровой. Хотя, если вдуматься, именно мне повезло больше — я всегда замахивался на невероятное, и оно получалось!
— Мы проехали Польшу, Чехию, Германию, Италию, Францию, Швейцарию — в общей сложности 12 стран, — говорит Олег. — Общались с совершенно разными людьми — бомжами и политиками, священниками и проститутками, многодетными матерями и монахинями. Поразил испанец Жак. Он пишет музыку, обожает Украину, научился говорить по-украински, был в Чернобыле. Выучил стихи Шевченко на память. Конечно, все поражались, узнав, что мы из Украины. Расспрашивали о нашей стране, иногда — о войне. Многие звали к себе, угощали, давали деньги. Хотя мы никого и ни о чем не просили.
— Как вы вообще рассчитывали выжить, имея на четверых 250 долларов и планируя поездку на 100 дней?
— Вижу цель, не вижу препятствий — это обо мне. Я не стараюсь убедить себя, что все будет хорошо, а чувствую это, знаю наверняка. Денег действительно было в обрез. Выставляя ролики о нашем путешествии в YouTube, мы указывали номер карточки Ивана, и иногда люди сбрасывали на нее по 100—200 гривен. Но это был наш н/з — неприкосновенный запас. Снимали деньги с карты только в крайнем случае. Обычно нам действительно помогали люди, которых мы встречали, в том числе украинцы, живущие в других странах.
Однажды во Франции деньги закончились. Не на что было даже хлеба купить. Мы особо не расстроились — привыкли все проблемы воспринимать с юмором. Решили взять гитару, барабаны и выйти на площадь — «наколядовать» себе на обед. Не успели: нас пригласили в ресторан на встречу с местным бизнесменом, которого заинтересовал велопробег. Прекрасно с ним пообщались, а уходя, он вручил нам запечатанный конверт. Мы еще посмеялись: что будем делать, если внутри окажется лишь открытка с надписью «Удачи, ребята!» С голодухи ведь назаказывали в ресторане всякой всячины. К счастью, в конверте лежали 500 евро, которых нам хватило надолго.
— И много таких приключений с вами произошло за эти сто дней?
— В Мадриде в отеле мы застряли в лифте, в Германии захотели нарвать кукурузных початков, залезли на чье-то поле и вдруг слышим — стрельба! Перепугались, что нас за кукурузу тут всех поубивают. Но ничего, обошлось. А во Франции, в Монпелье, попали в такой шторм, что колеса Ваниного велосипеда с подветренной стороны поднимало в воздух. Зато когда ветер дул в спину, мы ехали очень быстро.
«Ежедневно проезжали 70—80 километров, а перед Барселоной сделали 120»
— Какой была ваша средняя скорость и сколько километров вы проезжали за день?
— В среднем километров 70—80, — рассказывает Иван. — Но перед Барселоной сделали за день 120 километров! Максимальная скорость, которую мне удалось развить, — 65 километров в час. Бывало, конечно, что я не очень аккуратно ехал. Пять раз падал с велосипеда. Однажды в Швейцарии зацепился трубой заднего бампера за отбойник дороги, перевернулся, сбил едущего рядом Олега. Мы довольно неприятно травмировались, да еще и технику разбили.
— В Испании был забавный случай, — улыбается Олег. — Съехали с дороги на ночевку. Антон занялся отснятым за день видео, а мы, уставшие, поставили палатку и завалились спать. Вдруг нагрянули полицейские. К Антону: кто такой? Что делаешь ночью на дороге? Видео, отвечает, монтирую, про инвалида, который едет на велосипеде из Украины в Португалию. Полицейские переглянулись и спрашивают, какие он наркотики принимает. Пришлось Антону всех будить, чтобы доказать, что это правда. Нас тогда обшмонали по полной, отобрали охотничий нож, нечем потом было колбасу нарезать.
— А мне в Испании понравилось больше всего, — задумчиво говорит Иван. — Особенно отношение общества к инвалидам. Европа вообще гуманнее в этом вопросе, чем Украина, но испанцы — особенные. Ни косых взглядов, ни некорректного поведения. Каждый дом, каждая кафешка оборудованы пандусами. В общественном транспорте водитель, увидев, что я на ходунках или коляске, выходил, выдвигал специальный подъемник, закатывал меня в салон. На нужной остановке точно так же выкатывал меня из автобуса. И все пассажиры при этом спокойно ждали эти лишние минуты, не выказывая нетерпения или раздражения.
— Что вы почувствовали, когда наконец оказались на берегу Атлантического океана в Лиссабоне?
— Этого словами не передать. Могу сказать одно — крутая у меня все-таки была мечта!
— Да, это был незабываемый опыт, — соглашается Олег. — Но и сил поездка отняла ого-го! Хотя назад мы ехали уже на машине, вернувшись домой, я эмоционально и физически был выжат настолько, что какое-то время просто не мог ничего делать. Отключил телефон, сидел дома и ни с кем не общался. Нужно было перезагрузиться. Врачи сказали, что у меня синдром хронической усталости.
— А у меня здоровье, наоборот, улучшилось, — делится Иван. — Раньше из-за ДЦП ноги полностью не выпрямлялись, но за четыре месяца моего «полулежачего» положения на велосипеде сухожилия под коленями естественным образом растянулись — и ноги стали разгибаться. Я уже не говорю о том, насколько я окреп за эту поездку.
Чтобы отблагодарить друзей за исполнение своей заветной мечты, Иван Маслюк обратился на проект «Сюрприз, сюрприз!» телеканала СТБ. С их помощью парню удалось заманить Антона, Сашу и Олега в Киев, как будто для переговоров с издателем, который планирует выпустить о них книгу. Ребята, ни о чем не подозревая, сидели в кафе торгового центра, как вдруг услышали из динамиков голос Вани, который говорил им теплые слова и благодарил за все, что они для него сделали. Олег, Антон и Саша вышли из кафе и увидели, как толпа посетителей, как будто хаотично стоявшая в торговом центре, подняла над головой листы картона с изображением разрозненных кусков карты Европы, и получившийся рисунок оказался тем самым маршрутом из Львова до Лиссабона… А потом из толпы вышли трое мужчин — отцы Антона, Саши и Олега. По очереди взяв микрофон, они поблагодарили своих сыновей за теплоту, широту души, бесстрашие, благородство. И сказали, что гордятся ими.
— Это было невероятно трогательно, — вспоминает Олег. — А еще благодаря шоу «Сюрприз, сюрприз!» о велопробеге узнал Виталий Кличко. Он подарил нам приспособление La Jouillette (мы называем ее «Жюльетка»). Это своеобразные носилки с колесом, с помощью которых инвалида можно легко провозить по болоту, песку, поднимать на гору. Это шикарный подарок!
В этом году мы с ребятами совершили уже 12 походов и восхождений в горы с людьми, у которых ограниченные возможности, но которые всю жизнь хотели путешествовать. Поднимали на вершину мальчика с ДЦП, участницу Паралимпиады, девушку, у которой в 11-м классе отказали ноги и с тех пор она не может ходить, людей с синдромом Дауна. Если бы вы знали, каким счастьем светятся их лица, когда еще невозможное вчера сегодня становится реальностью! Кроме того, мы совершенно бесплатно пересылаем «Жульетку» в другие регионы, где волонтеры, загоревшись нашей идеей, тоже хотят помочь инвалидам путешествовать.
Очень рад тому, что наша благотворительная организация «On 3 wheels» («На трех колесах») не только помогает людям с ограниченными возможностями жить активной жизнью, но и меняет в лучшую сторону отношение общества к ним.
— Какие у вас ближайшие планы? Снова что-нибудь невероятное?
— Ну конечно! Мы с Иваном и другими волонтерами запланировали велопробег по США. 7,5 тысячи километров за шесть месяцев. Сейчас просим о личной встрече американского посла: хотим рассказать о нашем проекте, попросить специальные продленные визы. Потом будем искать спонсоров.
— О том, что это невозможно, даже не думаем, — улыбается Иван. — Я теперь точно знаю: возможно все.
1695Читайте нас у Facebook