Факты
рушники

Ольга Богомолец: "Внезапно возникла идея вставить уцелевшие участки истлевших рушников в паспарту. Получились удивительные картины"

Виолетта КИРТОКА, «ФАКТЫ»

20.06.2017 15:56

Впервые за историю существования фестиваля «Музыка Шопена под открытым небом» дождь помешал все два дня наслаждаться прекрасными произведениями на Острове Любви. Собравшиеся в день открытия гости были размещены в концертном зале замка-музея Радомысль. И это ничуть не испортило ни атмосферу праздника, ни настроение ценителей творчества Шопена. Во второй день музыка звучала под открытым небом — погода была благосклонна.

— Фестиваль музыки Шопена в замке-музее Радомысль объединяет не только украинцев и поляков, но и всех ценителей искусства, — отметил во время открытия мероприятия первый советник посольства Республики Польша в Украине Яцек Жура. — Символично, что в четвертом фестивале принимает участие много детей, которые представят свое видение произведений Шопена, ведь именно в этом году исполняется двести лет с момента дебюта Шопена как музыканта. В далеком 1817 году восьмилетний Фредерик Шопен дал свой первый в жизни публичный концерт. Произошло это в Варшаве, во Дворце Радзивиллов.

Не впервые наряду со взрослыми, маститыми пианистами, за рояль садятся дети. В этот раз они играли сложные произведения Шопена не в отдельной программе, а вместе со взрослыми, чем восхитили гостей. Присутствовали на открытии фестиваля послы Японии, Сербии, Турции, Черногории, Румынии и Молдовы. Они, не скрывая удовольствия, гуляли по территории замка, слушали музыку, изучали коллекцию домашних икон. Изюминкой этого фестиваля стала выставка картин, сделанных из старинных рушников.

— Залы музея домашней иконы я украсила рушниками, которые собирала по всей Украине, — рассказывает основатель и создатель замка-музея Радомысль Ольга Богомолец. — Мы закрепили их между потолочными балками. Получилось здорово. Но, перебирая эти уникальные рушники, я буквально плакала над теми, которые обветшали, частично истлели, были все в пятнах или в дырках. Частично узоры все же сохранились. Выбросить даже самые обветшалые рушники рука не поднималась. Ведь на полотно женщина не просто наносила узор. Она вышивала свою судьбу, свое будущее. Многие узоры несут историю семьи, рассказывают о жизненных перипетиях. Мне все это хотелось не только сохранить, но и рассказать об этом людям.

И у нас с супругом родилась идея сохранившуюся часть узора закрепить на основе, подобрать паспарту и получившуюся картину обрамить. Первую делали сами, продумывая каждую мелочь. Получилось очень здорово. Стало понятно, что так можно оформить и остальные. К каждому узору подобрали тканевое паспарту. У нас получился такой своеобразный «рушарт» — рушниковое искусство. А экспозицию мы назвали «РеинкарНация», подчеркивая тем самым стремление вернуться к традициям украинского народа, к его истокам.

Побывавшие на открытии выставки гости выходили из зала ошеломленными. Многие узнавали рушники, которые висели в хатах их бабушек, прабабушек. «Как будто побывала в доме у своей бабушки», — произнесла одна из посетительниц.

— Для меня такие оценки — самые важные, — улыбается Ольга Богомолец. — Именно этого я и хотела добиться — чтобы мы вспомнили о своих прародителях, о том, как они украшали свои дома, как передавали детям свадебные рушники, как давали в дорогу странникам рушники-обереги, как вышивали мужчинам-воинам специальные символы, призванные защитить во время боя.

Получившиеся картины Ольга Вадимовна планирует перенести на бумагу. Мне подумалось, что отпечатанные картины станут прекрасным украшением-оберегом любого, даже минималистически оформленного офиса, внесут при этом национальный колорит.

— Вышивка на рушниках — это тот национальный код, который объединяет нацию, — считает инициатор выставки. — Нам важно сохранять все то, что создали наши предки.

И если музыку Шопена можно будет послушать под открытым небом только через год, то полюбоваться иконами, традиционной домашней утварью, а теперь и «рушаками», как по-своему, но очень по-домашнему называет картины-рушники Ольга Богомолец, можно всегда. Замок-музей Радомысль открыт для посетителей круглый год.


*Ольга Богомолец: «Вышивка на рушниках — это тот национальный код, который объединяет нацию, поэтому важно сохранить этот вид традиционного искусства». Фото автора