В столкновении военного и гражданского самолетов погибли сын космонавта валерия быковского и жена генерала бориса громова
Весной нынешнего года исполняется 15 лет с того трагического дня, когда над Золочевским районом Львовской области произошла одна из самых страшных и необычных катастроф: поднявшийся с Львовского аэропорта военно-транспортный самолет АН-26 взял курс на Москву и на высоте 1600 метров столкнулся с заходившим на посадку пассажирским самолетом ТУ-134, следовавшим по маршруту «Таллинн--Львов--Кишинев». Мгновенно погибли около ста человек, среди которых были высокопоставленные воинские чины, сын космонавта Валерия Быковского, Валерий Валерьевич Быковский, и супруга известного российского генерала Бориса Громова
«Погода в тот день была мерзкая»
Как это ни удивительно, но никакие документы об этой трагедии не сохранились ни во Львовском областном суде, где проходил процесс над виновниками авиакатастрофы, ни в военной и гражданской прокуратурах. Тем не менее корреспонденту «ФАКТОВ» удалось разыскать людей, согласившихся рассказать о том, что тогда произошло.
-- В то время я был прокурором Львовской транспортной прокуратуры, -- вспоминает нынешний заместитель прокурора области Григорий Ожог. -- 3 мая 1985 года, около 12 часов дня мне позвонил дежурный по областному управлению МВД и сообщил о произошедшем. Через два часа я был на месте. Приблизительно в 15--20 километрах от Золочева на колхозном поле, на относительно небольшом расстоянии друг от друга догорали гражданский и военный самолеты. Погода в тот день была мерзкая -- пасмурно, непрерывно моросил холодный дождь, дул пронизывающий ледяной ветер. Чернозем превратился в сплошное месиво -- оторвать ногу от земли невозможно. Хорошо, что приехавшие военные дали мне яловые сапоги, лишь в них я смог приступить к осмотру места ЧП
В Золочеве тогда стояла бригада Внутренних войск, и они сразу же после падения самолетов оцепили всю территорию. Мне довелось в жизни повидать многое, но в этот раз передо мной предстала действительно ужасающая картина: разбросанные, залитые кровью детали самолетов, вещи, части тел, все вперемешку с грязью. Такое не забывается: изувеченное тело молодой беременной женщины, а рядом лежал абсолютно неповрежденный, так и не успевший родиться ребеночек.
Гражданским самолетом, принадлежавшим эстонскому авиаотряду, управлял Герой Социалистического Труда (фамилию, к сожалению, забыл). Перед вылетом из Львова он снял свой китель и повесил на спинку кресла пилота. Не поверите, но кресло и китель с Золотой звездой Героя на нем полностью уцелели! Мало того, на нем не было ни пятнышка!
На месте трагедии работали многочисленные эксперты, медики, сотрудники милиции, прокуратуры и КГБ. Они вместе с солдатами бригады Внутренних войск собирали останки погибших, вещи, документы, ценности. Никакого мародерства не было. Золото, пачки денег, а многие банкноты были разбросаны по земле, -- все фиксировалось и вносилось в список.
От военного самолета практически ничего не осталось -- перед вылетом в Москву его заправили «под завязку». Поэтому он сгорел до тла вместе с людьми. Именно на нем вторым пилотом был молоденький старший лейтенант -- сын космонавта Валерия Быковского. Летела на нем и жена генерала Бориса Громова. Уже потом мне рассказывали, что, вообще-то, у нее был билет до Москвы на обычный гражданский самолет. Но летевшие в столицу генералы и полковники уговорили женщину сдать билет и лететь с ними.
Столкновение двух самолетов так же маловероятно, как столкновение двух мух на пространстве в один кубический километр
-- Под проливным дождем на месте катастрофы работали целую ночь, -- продолжает свой рассказ Григорий Ожог. -- Утром приехали в прокуратуру и, так и не поспав, продолжили вести обработку информации. Останки погибших отправили в морг Львовского мединститута, а затем доставили самолетом в Киев, где проходили опознание и кремация. Похороны оплатило государство. Часть погибших захоронили на Лычаковском кладбище во Львове, часть -- в Москве (в том числе Быковского и Громову), остальных -- в Таллинне. Родственникам погибших были выплачены значительные денежные компенсации.
В тот же день во Львов прилетели занимавший в то время пост заместителя Генерального прокурора Украины Михаил Потебенько и первый заместитель Генерального прокурора СССР. Была создана следственная группа, куда вошли следователи Львовской транспортной прокуратуры, военной прокуратуры Прикарпатского военного округа, союзной генеральной прокуратуры. Следственные действия велись очень интенсивно. Специалисты установили, что самолеты столкнулись не лоб в лоб, а зацепились крыльями и буквально развалились, падая на землю. Были найдены и так называемые «черные ящики». За секунду до столкновения они записали вскрик Быковского: «Ой, мама!» Видно, в последний момент он понял, что избежать катастрофы уже нельзя -- на огромной скорости на его самолет неслась смерть.
С помощью «черных ящиков» были установлены причины катастрофы и ее виновники -- львовские диспетчеры Павел С. и Александр К. , координирующие в тот день вылеты и посадки самолетов (чтобы не травмировать их родственников, мы не указываем фамилий). Один из них дал разрешение на вылет военного самолета, не проверив, свободен ли воздушный коридор, а второй без проверки повел таллиннский самолет на посадку. Кто-то из них торопился на обед
Вообще-то, столкновение самолетов в воздухе так же маловероятно, как столкновение двух мух на пространстве в один кубический километр. Но оно тогда произошло. К трагедии привела халатность диспетчеров при исполнении своих прямых обязанностей. Причем были они немолоды, и каждый имел за плечами большой профессиональный опыт. Никто из следователей не ставил вопрос «об умышленности». Ясно было, что причиной катастрофы стала забывчивость, расхлябанность, безалаберность, ни в коем случае недопустимые на таком важном участке работы.
«На такой огромной скорости избежать катастрофы было невозможно»
Через полтора месяца напряженной работы специалистов разных ведомств следствие было закончено и направлено во Львовский областной суд. Поддерживать государственное обвинение Генеральная прокуратура СССР поручила прокурору Григорию Ожогу. Диспетчеров обвиняли по статье 77 Уголовного кодекса Украины: «Нарушение правил безопасности движения и правил эксплуатации транспорта, что привело к несчастным случаям с людьми, катастрофам, авариям или другим тяжким последствиям». Прокурор потребовал для Павла С. и Александра К. по 15 лет лишения свободы. Председательствующий на процессе судья Леонид Сопилко с этим согласился. Ни Громовы, ни Быковские на процессе не присутствовали.
Этот довольно подробный рассказ дополнил еще один активный участник тех событий, прокурор-криминалист Львовской областной прокуратуры Валерий Макаренко:
-- Я первым осматривал место падения самолетов. Но попробуй опиши 96 трупов! Прокурор Григорий Ожог распорядился вызвать на помощь еще несколько следователей. Они шли по периметру, описывая все, что встречалось на пути. Было очень трудно и страшно -- попадались части тел, у некоторых ноги буквально «приварились» к плечам. В одном месте нашли несколько тысяч долларов. Сотрудники КГБ тут же оцепили этот участок. Но оказалось, что их вполне легально вез священник из Таллинна.
В обнаруженных «черных ящиках» последний крик действительно принадлежал Быковскому, но за несколько секунд до него «ящики» записали крик находившегося на земле диспетчера Ш. (к произошедшему он отношения не имел, через несколько лет после трагедии умер. -- Авт. ) Зайдя в диспетчерскую, он взглянул на экран локатора и закричал, обращаясь к коллеге: «Хрен собачий! Куда ты его ведешь?! Ты что, не знаешь -- в воздухе встречный!» Но уже было поздно. Как потом установили эксперты, из-за плохой погоды летчики увидели друг друга всего лишь за 50 метров. На огромной скорости, с которой летели оба самолета, избежать столкновения было невозможно.
Эксперты обнаружили любопытную вещь: согласно европейским стандартам, все самолеты оснащаются специальным устройством, излучающим радиоимпульсы, позволяющим «видеть» самолет на экране экране локатора. Военный самолет не был оборудован таким устройством. Это конечно не послужило основной причиной катастрофы, но вероятность столкновения значительно увеличило.
«Никто не ожидал такого огромного срока»
Через несколько дней после катастрофы в авиационный полк, который вместе с гражданской авиацией пользовался Львовским аэропортом, прилетел космонавт Валерий Быковский с женой. Встречать высокого гостя выстроился весь полк. Несколько минут генерал молча стоял перед строем офицеров. А затем, как вспоминают очевидцы, приказал:»Налить всем! Помянем моего сына!» Выпил залпом, от протянутого кем-то огурчика лишь отмахнулся: «Не закусываю!» Уезжая, еще раз распорядился, чтобы в столовой накрыли столы с водкой. Чтобы все по-человечески, по-христиански. За все до копейки расплатился из собственного кармана
Еще один косвенный свидетель этой трагедии, работник Львовского авиаотряда, очень боялся, что за откровения его могут уволить с работы. Поэтому был очень скуп на слова:
-- Все мы были буквально потрясены произошедшим. Павел и Александр считались хорошими диспетчерами и клялись нам, что это был несчастный случай. Ударяться в бега они даже не помышляли, хотя некоторые из наших и советовали им так сделать. Даже деньги предлагали собрать. Рассказывали, что когда они услышали приговор -- 15 лет! -- это их буквально подкосило. Не ожидали и мы такого огромного срока. А после суда некоторые товарищи Павла и Александра по сути их предали, хотя те им частенько помогали. Никто не отваживался навестить их родных, поинтересоваться, как они живут
Больше свидетелей этой трагедии найти не удалось. По амнистии Павел и Александр несколько лет назад были досрочно освобождены. По некоторым данным один из них умер, следы второго затерялись в Кировограде. Умер и прекрасный человек, начальник авиаотряда Виктор Гусев. Вот кто больше всех знал о том, что тогда произошло. Адвокаты осужденных диспетчеров, по слухам, давно уже проживают в Германии и Израиле.
Несколько часов подряд корреспондент «ФАКТОВ» разъезжал по сельским дорогам, пытаясь отыскать хоть какой-то памятный знак на месте падения самолетов, но так ничего и не обнаружил. Жители близлежащих сел лишь удивленно пожимали плечами. Многие из них об этой авиакатастрофе слышали впервые
«Facty i kommentarii «. 1 февраля 2000. Жизнь
8587
Читайте нас в Facebook