Дочь Кира Булычева: «Отец писал ночами, лежа... на полу. Днем отвлекали бесконечные телефонные звонки»
Поклонникам фантастического жанра хорошо знакомо имя писателя Кира Булычева. Он автор сценария к фильму «Через тернии к звездам», а также к многими из нас любимому мультфильму «Тайна Третьей планеты». По мотивам повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед» снят и известный фильм «Гостья из будущего», имевший громкий успех в середине
О том, каким человеком был ее отец, «ФАКТАМ» рассказала дочь писателя архитектор Алиса Лютомская.
«Папа был ученым-востоковедом, автором многих монографий, доктором исторических наук»
— Алиса Игоревна, правда, что вы стали прототипом Алисы Селезневой — знаменитой булычевской девочки из будущего?
— Да, моим именем папа назвал свою героиню. Оно запоминающееся, так как встречается нечасто. А Селезнева — девичья фамилия моей бабушки. Отец любил «заимствовать» для своих героев имена у родственников и друзей.
*Алиса Лютомская: «Отец придумал псевдоним, скомпоновав имя жены Кира и фамилию своей матери Булычева» (фото из архива Алисы Лютомской
— Что в вашем доме сегодня напоминает об отце?
— На него очень похож мой сын Тимофей, ему сейчас 22 года. А если имеете в виду вещи, осталось много папиных подарков, например, коралловые бусы необыкновенной красоты, которые ему преподнесла в дар жена бывшего правителя Филиппин Имельда Маркос. На стенах висят написанные отцом акварели.
— Наверняка Кир Булычев, человек устремленный в будущее, любил разного рода технические новинки?
— Нет, с подобными вещами он был как раз на «вы». Даже электрическую пишущую машинку отказался осваивать — говорил, что на механической ему печатать приятнее. На компьютере тоже не работал. Мобильным телефоном пользовался, но неохотно. Одним словом, с техникой папа не дружил. Даже автомобиль не водил, за рулем была мама, а в случае необходимости отец ловил такси. В своих произведениях, к слову, в технические подробности никогда не углублялся.
— Кир Булычев — это ведь псевдоним. Настоящее имя — Игорь Всеволодович Можейко.
— Да, это так. Отец был ученым-востоковедом, автором многих монографий, доктором исторических наук. В Институте востоковедения АН СССР работал до самой смерти. А фантастику начал писать в свободное от работы время — в 32 года. Псевдоним был необходим, так как «совместительство» в советское время не одобрялось. Фразу «Что ты, Игорек, занимаешься глупостями? Лучше бы науку двигал!» папе приходилось слышать не раз. Поэтому придумал псевдоним, скомпоновав имя жены Кира и фамилию своей матери Булычева. Но Киром Булычевым его никто не называл. В семье, друзья, коллеги всегда обращались «Игорь». К слову, так называла папу и я. Псевдоним «рассекретился», когда отец в 1982 году был удостоен Государственной премии за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и мультфильму «Тайна Третьей планеты».
— Завистников и недоброжелателей у Кира Булычева было много?
— Разумеется. Папа ведь был человеком успешным, ярким. Как он относился ко всему этому? Как к временному недомоганию. У него было потрясающее чувство юмора.
«Одно время собирал старинные пистолеты, потом — сабли, военные головные уборы...»
— Кир Булычев много путешествовал по миру?
— В конце
— Чем отец увлекался кроме литературного творчества?
— У него был «веер интересов»: фалеристика (коллекционирование наград. — Авт), нумизматика... Коллекции его нельзя назвать большими и ценными. Отец больше собирал не атрибутику, а информацию о ней. Затем писал об этом книги. Считал себя большим знатоком фалеристики.
— Откуда такое необычное хобби?
— Всегда проявлял большой интерес к истории. А познавать ее через предметы — это же удовольствие. Одно время собирал старинные пистолеты, потом — сабли, военные головные уборы: каски, треуголки... Конечно, о таких раритетах, как, к примеру, треуголка Наполеона, не могло быть и речи. Подобные вещи стоят нереальных денег. Гонорары же за писательский труд не были баснословными. Более того, чтобы начать собирать какую-то новую атрибутику, обычно приходилось расставаться со старой коллекцией.
Все это, конечно, были интересные вещи. Например, мне очень нравился багор венецианского гондольера периода XIX века — огромная палка с крюком на конце, «инкрустированная» экзотическими монетками, которые доставались владельцу. Все они прибивались маленькими латунными гвоздиками. Мне этот багор казался игрушкой невероятной красоты!
— Спортом отец занимался?
— Любил смотреть спортивные передачи, особенно футбол. В юности ходил в походы.
— С вашей мамой Кирой Сошинской, художницей и иллюстратором многих книг Кира Булычева, отец ведь познакомился еще в студенческие годы?
— Да, в какой-то общей компании. Мама красивая и умная, папа ярок интеллектом, пара сложилась легко. Свадьбы не было, просто расписались. Обоим было чуть больше двадцати. Прожили вместе всю жизнь — свыше сорока лет. В маминой квартире осталось все практически так, как было при папе.
— Каким человеком запомнился вам отец?
— Остроумным и оптимистичным. Хотя, бывало, находила печаль. Писал папа ночами, лежа на полу. В это время суток ему работалось хорошо — можно было сосредоточиться. Днем отвлекали бесконечные телефонные звонки.
— От быта далек был?
— Очень. Единственное — покупал продукты. Одевался достаточно консервативно: рубашка, галстук, костюм. Пиджак носил всегда, так как нужно было набить все карманы какими-то бумажками, блокнотами... На плече — тяжеленная сумка, полная книг. Из-за этого у него болела спина. В еде был неприхотлив. Любил отварную говядину, присыпанную солью. Из напитков предпочитал молоко.
— Ваша семья имела дачу?
— В 1990 году купили крошечную в Подмосковье, но спустя лет пять она сгорела. На самом деле отец не был дачником. С лопатой в руках даже в кошмарном сне его нельзя представить. Обычно лежал на газоне и читал книги. В отпуск практически никогда не ходил. По воскресеньям встречался с коллекционерами, общество которых в СССР существовало полулегально. Собирались они то на Ленинских горах, то в Парке культуры. Временами разгонялись милицией. Несколько раз отец брал и меня с собой.
Хорошо запомнилась наша с ним поездка в Прибалтику. Мне было лет десять. Мама не поехала, так как ухаживала за болеющей бабушкой. Поездка оказалась полна приключений. Сначала взорвалась бутылка, поскольку папа, человек непрактичный, влил в нее кипяток. Потом я порезалась перочинным ножиком, которым разрешил попользоваться. Жизнь за эту неделю открылась для меня с «неформальной» стороны.
«К мистике и астрологии относился скептически. Смотрел на мир глазами ученого»
— В одном из интервью Кир Булычев говорил, что предсказать будущее невозможно. И приводил пример, как в Англии во второй половине XIX века прогнозировали, что через сто лет Лондон будет завален конским навозом по вторые этажи, ведь количество карет и лошадей на улицах города с каждым годом становилось все больше.
— Отец действительно считал, что предугадать будущее нельзя. В том числе писателю-фантасту. Он говорил, что знает лишь один случай реального предсказания. Писатель-фантаст Иван Ефремов предсказал нахождение алмазов в Якутии, когда об этом еще никто не знал. Но предсказание это отнюдь не случайно. Иван Ефремов, член-корреспондент Академии наук, был одним из крупнейших геологов мира, участвовал в экспедициях...
— Но иногда ведь случаются, наверное, и мистические совпадения?
— К мистике и астрологии отец относился скептически. Смотрел на мир глазами ученого. Все подвергал анализу. Под рукой у отца всегда были энциклопедии и другая справочно-информационная литература.
— С кем из известных современников общался Кир Булычев?
— В молодости — с Борисом Мессерером, Беллой Ахмадулиной, конечно, хорошо знал коллег-писателей — например, братьев Стругацких. Отец очень любил читать фантастику. Обожал Саймака, Брэдбери, Азимова, Ефремова...
— Как Кир Булычев относился к славе?
— Почитатели таланта звонили, писали. После выхода фильма «Гостья из будущего» приходили письма такого содержания: «Игорь Всеволодович, я люблю Наташу Гусеву (актриса, сыгравшая Алису Селезневу в фильме „Гостья из будущего“. — Авт.). Сообщите, пожалуйста, ее номер телефона и адрес». Один двенадцатилетний мальчик даже хотел на ней жениться. Забавно...
*В пятисерийной кинокартине «Гостья из будущего», снятой в 1984 году по мотивам повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед» и имевшей огромный успех, снялась
Конечно, было много встреч. Например, с космонавтами. Но больше всего отцу все-таки нравилось прийти домой, лечь на пол и погрузиться в творчество. Он словно стремился сэкономить жизненное время, чтобы побольше успеть сделать того, что было для него интересно.
— Какие произведения отца вам особенно близки?
— Больше всего люблю серию рассказов про Великий Гусляр, все, что об Алисе, и роман «Река Хронос», над которым отец работал под конец жизни.
— От чего умер Кир Булычев?
— От рака. Отец прожил 68 лет. Знаете, несмотря на оптимистический склад характера, у него была нехорошая установка, что долго он не проживет. Говорил: «Мой отец умер в 69 лет. Думаю, и я дольше не проживу». Десять лет уже нет отца, даже не верится...
7766Читайте нас в Facebook