Менеджеры «Нафтогаза» продают вместо газа опасную смесь, — эксперты
НАК «Нафтогаз» и «Укргаздобыча» под руководством Алексея Чернышова и Олега Толмачева отчитываются о росте добычи газа государством. Однако за счет чего? Специалисты в отрасли утверждают: газовики могли сознательно нарушить нормы эксплуатации месторождений, в результате чего формально был выполнен план, однако в подземные хранилища был закачан некачественный газ.
Недавно государственная компания «Укргаздобыча» отчиталась, что ей якобы удалось в 2023 году сломать тенденцию к падению добычи и увеличить суточную добычу газа. В комментарии нашему изданию глава УГО Олег Толмачев заявил, что ожидаемый прирост добычи составит 700 миллионов кубометров.
Напомним, в 2022 году УГД, по официальной информации, добыла 12,5 миллиарда кубометров. В том году падение добычи составило 3% по сравнению с довоенным 2021 годом.
В общем, вопрос об объеме добычи — один из ключевых в деятельности газовиков. Ведь ликвидация последствий падения добычи может занять несколько лет. Так что рост в этом году — это оптимистический показатель. Однако каким образом это удалось?
Начиная с 2016 года, УГД обеспечила новой техникой буровое предприятие «Укрбургаз», что позволило в десятки раз увеличить темпы бурения. Также были освоены технологии гидроразрыва пластов, что позволило эксплуатировать запасы газа, которые раньше было трудно поднять. Кроме того, была начата крупная кампания по сейсмической разведке.
Поэтому нынешнее руководство УГД, назначенное в январе этого года, получило наверняка лучшие стартовые позиции для увеличения добычи.
Но специалисты в отрасли, опрошенные изданием, утверждают: выполнение плана роста добычи стало возможным благодаря Моспановскому и Западно-Белозерскому газоконденсатным месторождениям, которые ускоренными темпами введены в опытно-промышленную разработку.
Причем с нарушениями нормативных документов на разработку месторождений и, как следствие, режимов эксплуатации скважин. Что стало следствием этих нарушений, благодаря которым Толмачев и его непосредственный руководитель — глава НАК «Нафтогаз» Алексей Чернышов — смогли отчитаться об увеличении объемов добычи?
Некачественный газ
Оператор газотранспортной системы Украины (ОГТСУ) официально заявил, что за 9 месяцев этого года УГД уплатила более 635 миллионов гривен штрафа за подачу в ГТС некачественного газа. А уже в ноябре эта сумма всего за один месяц составила 240 миллионов гривен. То есть результатом года может стать уплата более миллиарда штрафных санкций за некачественный газ.
О чем идет речь? О восстановлении практик, которыми активно пользовались крупнейшие газовые магнаты Украины из прошлого — смешивание природного газа с углекислым и азотом.
Постепенно ведь и так не шикарные украинские газовые месторождения истощаются. По мере истощения давление на месторождении падает. Но в ГТС и газопроводах оно остается неизменным. Для того чтобы газ физически мог попасть в трубу, необходимо привлечь дополнительные компрессоры. Такие компрессоры работают на газе собственной добычи. То есть часть добытого газа тратится на то, чтобы объем попал в газопровод.
Согласно требованиям оператора ГТС, для обеспечения соответствия качества газа необходима дополнительная инфраструктура по очистке и подготовке. На сегодняшний день почти на всех объектах УГО используется оборудование, которому 15−20 лет. Даже на новых месторождениях УГД использует старое оборудование, демонтировав его на других месторождениях компании.
В случае, если установлена качественная и современная оснастка, а также обеспечена реализация проектных решений эксплуатации месторождений и при выполнении ряда других условий система работает гармонично, обеспечивая требования по качеству газа. В случае вмешательства в режимы работы месторождения, несвоевременного и некачественного обслуживания возникают проблемы с качеством газа. А именно — увеличение в нем частицы углекислого газа и азота.
Манипуляция с добычей
В общей сложности существует 45 точек входа, через которые УГД подает газ в ГТС. Согласно отчету ОГТСУ, на 35 точках входа госкомпания поставляла некачественный газ, который смешивался с газом частных добывающих компаний.
Общий объем поставленного некачественного газа составляет от 66% за 9 месяцев текущего года и достиг рекордных 89% от валовой добычи газа в ноябре 2023 года. А есть еще объемы, которые УГВ подает напрямую местным потребителям через газовые сети в Балаклеевском, Изюмском, Валковском и Богодуховском районах. В этом случае качество и объемы вообще никем не контролируются.
И уже известны случаи, когда из-за так называемого «красного газа» (такой визуальный эффект дает высокая доля примесей в некачественном газе) в бытовых газовых плитах, рассчитанных на качественный «синий газ», происходили взрывы.
Наличие большой части азота объясняется тем, что Котелевское газоконденсатное месторождение находится на поздней стадии эксплуатации. Там давление и скорость подъема газа из недр снижаются. Поэтому жидкие углеводороды, конденсат, остаются в пласте, и значительные объемы могут быть не изъяты.
А для удлинения добычи тяжелых фракций построены азотные установки, закачивающие газ в пласт. Недавно несколько сел в Полтавской области, питающихся газом напрямую от Котелевского месторождения, были отключены от снабжения газа оператором ГТС из-за прорыва азотных пачек.
С технологической точки зрения, как утверждают специалисты, такого не могло случиться. Если только азотную установку намеренно не использовать для прямой подачи азота в газопровод с целью имитации работы месторождения. По оценкам, такая манипуляция позволяет увеличивать объемы подачи до 20 тысяч кубометров в сутки или более чем на 7 миллионов кубометров газа в год только на одной такой установке.
С углекислым газом несколько иная история. 60% от всех штрафов УГД уплатило именно из-за превышения этого показателя. Такое существенное увеличение примеси по сравнению с 2022 годом можно объяснить только вмешательством в режимы работы месторождений.
Специалисты утверждают, что это может означать, что руководство УГД и «Нафтогаза», осознавая дефицит добытого газа более чем в 1 миллиард кубометров, приняло решение об отклонении от проектов разработки месторождений и изменило режимы работы скважин. Из-за чего содержание углекислого газа резко возросло, но предприятие получило возможность к концу года отчитаться о росте добычи.
«Несоответствие физико-химических характеристик природного газа, который передавался с мест добычи в газотранспортную систему, однозначно говорит о нарушении технологического процесса на этапе добычи, очистке природного газа или его транспортировке к точкам входа в газотранспортную систему. А вот масштабы проблемы, если судить по величине начисленных штрафов за поставку некачественного газа, наводят на мысль, что это могла быть не случайность, а системная проблема. Возможно, в погоне за наращиваниями объемов добычи начали пренебрегать технологией и стандартами», — говорит эксперт по вопросам энергетики Украинского института будущего Андриан Прокип.
«В прошлом у нас уже был опыт, как, пытаясь нарастить объемы выпуска, нарушались технологические режимы работы скважин, что впоследствии негативно влияло на их производительность. Был также опыт „приписок“ — непрозрачности относительно данных о производственно-технологических потерях, объемах валовой и товарной добычи», — добавил он.
Прокип отмечает, что «крайне важно соблюдать технологию, не допускать хищнической добычи, чтобы достижение количественных показателей не происходило за счет ухудшения качественных».
Здесь стоит отметить, что один из фаворитов в команде президента Владимира Зеленского, глава «Нефтегаза» Алексей Чернышов, был назначен всего за несколько месяцев до того, как пост руководителя УГД занял Олег Толмачев. Руководитель НАК не работал в отрасли и просто не знает чисто технологических нюансов, как газовики манипулируют объемами добычи. Однако о них отлично известно Толмачеву.
Сугубо политически оба руководителя, по итогам года, должны были отчитаться об удачной работе. Что они и сделали, достигнув показателей роста добычи. Остался единственный вопрос — объемами добычи чего именно?
«Действительно, проблема нынешнего руководства „Нафтогаза“ и „Укргаздобычи“ в том, что в погоне за собственными политическими баллами и амбициями Чернышов и Толмачев готовы разрушать систему добычи газа в государстве. Подтверждением тому является сокрушительная эксплуатация на истощение Моспановского и Западно-Белозерского газоконденсатных месторождений. За их счет сегодня рисуют красивые графики роста добычи, но не сообщают, что через несколько лет эти месторождения будут закрыты. Зато глава „Нафтогаза“ Чернышов отчитается о росте добычи газа», — говорит эксперт по энергетическим вопросам Юрий Корольчук.
По его словам, «схема Чернышова-Толмачева заключается в смешивании природного газа с углекислым газом и азотом». Это последствия незаконного вмешательства в режимы работы месторождения, когда компания не тратит средств на подготовку и очистку газа перед подачей его к потребителю. Отсюда и проблемы с калорийностью газа и его качеством", — отметил Корольчук.
Эксперт считает, что «снижение качественных показателей газа является огромной проблемой для населения». «Население получает не просто газ более низкого качества, а переплатит по итогам отопительного сезона не одну сотню гривен», — добавил Корольчук.
Другой эксперт по нефтегазовой промышленности Геннадий Сикалов утверждает, что вопрос с манипуляциями цифрами не нов для отрасли. «Не случайно руководители управлений магистральных газопроводов Украины становились состоятельными людьми, становясь гарантами сохранения тайны объемов добытого и заведенного в ГТС газа. Но вопрос еще и в том, что и Чернышов, Толмачев, Охотников и другие являются всего лишь назначенными финансово-промышленными группами, нацеленными на распил бюджетов как „Нафтогаза“, так и УГВ в размере 2−3 млрд долларов в год», — говорит он.
Сикалов добавляет, что на сегодняшний день нет информации, что УГД, уплатив миллиардные штрафы оператору ГТС, компенсировала населению и промышленным потребителям миллиарды за поставленный некачественный газ.
«Отмечу, что месячная заработная плата одного только Толмачева достигает 70 тысяч долларов США, а фонд заработной платы „эффективных“ менеджеров из „Нафтогаза“ и УГО оценивается по меньшей мере в сотню миллионов гривен. Считайте, потребитель за свой счет удерживает менеджеров, которые поставляют ему вместо газа какую-то взрывоопасную смесь», — отметил Сикалов.
«И, на мой взгляд, суперменеджеров, которые не способны добыть менее одного процента от учтенных по УГД запасов углеводородов, нужно возвращать эйчарам, которые их туда привели. А на их место назначать местных специалистов, например Владимира Щербину, который является гражданином Украины и не прячет свою семью по заморским юрисдикциям», — отметил эксперт, добавив, что эта ситуация — материал для работы правоохранительных органов.
Следует подчеркнуть, что сейчас в стране существует уникальная ситуация, когда внутренняя добыча полностью покрывает потребность как бытовых потребителей, так и промышленности. Это стало следствием войны, оккупации территорий, потери промышленных объектов, но, к сожалению, не благодаря стремительному освоению действительно огромных запасов газа (больше триллиона кубометров), которыми владеет Украина.
Выходит так, что УГД и, как следствие, «Нафтогаз», отчитываясь о росте добычи на 5%, закачали в подземные газовые хранилища Украины просто некачественный газ. И таким образом выполнили формальный план.
Напомним, глава «Нафтогаза» Алексей Чернышов настаивал на том, чтобы в Украине пересмотрели тарифы на газ и приняли решение о повышении цены на голубое топливо. Кроме того, тарифы на свет могут вырасти до 3,5 грн за киловатт.
25576Читайте нас в Facebook