Виновно правительство? Стало известно, почему повестки приходят людям, по закону имеющим право на отсрочку
Украинцы начали получать повестки через «Укрпочту», при этом среди них есть и родные пропавших без вести военных.
Но согласно обновленному закону «О мобилизационной подготовке и мобилизации», они имеют право на отсрочку, пишет «Медийная инициатива по правам человека».
Правозащитники уточняют, что такое право предоставляется «женщинам и мужчинам, чьи близкие родственники (муж, жена, сын, дочь, отец, мать или родной (полнородный) брат или сестра) пропали без вести во время осуществления мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживание вооруженной агрессии РФ в Донецкой и Луганской областях, а также при обеспечении национальной безопасности и обороны, отпоре и сдерживании вооруженной агрессии против Украины во время действия военного положения».
Причиной может стать то, что вместе с новым законом вступило в силу постановление Кабмина № 560 о порядке призыва граждан на военную службу во время мобилизации на особый период. В этом постановлении говорится, что при наличии оснований для отсрочки лицо должно предоставить подтверждающие документы.
Для тех, у кого близкий родственник пропал без вести, заявитель должен предоставить решение суда о признании лица пропавшим без вести при особых обстоятельствах. Именно это требование создает проблемы для получения отсрочки, отмечают в издании.
Юрист и координатор групп семей военнопленных ОО «Медийная инициатива за права человека» Елена Белячкова пояснила, что признать личность без вести пропавшим может только суд. Для этого должно быть отсутствие в течение года сведений о местонахождении лица.
В то же время, согласно правительственному постановлению, статус пропавшего без вести человек приобретает не по решению суда, а в соответствии с нормами специального закона — «О правовом статусе лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах».
Чтобы собирать такие сведения, создан Единый реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах. С момента внесения в реестр сведений об исчезновении личности такой человек приобретает статус пропавший без вести при особых обстоятельствах. Моментом, от которого лицо будет считаться пропавшим без вести, является дата подачи заявления об исчезновении.
В «Медийной инициативе за права человека» отмечают, что правительство своим постановлением № 560 объединило (или перепутало) эти два статуса, тем самым создав юридическую коллизию. Из-за этой неразберихи возникают ситуации, что родственников пропавших без вести действительно мобилизуют.
О случаях мобилизации родственников пропавших без вести подтвердил представитель Координационного штаба по обращению с военнопленными, сообщает ТСН.ua.
При этом он заверил, что Координационный штаб уже подал рекомендации Минобороны и Генштабу по урегулированию этой коллизии.
В свою очередь известный украинский адвокат Ростислав Кравец в интервью изданию подчеркнул, что ТЦК не имеют права мобилизовать родственников пропавших без вести военных.
«Если лицо имеет на руках документы, подтверждающие родственные связи с лицом, пропавшим без вести, и есть соответствующий акт, который составил ТЦК или воинская часть, что лицо пропало без вести, и ему осуществляются выплаты, то действия ТЦК по мобилизации таких лиц являются неправомерными», — говорит Кравец.
По его словам, такие действия военных являются превышением полномочий, за что для работников ТЦК предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком до 12 лет.
«Единственное, что, к сожалению, ГБР, которое должно расследовать такие уголовные производства, не обращает на это внимания» , — говорит юрист.
Кравец прокомментировал, что в ТЦК требуют для получения отсрочки постановление суда о признании лица пропавшим без вести.
«ТЦК могут ссылаться на что угодно. Если есть выплаты, если есть подтверждение, лицо может отказаться официально от мобилизационного распоряжения и настаивать на рассмотрении его заявления об отсрочке» , — отмечает адвокат.
По словам Кравца, если представители ТЦК игнорируют заявление о предоставлении отсрочки, лицо может правомерно отказаться от мобилизации.
В случае, если это лицо направляется из ТЦК в воинскую часть, человек должен немедленно сообщить командиру воинской части об этих обстоятельствах — что он имеет право на отсрочку и что представители ТЦК не рассмотрели его заявление о предоставлении отсрочки.
«Командир части обязан это лицо, так сказать, провести за пределы части, чтобы оно могло спокойно добраться домой. Если и командир части этого не делает, это также будет считаться нарушением законодательства. Нужно защищать свои права и не молчать. Конечно, случаются случаи, когда отбирают телефоны, и я бы советовал сразу обращаться в ГБР и Нацполицию о похищении человека.
«Учитывая уровень цифровизации страны, это нужно и возможно сделать. Единственное, для этого нужно политическое решение, чтобы прекратить злоупотребление ТЦК», — считает Ростислав Кравец.
Как сообщали «ФАКТЫ», Национальный банк подготовил изменения в законодательство, которые могут упростить арест имущества и взыскание средств исполнительной службой. Эти изменения могут быть рассчитаны на упрощение взыскания средств со счетов уклоняющихся от мобилизации.
662Читайте нас в Facebook