Факты
АЗС бензин

Больной вопрос

Существенного подорожания бензина пока не будет?

Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»

21.03.2013 16:13

Премьер-министр Николай Азаров выступил против введения пошлин на импорт нефтепродуктов из Белоруссии

«ФАКТЫ» уже сообщали, что есть вероятность существенного подорожания горючего в Украине. По мнению экспертов, стоимость литра нефтепродуктов может вырасти на 1−1,8 гривни, если государство введет пошлины на импорт нефтепродуктов из Белоруссии. Правда, глава правительства выступил против введения пошлин.

Напомним, что четыре украинских нефтеперерабатывающих завода подали жалобу в Министерство экономического развития и торговли с просьбой возбудить антисубсидарное расследование в отношении импорта нефтепродуктов из Белоруссии. Якобы эта страна предоставляет своим нефтепереработчикам шесть типов субсидий на общую сумму более 180 долларов за тонну нефтепродуктов. Именно такой пошлиной и предлагают обложить импорт топлива из Белоруссии.

Большинство украинских и белорусских специалистов считают, что жалобы НПЗ необоснованны, а намеченное ограничение на поставки приведет лишь к сокращению доли высококачественного топлива на рынке и росту цен. Эксперты отмечают, что владельцы нефтеперерабатывающих заводов, не желая вкладывать свои деньги в модернизацию устаревшего оборудования и вести открытую конкурентную борьбу, предпочитают устранять конкурентов через правительство.

Но, оказывается, глава правительства негативно относится к действиям своих подчиненных. Премьер-министр Украины Николай Азаров выступил против введения пошлин на белорусские нефтепродукты, подчеркнув, что государство не может вводить пошлину по желанию хозяев НПЗ.

— Мы не можем идти на введение пошлин в условиях, когда стоимость нефтепродуктов — одна из очень серьезных составляющих цены продуктов питания, — заявил Николай Азаров. — Это ударит по всем.

Стоит учесть, что украинские НПЗ приватизированы. Все они в частных руках, и проблема в том, что хозяева заводов не занимались модернизацией производства. Приобрели предприятия еще советского уровня, выпускают они до сих пор топливо советского стандарта с большим количеством отходов. В условиях огромной экспортной пошлины на нефть в России (более 400 долларов за тонну) и мировых цен на черное золото переработка на отечественных заводах неэффективна.

Россия не снизит экспортную пошлину на нефть. Поэтому выход один: вкладывать деньги в модернизацию и при существующей цене нефти производить рентабельный и качественный бензин.