Факты
милляр

Как это было

Каждый раз, надевая костюм Нечистого, Георгий Милляр крестился и просил у Бога прощения "за хулиганство!»

Лариса КРУПИНА, «ФАКТЫ»

06.01.2015 1:00

«ФАКТЫ» разузнали, как создавались лента гениального советского режиссера-сказочника Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки», снятая более пятидесяти лет назад, и другие известные и малоизвестные экранизации бессмертной повести Гоголя

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле…»

Ну как в эти рождественские дни без Гоголя?

— Многие так полюбили старый советский фильм Александра Роу, что считают его первой экранизацией повести, — рассказывает «ФАКТАМ» киновед Роман Крицбер.Но впервые прекрасный рождественский сюжет облюбовал в 1913 году сценарист, режиссер, оператор и художник в одном лице Владислав Старевич. Шедевром мирового кино, вошедшим в тридцатку лучших немых фильмов мира, картину сделала изобретательность режиссера, который экспериментировал с мультипликацией. Например, в сцене поедания Пацюком вареников, во всех экранизациях фильма будоражившей воображение зрителей, Старевич просто нарисовал летающие вареники и наложил анимационную пленку на киносъемку. Он сделал Черта маленьким — прорисовал миниатюрный силуэт, который мог поместиться даже Вакуле в карман.

А как хорош был Черт в исполнении гениального русского актера Ивана Мозжухина! Старевич, правда, считал, что Мозжухин слишком мягок и добр для роли рождественского беса, пока однажды к режиссеру кто-то не постучался в дверь. Открыв, хозяин едва не лишился дара речи: перед ним стояло отвратительное косматое чудовище (чтобы войти в образ, Мозжухин гримировался три часа). Когда чудовище спросило, может ли оно получить роль Черта, ошеломленный Старевич лишь пролепетал: «Да…» В процессе съемок Старевич усовершенствовал грим (теперь его накладывали полдня), и эксцентричный, мерзко хихикающий черт стал фишкой фильма.

Дальше за Гоголя взялись уже советские кинодеятели. В 1944 году режиссеры Центральной объединенной киностудии художественных фильмов Михаил Шапиро и Надежда Кошеверова поставили полнометражный черно-белый художественный фильм-оперу «Черевички». Это была экранизация одноименной оперы Чайковского, либретто которой написал известный поэт Яков Полонский по мотивам повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Премьера фильма состоялась в апреле 1945 года. В роли Оксаны в советской опере снялась драматическая актриса и певица Лилия Гриценко, родившаяся в 1917 году в Горловке. Талантливая украинская дивчина успешно играла в школьном оперном театре. Поставленная в нем опера «Наталка Полтавка» прошла все этапы советского конкурса самодеятельности, и Лиля попала на учебу в студию при Большом театре, а позже поступила в оперно-драматическую студию при Театре Станиславского на оперное отделение.

— За Гоголя ведь брались и мультипликаторы. В Интернете я увидела первый советский мультфильм «Ночь перед Рождеством». Но что-то я его в своем детстве не помню. Не показывали.

— Разумеется! Ведь слава художественного фильма Роу затмила первый мультфильм по Гоголю, и тот со временем перестали показывать. А зря! Очень славный мультфильм. Его в 1951 году сняли сестры-мультипликаторы Валентина и Зинаида Брумберг. Черта срисовали с тощего черного котенка, которого притащил кто-то из художников. Наблюдая за тем, как резвится животное, мультипликаторы придумали образ мультяшного черта — забавного и не очень страшного.

Приключения гоголевских героев в 1977 году экранизировал классик украинской анимации Евгений Сивоконь. Мультфильм назывался «Приключения кузнеца Вакулы». Через двадцать лет, в 1997 году, появился кукольный мультфильм «Ночь перед Рождеством» московского режиссера Екатерины Михайловой. И наконец в 2001-м вышел мюзикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», снятый украинским режиссером Семеном Горовым.

В фильме гениального советского режиссера-сказочника Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки» снимался российско-украинский состав. Проблемой было найти настоящую украинскую красавицу: Роу пересмотрел уже несколько сотен претенденток. Исполнительница главной роли Оксаны, 19-летняя выпускница первой послевоенной актерской студии при Театре имени Франко Людмила Мызникова на глаза Роу попала случайно: пришла на другие кинопробы по приглашению представителей «Беларусьфильма». Увидев юную хорошенькую актрису, Роу воскликнул: «Вот же наша Оксана! Мы нашли ее!» Вакулу сыграл студент Киевского театрального института Юрий Тавров.


*Юной Людмиле Мызниковой и Юрию Таврову, исполнившим роли Оксаны и Вакулы, многие приписывали роман и в жизни. На самом деле актеры даже не дружили (кадр из фильма.1962 год)

— В «Вечерах…» снимались замечательные профессионалы — Александр Хвыля, Николай Яковченко, Сергей Мартинсон, которого я просто обожала, — рассказывала в одном из интервью известная советская и российская актриса Людмила Хитяева, исполнительница роли Солохи. — Сергей Мартинсон, в фильме дьяк Осип Никифорович, в прошлом опереточный актер. Он замечательно двигался, был очень пластичным и обладал прекрасным чувством юмора. Когда он тянул руку к моей шее и гнусавым голосом спрашивал: «А что это у вас, божественная Солоха?», никто не мог удержаться от смеха. Добрейшего Хвылю, исполнителя роли казака Чуба, называли главным Дедом Морозом Советского Союза. Пацюка играл потрясающий украинский комедийный актер Николай Яковченко.

Я тогда молоденькая была, тоненькая, а нужно было играть женщину в самом соку, мать взрослого сына Вакулы. Поэтому меня слегка состарили и «уплотнили». Чтобы получился настоящий украинский зад, надели несколько юбок. А я, стараясь выглядеть постарше, голову наклоняла — и появлялся второй подбородок. Правда, несмотря на все ухищрения, глаза у Солохи все равно остались молодыми, задорными, но ведь Александр Артурович как раз этого и хотел.

Черту Георгию Милляру на съемках пришлось, пожалуй, труднее всех. Снимали не только в павильонах, но и на улице. Все в кожухах и тулупах, а на нем лишь тоненькое черное трико с пришитыми поверху редкими волосками. Представьте себе: мороз, снег, да еще, чтобы создать иллюзию метели, ветродуй включали, а Милляр почти раздет. Георгий Францевич потом жаловался, что снежинки от сильного ветра превращались в лед и буквально впивались ему в тело. Но, мне кажется, самым страшным для него было не это, а то, что он, человек верующий, играл такого нечестивого персонажа. Каждый раз, надевая костюм Черта, Милляр крестился и говорил: «Господи, прости меня за это хулиганство!»

— Часть съемок проходила в московских павильонах, а часть — на Кольском полуострове, — рассказывает участник интернет-сообщества «Кольский полуостров в фильмах» Андрей Нечипуренко. — Кинематографисты любят наши заполярные зимы. Тем более что в Украине в тот год зима была малоснежная. Ну где еще найдешь такие пейзажи! Снежные горы, глубокие снега, кристально чистые озера, ели и сосны, которые особенно хорошо смотрятся в погожий солнечный день. Режиссер Александр Роу частенько наведывался в наши края. В 1938 году он снял сказку «По щучьему велению», в 1961-м — «Ночь перед Рождеством». Съемки проходили в марте. В поселке «13 километр» под городом Кировск за несколько дней построили настоящее украинское село. Часть домов была… картонной. Строили лишь фасад. Зато в картине они выглядят как настоящие. Только что дым не идет. Актеров для массовки набирали по объявлениям, развешанным в Кировске.

Сниматься хотели все: студенты, рабочие. Не корысти ради (за съемки платили два с половиной — три рубля в день), а из любви к искусству. И если со сценами массовых гуляний проблемы не было — доморощенные актеры в свое удовольствие катались на санях, бросали снежки, смеялись, то петь им не разрешали. Настоящие украинские песни-колядки снимали так: российские парни и девчата синхронно открывали рты, а неподалеку стояли машины, откуда звучала аутентичная запись украинского хорового пения.

Премьера фильма состоялась 8 января 1962 года в большом зале дворца культуры комбината «Апатит» в Кировске. Зрители были в восторге. Потом, правда, всплыли огрехи: в мешках у кузнеца Вакулы хранился древесный уголь, но вылезший из одного из них казак Чуб оказался чистым, герои фильма крестились троеперстно, а голова (председатель) — двумя перстами, как старообрядец. Да и сказочные хрустальные черевички для миниатюрной Оксаны выглядели на экране слишком большими. Кстати, о них. По тексту Вакула говорит царице: «Боже мой, да в таких черевичках неужели вы выходите на лед ковзаться?» Получается, что царица подарила герою не туфельки, а «ковзани», коньки… Но эти мелочи не могли затмить популярность фильма. Для кировчан он на долгие годы стал одним из любимых.

Многие называют символичным то, что в еще одной экранизации Гоголя — мюзикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» — Вакулу сыграл Олег Скрипка, который в детстве жил… у нас в Кировске. Позже Скрипка признавался, что очень любил этот старый советский фильм.

Из прекрасного актерского состава фильма Роу, снятого более полувека назад, ныне живут и здравствуют Оксана и Солоха, актрисы Людмила Мызникова и Людмила Хитяева. Судьба Вакулы, актера Юрия Таврова, который прославился своей дебютной ролью, сложилась печально. Он играл мало. В последние годы жизни работал строителем в Одессе, из-за глаукомы ослеп на один глаз. Был дважды женат. Точную дату и место смерти не знают не только поклонники и знатоки фильма Роу, но даже его коллеги по цеху.

Долгие годы никто не знал и то, куда же девалась красавица Оксана.

— Когда мой внук Станислав-Август изучал в школе произведение Гоголя, там были две страницы, посвященные фильму Роу, — вспоминает актриса Людмила Мызникова.Под кадрами, где были мои фотографии, стоял вопрос: «Какие чувства выражает лицо Оксаны?» Подняли и моего внука. И тут он выпалил: «Так это же бабушка!» Дети были поражены. Один мальчик даже спросил: «А разве Оксана еще жива?» (Смеется.)

Два года назад один из российских телеканалов устроил встречу героям старых детских советских сказок, где и встретились Оксана и Солоха. Что и говорить, обе выглядели великолепно. «Вы посмотрите, как мы держимся!» — воскликнула Людмила Хитяева, взорвав зал аплодисментами.

*В наши дни Людмила Белинская, в девичестве Мызникова, является одним из руководителей христианского театра «Мистериум» (Фото из семейного альбома)

И если «божественная Солоха» после фильма блистала еще несколько десятилетий в кино и театре, то искрометная взыскательная Оксана, отвергнув посыпавшиеся после выхода фильма роли (она ждала настоящую, размениваться по пустякам не хотела, как и советовал ей Роу), искала себя в разных ипостасях. Актриса окончила филфак Киевского университета имени Тараса Шевченко, снялась в нескольких фильмах, служила в киевском ТЮЗе, а позже вышла замуж за актера этого же театра Олега Белинского, родила сына и с головой ушла в материнство.

В последние десятилетия Людмила Николаевна жила в Киеве тихо, не напоказ. Снялась в 12 сериях фильма «Ко мне, Мухтар!», заведовала отделом театрального музея на территории Киево-Печерской лавры, сейчас вместе с мужем, режиссером и драматургом, руководит христианским театром «Мистериум».

— Людмила Николаевна, какой вопрос вам чаще всего задают, расспрашивая о фильме?

— Была ли у меня любовь с Вакулой на самом деле и как умудрялся есть вареники Пацюк? (Улыбается.) Скажу сразу, любви с Вакулой у меня не случилось, с ним и дружить-то было сложно. По характеру мы очень разные. Вакула, которого играл Юра Тавров, был довольно замкнутым человеком. Ну, а Пацюк в исполнении замечательного украинского актера Николая Яковченко не заглатывал вареники, а наоборот, выплевывал. Дальше — обратная съемка. Яковченко объелся этими варениками и потом говорил, что не может на них смотреть. Очень сочный такой был актер — яркий, характерный, кривоногий, смешной.

Кстати, такой же метод обратной съемки использовали для изображения высоких прыжков черта. Акробат вместо Милляра прыгал задом наперед с большой высоты.

В Кировске, на съемках фильма, мы пробыли месяца два. До сих пор вспоминаю те дни с теплотой. Ко мне относились как к ребенку, очень бережно. А больше всего заботились Александр Артурович Роу, великолепный актер Александр Хвыля (он играл казака Чуба) и Георгий Францевич Милляр, чрезвычайно добрый, интеллигентный и милый человек. Они смотрели, чтобы я не грустила, чтобы за мной никакие ребята не бегали. Оберегали меня, потому что мама дала приказ, чтобы все было строго. Фильм был хорошим, чистым. И отношения в группе были такие же.

— Гонорар вам большой заплатили?

— Откровенно говоря, не помню, но приличный по тем временам. Мама мне тогда сказала: «Давай тебе шубу купим, чтобы память была».

— Когда увидели мюзикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», показанный в ночь с 2001 на 2002 год, ревности не было?

— Я не ревную. Нет таких чувств. Довольно приятный мюзикл. Хотя многие говорили мне: «Ой, что вы! Никакого сравнения с фильмом Александра Роу». А сравнивать и не надо. Наоборот, здорово, что тема Гоголя продолжается…