Факты
Деньги в руках

Налоговая амнистия: сколько и когда украинцы заплатят государству за легализацию своих теневых сбережений

24.06.2021 14:45

Недавно Верховная Рада приняла закон, предусматривающий старт налоговой амнистии в Украине уже с 1 сентября 2021 года. Этим документом вносятся изменения в Налоговый кодекс Украины и вводится одноразовое (специальное) добровольное декларирование физическими лицами принадлежащих им активов, определяется порядок уплаты единовременного сбора в бюджет. В предыдущей статье «ФАКТЫ» рассказали, кто именно и как может задекларировать свои сбережения, с которых не были своевременно уплачены налоги. Но остается еще много вопросов относительно размера уплаты налога и санкций за отказ от декларирования. Стоит выяснить, какие особенности добровольного декларирования предусмотрены законом.

«Уплата сбора по одноразовому добровольному декларированию осуществляется декларантом в течение 30 календарных дней»

— Особенность добровольного декларирования — установление соответствующего порога для декларирования, — сообщил «ФАКТАМ» адвокат, управляющий партнер АО «Мисечко и Партнеры» Владимир Мисечко. — Да, лица, имевшие право на одноразовое добровольное декларирование и не воспользовавшиеся таким правом, считаются сообщившими в контролирующий орган об отсутствии в собственности активов физического лица, полученных (приобретенных) в результате доходов, с которых не уплачены или уплачены не в полном объеме налоги и сборы в соответствии с налоговым законодательством на момент начисления или получения таких доходов, или состав и объем таких активов находится в следующих пределах:

  • валютные ценности, суммарная стоимость которых не превышает 400 тысяч гривен;
  • квартира или квартиры, общая площадь которых не превышает в совокупности 120 квадратных метров, или соответствующие имущественные права;
  • жилой дом или дома, общая площадь которых в совокупности не превышает 240 квадратных метров, или идентичный жилой дом незавершенного строительства;
  • нежилые дома некоммерческого назначения, общая площадь которых не превышает 60 квадратных метров;
  • земельные участки, совокупный размер которых по каждому отдельному участку не превышает нормы бесплатной передачи, определенной статьей 121 Земельного кодекса Украины;
  • одно транспортное средство личного некоммерческого использования.

Кроме того, по словам юриста компании Stron Legal Services Марины Хеленюк, декларации будут подаваться исключительно в электронной форме. И здесь возникает вопрос, какими будут порядок и размер оплаты сбора по одноразовому добровольному декларированию?

— Базой налогообложения для валютных ценностей является их денежная стоимость в национальной валюте, — сообщил Владимир Мисечко. — А для объектов недвижимого и движимого имущества расходы декларанта на приобретение (получение) объекта декларирования, а также стоимость, которая определяется на основании оценки имущества и имущественных прав, финансовых инструментов, других активов.

Сумма сбора, подлежащего уплате, имеет три категории, в зависимости от объекта налогообложения.

Оплачивается 5% (6% с уплатой налогового обязательства тремя равными частями ежегодно):

  • по валютным ценностям, размещенным на счетах в банках в Украине;
  • по движимому и недвижимому имуществу в Украине.

Оплачивается 9% (11,5% с уплатой налогового обязательства тремя равными частями ежегодно), а на период с 01.09.21 по 01.03.22 ставка составляет 7% или 9,5% соответственно:

  • по валютным ценностям, размещенным на счетах в иностранных банках;
  • по движимому и недвижимому имуществу, находящемуся (зарегистрированному) за рубежом.

Оплачивается 2,5% (3% с уплатой налогового обязательства тремя равными частями ежегодно) по номинальной стоимости государственных облигаций Украины со сроком обращения более 365 дней без права досрочного погашения, приобретенных декларантом в период с 1 сентября 2021 года до 31 августа 2022 года до представления одноразовой (специальной) добровольной декларации.

Уплата сбора по одноразовому добровольному декларированию осуществляется декларантом в течение 30 календарных дней с даты подачи добровольной декларации или тремя равными частями:

  • первого платежа — в течение 30 календарных дней с даты подачи одноразовой (специальной) добровольной декларации;
  • второго платежа — до 1 ноября 2023 года;
  • третьего платежа — до 1 ноября 2024 года.

«Закон не предусматривает прямых санкций за отказ от добровольного декларирования»

Возникают вопросы, будет ли государство проверять достоверность информации, представленной в декларации, и как именно будет проводиться проверка?

— В течение 60 дней после подачи декларации может осуществляться камеральная проверка, направленная на выявление арифметических и логических ошибок в декларации, — сообщила юрист Марина Хеленюк. — При камеральной проверке налоговые органы могут обращаться в соответствующие органы или к декларанту с запросами на предоставление информации и т. п.

— По закону, налоговый орган наделен правом на проверку информации, — уточнил Владимир Мисечко. — В частности, он имеет право:

  • проверить регистрацию сделок или активов в государственных реестрах, в том числе путем обращения в соответствующие государственные органы;
  • обратиться к декларанту с запросом о подтверждении наличия у декларанта указанных в соответствующей одноразовой (специальной) добровольной декларации имущества, имущественных и неимущественных прав, в случае если по результатам проверки выявлено расхождение между задекларированной информацией и данными государственных реестров.

Если налоговым органом в течение 365 дней со дня подачи одноразовой (специальной) добровольной декларации будут выявлены нарушения декларантом условий размещения валютных ценностей в банковских или других финансовых учреждениях или других предусмотренных законом условий, при условии непредоставления в течение 15 дней объяснений и подтверждающих документов налоговая имеет право на документальную внеплановую выездную проверку и налогообложение задекларированных активов по ставке 18 процентов.

Несмотря на добровольность декларирования, многие украинцы могут проигнорировать узаконивание своих теневых сбережений. Поэтому возникает вопрос, какие санкции предусмотрены после проведения налоговой амнистии к гражданам, которые не задекларировали активы, полученные в результате доходов, подлежащих в момент их получения налогообложению и с которых не были уплачены налоги?

— Главной целью специального добровольного декларирования является предоставление возможности гражданам, не задекларировавшим свои доходы, сделать это, заплатив сбор, размер которого меньше подоходного налога, — отметил Владимир Мисечко. — Ведь сейчас есть категория украинских граждан, у которых расходы не соответствуют их официальным доходам, и одно дело, когда такие граждане тратят средства, пользуются имуществом, другое дело, когда нужно приобрести имущество, создать бизнес с уставным капиталом и тому подобное.

Если говорить юридическим языком, расчеты по нотариальным сделкам на сумму более 50 тысяч гривен могут быть проведены только путем безналичного расчета (ст. 7 Положения НБУ «О ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине № 148 от 29.12.2017).

Кроме того, согласно ст. 20 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», пороговая сумма первоначального финансового мониторинга 400 тысяч гривен.

Иными словами, приобретение недвижимости на сумму более 400 тысяч гривен нуждается в объяснении происхождения средств. В случае отсутствия таких объяснений и их документального подтверждения банк может отказать в проведении платежа, а в некоторых случаях даже заморозить средства.

А что касается санкций, то после проведения налоговой амнистии пользоваться и распоряжаться «серыми» средствами, по моему мнению, станет еще сложнее, других санкций и придумывать не нужно.

— Закон не предусматривает прямых санкций к недекларантам, — уточнила Марина Хеленюк. — Однако лица, не подавшие декларацию, будут считаться налоговыми органами сообщившими об отсутствии активов, полученных с доходов, с которых не были уплачены налоги и сборы. Соответственно, в случае получения налоговыми органами информации о наличии у недекларанта активов, полученных с незадекларированных доходов, эти лица будут считаться нарушителями налогового законодательства и будут привлечены к ответственности.

Стоит напомнить, что ранее, в рамках подготовки налоговой амнистии, парламент внес изменения в Закон «О валюте и валютных операциях». Согласно этому закону, гривня также является валютной ценностью, поэтому его действие распространяется на сбережения и активы в гривне так же, как и в иностранной валюте.

Фото Pexels.com