Факты
Маковей

Обереги-«маковейки», освящение колодцев и начало поста: особенности народного празднования Маковея

13.08.2021 12:05

Август подарил нашим предкам целых три Спаса, каждый из которых имеет свою историю и традиции. 14 августа приходит время Маковея — первого из трех праздников в честь Спасителя. По церковному календарю — Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня. В храмах в этот день освящают воду, мак и цветы. Праздник объединил христианские и народные украинские традиции.

В Украине праздник издавна имеет несколько названий: Маковея, Макотруса, Первый Спас, или Спас на воде, Мокрый Спас, реже — Медовый. С чем это связано и какие обряды закрепились в быту украинцев с давних времен, рассказала «ФАКТАМ» Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).

История праздника

— Слово «Спас» в названии праздника означает Спаситель — Иисус, Бог, Сын, — рассказывает Елена Громова. — Православная церковь чтит также в этот день память семерых христианских мучеников братьев Маккавеев, их матери Соломонии и учителя Елеазара, которые приняли страшную смерть за веру в Бога. Надо также отметить, что от византийцев пришел к нам праздник (введен еще до ХI века) в честь вынесения части Креста, на котором был распят Спаситель, из императорского дворца в храм Святой Софии. Сохраненную святыню две недели носили по Константинополю для избавления от болезней и очищения города от злых духов, которые могли вызвать ужасные эпидемии. С помощью Креста освящали воду.

В то же время наши предки торжественно праздновали сбор урожая в конце лета, что свидетельствует о обрядовых дохристианских корнях праздника. Согласно народным приметам, если в этот день пойдет мелкий, как мак, дождь, то следующий год будет урожайным. Говорили: «На Маковія літо закінчується, осінь починається», «у Спаса всього в запасі: і дощ, і вітер, і відро, і різна погода», «Після Першого спасу в воду не заходять», «Дощ на Маковія — мало пожеж буває», «На Перший спас і жебрак медку скуштує». Как заметили в народе, после Первого Спаса может похолодать. Поэтому считали: «Як прийшов Спас — пішло літо від нас», «Прийшов Спас — готуй рукавиці про запас».

На Маковея кое-где уже собирали мед (во время сбора лучше громко не разговаривать, чтобы пчел не спугнуть и не испортить сладкие дары). И в церквях его освящали. Особенно это характерно для южных регионов, где все созревало раньше. Свежий мед могли пробовать на Маковея после освящения. Но, как утверждают исследователи народных традиций, массово освящали продукцию пчеловодства именно на Яблочный Спас, который отмечают 19 августа. В некоторых регионах мед несли в церковь на оба Спаса. Поэтому название «Медовый Спас» может быть универсальным для двух праздников. Кстати, в народе считали, что с первой ложкой освященного меда надо загадать заветное желание и оно исполнится.

Читайте также: Медовый, Яблочный и Ореховый Спас: когда празднуют и что обязательно нужно сделать

На Маковея во многих селах устанавливали в определенном месте (где проходило празднование) высокие столбы, украшали их цветами, разнообразными растениями, а сверху ставили тыкву (вырезали в ней глаза, нос, рот).

Праздничный букет — «маковейка»

— В основном на Маковея наши предки составляли букеты из созревшего мака, полевых, лесных и огородных цветов. - рассказывает Елена Громова. — Такие букеты считали оберегами и верили, что они целый год защищают дом от злых сил, отгоняют беду и сглаз — отталкивают негатив, который может навредить человеку. Эта традиция несколько изменилась в христианскую эпоху — обереги стали освящать в церкви. Утром девушки, женщины, юноши и мужчины в праздничных одеждах шли в храм и несли туда большие охапки трав. После службы люди становились вокруг церкви, и священник проводил обряд — освящал воду и букеты. Растения собирали заранее — делали «маковейку». В ее состав входили бархатцы, тимьян, кудрявцы, володушки, настурция, мята, календула, полевые сокирки, луговая душица, ароматное роман-зелье, базилик, колосья злаков и другие растения. Иногда в букет попадали полынь и тысячелистник. Но обязательно туда вставляли мак. Его добавляли и по три головки, а там, где придерживались древних обычаев, — семь (по количеству погибших за веру мучеников). Брали для оберегов и небольшие цветки незрелого подсолнечника, некоторые добавляли несколько стеблей конопли или льна (бывало, что головки мака связывали в отдельный букет).

Праздничный букет-оберег

Каждые трава и цветок, которые входили в состав букета, имели определенное значение: например, рута-мята — от всякой напасти и должна была добавлять здоровья, володушки — на милость, согласие и искренность в семье, кудрявцы — чтобы ребят с кудрями любили девушки, душица — для плодовитости животных, пчел, а подсолнух олицетворял небесное светило, и считалось, что он приносит милосердие людям, животным и растениям.

В «маковейку» добавляли различные растения и головки мака - от одной до семи штук, реже мак связывали отдельно

Букет перевязывали красной лентой (чтобы в семье все были здоровы), могли завернуть его в праздничный рушник и так несли освящать. «Маковейку» (или «маковейский цветок»), которую собирали по своему вкусу как личный оберег, с освященным маком клали в доме под образами. Весной мак высевали на огороде, а высохшие цветы девушки могли вплетать в косы (чтобы волосы были крепкими, густыми и не выпадали). Зимой же сухоцветом украшали свадебное деревце.

Букеты-обереги делали по своему вкусу

— Мак имел защитные качества. Могли освятить и обычный, и дикий, — продолжает Елена Громова. — Как раз последним часто посыпали двор, чтобы к дому не могла подобраться ведьма. Освященным маком осыпали скот, чтобы болезни не цеплялись и ведьмы не навредили.

Такие букеты делают на Ивано-Франковщине (Косовский район, село Химчин)

Что едят в пост

— С 14 августа начинается «спасовка»: по 27 августа у православных верующих Успенский пост (в честь Успения Пресвятой Богородицы, который приходится на 28 августа), — рассказывает Елена Громова. — Этот пост сравнивают с Великим (которого придерживаются перед Пасхой). В дни поста не проводят венчания. Самое важное в это время — телесное и духовное воздержание, также вводятся строгие ограничения в еде: нельзя употреблять мясные и молочные продукты, яйца. Можно есть только растительную пищу — фрукты и овощи, каши, сухофрукты, орехи, мед, а также хлеб.

Среди блюд, которые готовились к Спасу, обязательно были коржи, которые делались на соде, — «шулики». Их ломали и употребляли с маковой растиркой (тертый мак с водой и медом). Мак терли до появления белого сока — «макового молочка». Не обходился праздник без постного борща с грибами, пекли хлеб, но королем стола был мак: готовили маковники — рулеты с маком, лепили вареники с маковой начинкой…

Чего нельзя делать на Маковея

Заниматься уборкой, копать, строить, шить, стирать.

Ссориться и выяснять отношения, нельзя никому желать зла (чтобы не вернулось назад сторицей).

Существовал запрет на работу не только в доме, но и на огороде.

До Спаса последний раз в нынешнем году купали скот, чтобы не болел.

С 15 августа не купались в озерах и водоемах, чтобы не заболеть и не утонуть.

На Маковея освящают воду

— Спас был особым праздником для детей и девчат, — говорит Елена Громова. — Они собирались группами, заранее плели веночки, носили их в храм, также шли туда с яркими «маковейками», вплетали в волосы цветы, ленты, надевали яркие бусы. Кроме того, молодежь ходила в лес за травами, позволяла себе шуточные забавы («кот и мышь», «гуси и волк», «король» и другие). Хотя массово развлекаться церковь не рекомендовала, все же молодежь собиралась своим кругом и пела успенские песни.

В западных регионах Спас называли Первым и его не так торжественно отмечали, как в других местах. Но везде по Украине на Маковея освящали воду (отсюда название — Спас на воде). По легенде, когда Константинополь страдал от эпидемии, которая началась из-за воды, часть деревянного Животворящего Креста помогла людям: с помощью фрагмента Креста (на котором был распят Иисус) освятили водоемы в городе, и тогда же возникла традиция освящения воды на Спас.

В Украине особое внимание уделяли освящению колодцев. Возле них проводили обряд, для чего организовывалась целая процессия. «Свята кринична вода завжди дарує людині силу, здоров’я й наснагу», — считали в народе, а еще с большим уважением говорили: «Нема голода, коли п’ється вода». Этой водой умывались, ее пили, ею кропили сено, чтобы уберечь от мышей, а также обрызгивали пчелиные ульи. У славянских народов существовали легенды о животворной силе воды. Об этом упоминается еще в летописи «Повесть временных лет», составленной в Киеве в XI—XII вв.еках: речь шла о древлянах, которые поклонялись колодцам. У Тараса Шевченко тоже есть упоминание об освящении источника: «На те літо криницю святили, на самого Маковія і дуб посадили»… Обычно люди бережно ухаживали за родничками. А после обряда освящения воды крестьяне обсаживали источник деревьями или втыкали рядом свежие ветви ивы.

После освящения колодцев ставили застеленные праздничными скатертями столы с хлебом-солью, зажженными свечами, святой водой и коливом (кутья). Эта обрядовая пища предназначалась добрым духам и умершим предкам.

На территории музея проводят древние обряды, в том числе устанавливают шест с тыквой

Как всегда, по календарю мы празднуем в Пирогово праздник — Маковей. На Певческом поле 14 августа гостей ждут в 14:00. По желанию можно будет посетить мастер-класс по изготовлению «маковейчика». Фольклорные коллективы воссоздадут древние спасовские обряды, которые проводили на территории Украины: установление праздничного украшенного цветами креста, обсыпание маком, освящение воды. Посетителей угостят «шуликами» с медом. Мастера подготовили и концертную программу, чтобы на праздник создать всем хорошее настроение.

Ранее Елена Громова рассказала «ФАКТАМ» о еще одном большом летнем празднике — Дне Петра и Павла. О его истории, приметах и традициях читайте здесь.