Факты
ПЕДИАТР ГАЛИНА БЕКЕТОВА

Как восстановить здоровье ребенка после COVID-19 и чем помочь во время дистанционного обучения: отвечает педиатр

18.11.2021 6:20

Дети сегодня уязвимы. Они часто болеют, любят нездоровую пищу, мало двигаются и засиживаются со своими гаджетами допоздна. А еще переживают стресс, ссорятся с родителями и учителями и, о ужас, курят и употребляют алкоголь. Медики и учителя бьют тревогу — в жизнь идет нездоровое и неграмотное поколение. Можно ли что-нибудь изменить? Как быстрее восстановить здоровье ребенка после перенесенного COVID-19? Чем помочь школьнику во время дистанционного обучения? На эти и другие вопросы наших читателей ответила заведующая кафедрой детских и подростковых заболеваний Национального университета здравоохранения имени П. Л. Шупика Минздрава Украины, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент НАМН Украины Галина Бекетова.

«Новую информацию лучше запоминать, двигаясь»

— Беспокоит Евгения из Киева. Дети (11 и 15 лет) сейчас на дистанционном обучении и почти целый день сидят у компьютера. Вижу, что им тяжело запоминать и усваивать новый материал. Почему?

Советую утром вместе с ними делать зарядку, контролировать, чтобы между уроками были перерывы, во время которых следует выполнять несложные физические упражнения. Рекомендую больше гулять, ведь на воздухе невозможно заразиться коронавирусом. После обеда желательно выйти на улицу — побегать, прокатиться на велосипеде, поиграть в мяч.

Если дети переболели COVID-19, то определенное время могут страдать постковидным синдромом. Он проявляется когнитивными нарушениями: ухудшается память, тяжелее воспринимается новый материал, увеличивается тревожность. Дети становятся раздражительными, а иногда и неадекватными из-за пониженных тормозных процессов нервной системы. Это иногда требует даже сопровождения психолога. Важен правильный распорядок дня, в котором определено время не только для обучения и отдыха, но и физической активности — на улице или дома.

— Как улучшить память?

— Больше двигаться! Физиологи утверждают, что память самая активная, когда человек находится в движении, в меньшей степени — когда сидит, а хуже всего — лежит. Можно просто ходить по комнате, приседать или делать какие-нибудь упражнения. Движение — жизненно необходимая функция, без которой ребенок не может нормально развиваться. Принцип «обучение в движении» сейчас применяют в некоторых школах как технологию, которая сохраняет здоровье. Ее автор — уникальная личность, педагог, профессор Александра Дубогай. Такой подход имеет два преимущества: поддерживает интеллектуальное развитие ребенка и сохраняет его физическое здоровье. Хочется, чтобы полезное новшество шире внедрялось повсюду — от детского сада до университета.

— Тамила из города Кропивницкий. Сын, которому 15 лет, часто что-нибудь забывает. Какие продукты улучшают память?

— Питание должно быть оптимально сбалансированным, учитывая, что многие дети сегодня страдают от стресса. К нему приводит что угодно: болезнь или состояние после недуга, операция или травма, ссора дома или в школе, чрезмерная физическая нагрузка, интенсивная школьная программа.

Следует употреблять больше продуктов, богатых магнием: орехов (грецких, фундука, кешью, кедровых, имеющих больше магния), семян — подсолнечных, тыквенных, а также листовых зеленых овощей. Магний повышает устойчивость к стрессам. Во время острого или хронического стресса с мочой теряются ионы магния. Чем продолжительнее стресс, тем больше дефицит магния. Также стрессом для организма является короткий и неспокойный сон. Память улучшается у тех, кто достаточно спит и хорошо высыпается.

— Это Антонина Петровна из города Никополь. Внучка во втором классе плохо воспринимает информацию с экрана, когда нет контакта с учителем. Что посоветуете?

— Нет другого варианта, как родителям повторять с ребенком пройденный материал и готовиться вместе к следующему уроку, поскольку каждый ребенок по-разному воспринимает информацию: кто-то больше через глаза (визуал), другой — на слух (аудиал), а кому-то нужны еще и тактильные ощущение.

Что укрепляет память

Подходящая возрасту двигательная активность, продукты, богатые магнием — орехи, семена, зеленые листовые овощи, и нормальный полноценный сон.

«Тем, кто постоянно заедает стресс, грозит ожирение»

— Звонит Елена, киевлянка. Сыну (он сейчас в пятом классе) постоянно хочется есть на уроках, которые проходят дистанционно. Я на работе, и когда возвращаюсь домой, вижу, что холодильник опустошен. Может быть, сыну нужно сдать какие-то анализы?

— Не торопитесь. Очень многие дети, как и взрослые, «заедают» стресс. Ребенок находится в четырех стенах, длительное время — перед экраном компьютера, а это на подсознательном уровне — большой стресс. Поэтому стрессовую нагрузку мальчик снижает с помощью еды. Важно, чтобы эта особенность не перерастала в поведенческий стереотип и не стала причиной лишнего веса или даже ожирения… Сегодня речь идет об эпидемии ожирения в Украине, потому что у нас более 102 тысяч детей с избыточным весом, который часто остается до конца жизни.

Мальчик копирует стереотипы поведения в семье и ведет себя как родители. Профессор Александра Дубогай советовала вести дневник и фиксировать данные по физической активности за день. Утром — комплекс простых физических упражнений вместе с родителями. Для объективного контроля за состоянием тренированности и адаптации ребенка взрослые должны считать его пульс и частоту дыхания до и после физической нагрузки. Такой подход дает реальную возможность привлечь всех членов семьи к здоровому образу жизни.

Активный день будет продолжаться и в школе: на перемене учащиеся делают маленькую физическую разминку, а учитель проветривает класс. Перед каждым уроком педагог предлагает учащимся надувать резиновые игрушки для лучшей вентиляции легких.

Также в дневнике есть шкала, в которой ребенок смайликами оценивает свое настроение. Учитель, увидев много грустных смайликов, сделает что-то, чтобы подбодрить учеников — например, под ритмическую считалку они бросают друг другу легкий мяч.

Родители должны выяснить, не курит ли ребенок тайком. Или еще хуже — употребляет алкоголь или психоактивные вещества. К сожалению, иногда дети курят, начиная с семи-восьми лет. Если у вас самих есть вредные привычки, старайтесь избавиться от них. Для ребенка отец и мать — самые важные люди в жизни, которые каждый день показывают, как нужно жить.

Читайте также: Если ребенок болеет ОРВИ 10−12 раз в год, это нормально. Так тренируется иммунитет, — детский иммунолог

— Ольга из Киева. Беспокоит, что дочь (ей 13 лет) иногда лакомством заменяет завтрак, обед и ужин. Говорит, глюкоза нужна для мозга. Как уменьшить количество сладостей?

— Если ребенок питается согласно возрасту, ему не нужны ни перекусы, ни дополнительная глюкоза. Проследите, чтобы дочь хорошо завтракала. Если по возрасту ей нужен второй завтрак, он должен быть полноценным, как и обед и ужин. Детей нужно приучать к тому, что глюкозу и фруктозу можно получить не из сладостей, содержащих легкоусвояемые углеводы, а из фруктов. Например, в винограде глюкозы гораздо больше, чем в вафлях, к тому же много фруктозы. Скорее всего, в вашей семье пристрастие к сладостям есть у кого-нибудь из взрослых. Идеально, если мама и папа сами показывают, как нужно правильно питаться.

Только цифры

В Украине более 102 тысяч детей имеют избыточный вес.

«Лучшее, что могут дать ребенку родители, безусловная любовь»

— Это Григорий из Черкасской области. Из-за того что дочь (ей девять лет) много сидит за компьютером, испортилась осанка — голова втянулась в плечи, спина — дугой. Что посоветуете?

— Вашу дочь должен осмотреть детский ортопед-травматолог и назначить соответствующее лечение. Чтобы улучшить осанку, можно использовать простую фишку. Родители, а со временем и сами дети, шьют мешочек из красивой ткани (в виде цветочка, зверюшки), насыпают 400 граммов крупной соли и держат на макушке на уроках и во время выполнения домашних заданий. Это предотвращает нарушения осанки, формирование функциональных расстройств со стороны пищеварительной и сердечно-сосудистой системы, а также предупреждает развитие астигматизма и близорукости, потому что расстояние от глаз до тетради будет физиологическим — минимум 30 сантиметров.

За осанкой детей должны следить и в школе. Очень эффективен подход, когда учитель предлагает детям встать и кончиком носа записать, например, правило. Учащиеся хорошо его запоминают, им весело, и разные группы мышц получают нагрузку.

— Анна из Херсона. Сын переболел коронавирусом легко. Но через неделю после болезни начал быстро уставать. Как вернуть бодрость? Может, дать какие-нибудь витамины?

— Думаю, вашего сына постиг постковидный синдром. Мировая статистика свидетельствует, что он есть у каждого четвертого-пятого человека, перенесшего COVID-19. Чаще беспокоит слабость, проблемы со стороны сердечно-сосудистой системы (повышение или, наоборот, резкое снижение давления, тахикардия), беспричинное повышение температуры или ее снижение до 35−35,3 градуса. Возможна диарея, которая внезапно возникает и неожиданно проходит. Но больше всего страдает когнитивная сфера: ухудшается память, появляется дезориентация, неадекватная реакция на какие-либо ситуации. Люди могут впадать в депрессию, жалуются, что появляются суицидальные мысли. Коронавирус поражает определенные органы-мишени (легкие, сосуды, почки), но страдает весь организм.

Человеку, который считает, что болезнь — «это уже конец света», сложно помочь. Настраивайте сына на позитивное мышление: «Это пройдет через два-три месяца. А сейчас мы будем чаще гулять на свежем воздухе, больше двигаться, стараться хорошо спать и питаться».

Читайте также: Чем опасен мист-синдром, возникающий у детей после COVID-19, и грозит ли им штамм «Дельта»: отвечает педиатр

Цинк, витамины D и С, группы В, содержащиеся в протоколах профилактики COVID-19, лучше получать из свежих овощей и фруктов, чем круглый год пить витамины, как иногда считают родители. Когда ребенок переболел, курс витаминов и минералов, подобранный с учетом его возраста и общего состояния здоровья, а не агрессивно, не помешает. Но у детей настолько мощные резервные и восстановительные возможности, что специально что-либо добавлять нецелесообразно. Всегда повторяю своим пациентам: чем меньше медикаментозных воздействий, тем лучше, и стараюсь назначать минимум лекарств.

Самое большее и лучшее, что могут дать родители ребенку, — безусловная любовь. Сына или дочь любят только за то, что они есть, а не за то, что красивы, умны или послушны. И если для ребенка хорошим примером является его семья, то он «обречен» быть здоровым вопреки всем катаклизмам и пандемии. В семьях, где дети растут в условиях безусловной любви, царит здоровье.

Признаки постковидного синдрома

  • Упадок сил и слабость.
  • Проблемы со стороны сердечно-сосудистой системы (повышение или резкое понижение давления, тахикардия).
  • Температурная реакция: беспричинное повышение температуры или ее понижение до 35−35,3 градуса.
  • Диарея.
  • Ухудшение памяти, время от времени дезориентация и неадекватная реакция.

Ранее детский аллерголог Екатерина Ковбаско рассказала, как отличить простуду от аллергии у ребенка и какие методы ее лечения сегодня наиболее эффективны .

Фото Оксаны ЛЕВЧУК, «ФАКТЫ»